г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2018 г. |
Дело N А26-7771/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Сивцевой П.С.
при участии:
от истца (заявителя): Сасим И.С. - доверенность от 16.01.2018
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34225/2017) ГУ-УПФР в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.11.2017 по делу N А26-7771/2017 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению ГУ-УПФР в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное)
к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению "Республиканская больница N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия"
о взыскании
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Республиканская больница N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия" (далее - ответчик, Учреждение) 1 500 руб. финансовой санкции за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за июнь 2016 года.
Решением суда первой инстанции от 20.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на не правильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Фонда требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Учреждение, уведомленное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, за отчетный период - июнь 2016 года Учреждение 06.07.2016 (в установленный срок до 11.07.2016) представило по телекоммуникационным каналам связи сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" в отношении 119 застрахованных лиц, в том числе в отношении Ильина Александра Анатольевича, СНИЛС 078-066-294 93 и Павлова Алексея Сергеевича СНИЛС 077-160-403 55.
26.12.2017 Учреждение получило уведомление Фонда N 161 о необходимости представления пояснений или внесения соответствующих исправлений в отчетность, согласно которому не представлены сведения формы СЗВ-М за апрель, июнь 2016 года в отношении Мишиной Н.Ю., СНИЛС 151-201- 200 78, Ильина Александра Александровича, СНИЛС 104-990-054 49, Павлова Антона Сергеевича, СНИЛС 074-390-210 54.
Фонд указал, что сведения в отношении данных лиц указаны Учреждением в разделе 6 формы РСВ-1 за полугодие 2016 года.
27.12.2017 ответчик представил сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за июнь 2016 года на трех застрахованных лиц: Мишину Н.Ю., СНИЛС 151-201-200 78, Ильина А.А., СНИЛС 104-990-054 49, Павлова А.С., СНИЛС 074-390-210 54.
Установив в действиях ответчика факты нарушения п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ в части предоставления сведений на лиц, отсутствующих в представленных своевременно формах СЗВ-М с типом "исходная", Фонд составил акт от 10.03.2017 N 009S18170000967 и принял решение от 19.04.2017 N 009S19170001438 о привлечении Учреждения к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 1 500 руб.
Требованием от 25.05.2017 N 009S01170663621 Учреждению было предложено в добровольном порядке в срок до 15.06.2017 уплатить штраф.
Неисполнение Учреждением требования явилось основанием для Фонда обратиться в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований указал на отсутствие оснований для взыскания санкций с Общества со ссылкой на письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА- 09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ".
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 167-ФЗ) Учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же Законом определены обязанность (статья 15 Закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи предоставляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь предоставляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лицах по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" (далее - Закон N 385-ФЗ) внесены изменения в статью 11 Закона N 27-ФЗ.
На основании части 2 статьи 9 Закона N 385-ФЗ изменения, внесенные в Закон N 27-ФЗ, вступили в силу с 1 апреля 2016 года.
В частности, статья 11 Закона N 27-ФЗ дополнена пунктом 2.2, в соответствии с которым (в редакции, действующей до 01.01.2017, то есть на момент совершения нарушения) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Информация предоставляется посредством электронного документооборота (абзац третий части 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83 п.
Данным постановлением предусмотрено представление следующих форм СЗВ-М:
- "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период;
- "доп" (дополняющая форма) подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- "отмн" (отменяющая форма) подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
На основании ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных ч. 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Закона N 212-ФЗ.
В данном случае судом установлено и подтверждается материалами дела, что сведения формы СЗВ-М за апрель, июнь 2016 года в отношении Мишиной Н.Ю., СНИЛС 151-201- 200 78, Ильина Александра Александровича, СНИЛС 104-990-054 49, Павлова Антона Сергеевича, СНИЛС 074-390-210 54 не были представлены Учреждением в установленный законом срок.
Из материалов дела усматривается, что 27.12.2017 Учреждение представило в Фонд дополнительные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель, июнь 2017 (с типом формы "дополняющая").
При этом сведения, указанные в СЗВ-М по типу формы "дополняющая", в отношении 3 застрахованных лиц были представлены Обществом впервые и не были отражены в сведениях по форме за этот же период (с типом формы "исходная"), представленных в Пенсионный фонд в установленный законодательством срок.
Данное обстоятельство Обществом по существу не отрицается.
При таких обстоятельствах, сведения о застрахованных лицах, указанных в СЗВ-М с типом формы "дополняющая" представлены Обществом за пределом срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, а первоначально представленные сведения являются неполными.
Вопреки доводам Общества, из буквального толкования взаимосвязанных положений пункта 2.2 статьи 11, абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ об учете не следует, что самостоятельное исправление Обществом ошибки до ее выявления Управлением само по себе является обстоятельством, исключающим применение определенной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ финансовой санкции.
Представление корректирующих индивидуальных сведений с нарушением установленного срока, действительно, не образует состава правонарушения, установленного статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Однако указанные выводы могут быть сделаны путем анализа, в том числе и норм Инструкции, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 766н, которая предусматривает случаи и порядок предоставления корректирующих сведений, а также вопросы привлечения и освобождения от ответственности в данном случае.
Под исправлениями сведений, исходя из норм Инструкции, понимаются: - случаи ошибочного искажения сведений, которые уже были представлены в Управление; - выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.
При этом как указано в абзаце третьем пункта 39 Инструкция N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, финансовые санкции не подлежат применению при условии исправления ошибок в сведениях о конкретном застрахованном лице, предоставленных ранее.
В данном же случае имело место дополнительное представление сведений на сотрудников, а не исправление ошибок в ранее представленных сведениях на застрахованное лицо.
Страхователь не исправил (не уточнил) представленную отчетность, а вновь сдал сведения на других застрахованных лиц, следовательно, представленные сведения в рамках отчетного периода были неполными.
Таким образом, представление страхователем по истечении срока, предусмотренного статьей 11 Закона N 27-ФЗ, сведений по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" на застрахованных лиц, в отношении которых в установленные сроки ранее не были представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" свидетельствует о том, что исходные сведения были неполные и недостоверные, что свидетельствует о наличии состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания об отсутствии в действиях Учреждения вмененного ему в вину нарушения.
Размер штрафа за допущенное нарушение обществу определен в пределах санкции, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, порядок и сроки привлечения к ответственности не нарушены.
Процедура взыскания финансовой санкции соблюдена.
Ссылка суда на Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации 14.12.2004 N КА-09-25/13379 необоснованна, так как пункт 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, устанавливающий обязанность страхователей представлять отчетность по форме СЗВ-М вступил в силу с 01.04.2016. Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 (в редакциях Постановлений Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 N 422 и от 12.02.2004 N 73), на которое дается ссылка в рассматриваемом письме, утратила силу. Кроме того, в данном письме речь также шла об устранении ошибок (в ФИО, СНИЛС) в отношении лиц, на которых изначально своевременно были представлены необходимые индивидуальные сведения.
Таким образом, данное письмо не применимо к рассматриваемым спорным правоотношениям.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (действующего в проверяемый период) нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
Виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (статья 42 Федерального Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются:
1) совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
2) совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, плательщиком страховых взносов - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому периоду, в котором совершено правонарушение);
3) выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Положение настоящего пункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиком страховых взносов;
4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
При наличии обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения (пункт 2 статьи 43 Федерального Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
По результатам исследования имеющихся в материалах дела доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, исключающих вину общества в совершенных правонарушениях.
Согласно пункту 1 статьи 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Поскольку материалами дела установлено отсутствие обстоятельств, определенных ст. 109 НК РФ, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для освобождения Учреждения от ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ, и отказа в удовлетворении требований Управления о взыскании финансовой санкции.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.11.2017 по делу N А26-7771/2017 отменить.
Взыскать с Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Республиканская больница N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Карелия" (ОГРН 1021001009798) в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кондопога Республики Карелия (ОГРН 1161001054136) финансовые санкции в сумме 1500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7771/2017
Истец: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное)
Ответчик: федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение "Республиканская больница N2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия"