г. Саратов |
|
01 февраля 2018 г. |
Дело N А57-9076/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Камериловой В.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Акчуриной Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по финансам муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 декабря 2017 года по делу N А57-9076/2017 (судья Н.В. Павлова),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сфера", г. Саратов
к комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", г.Саратов, администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по финансам муниципального образования "Город Саратов",
третьи лица: комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов", общество с ограниченной ответственностью "Поволжресурс"
о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" лице комитета по финансам муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" задолженности за потребленные коммунальные услуги в размере 284566,17 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 9419 руб.,
при участии в судебном заседании представителя комитета по финансам МО "Город Саратов" - Возовой Е.С. по доверенности от 28.12.2017,
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сфера", комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов", третьих лиц, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "УК "Сфера" (далее - ООО "УК "Сфера", истец) с иском к комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству задолженности за потребленные коммунальные услуги в размере 265066,04 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 9419 руб.
Определением суда от 25.05.2017 дело были принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 26.06.2017 суд перешел к рассмотрению дела в порядке общего искового производства, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: администрация МО "г.Саратов", комитет по финансам МО "г.Саратов".
Определением суда от 25.07.2017 комитет по финансам, администрация МО "г.Саратов" были исключены из числа третьих лиц и привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.
Определением суда от 17.10.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора: было привлечено ООО "Поволжресурс".
Истец неоднократно уточнял исковые требования.
С учетом уточнений в соответствии с положениями статьи 49 АПК РФ истец просит суд о взыскании с МО "г.Саратов" в лице Комитета по финансам МО "Город Саратов" за счет средств казны МО "г.Саратов" задолженности за потребленные коммунальные услуги в размере 284566,17 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 9419 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11 декабря 2017 года по делу N А57-9076/2017 с МО "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ООО "УК "Сфера" взыскана задолженность за оказанные услуги по отоплению в муниципальных квартирах, расположенных в жилых домах N 28А и 28Б по ул. Скоморохова в г.Саратове и жилом доме N 53, расположенном по ул. Большая Долинная в г.Саратов в размере 284566,17 руб. за период за 01.01.2016 по 30.11.2016, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 8691 руб. Выдана ООО "УК "Сфера" справка на возврат из федерального бюджета излишне оплаченной государственной пошлины в сумме 728 руб.
Комитет по финансам МО "Город Саратов" не согласился с принятым решением суда и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части взыскания задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку он не является главным распорядителем средств бюджетных средств.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от истца в суд представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица отзывы на апелляционную жалобу суду не представили.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сфера", комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов", третьих лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель комитета по финансам МО "Город Саратов" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд в порядке части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно пункту 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" судам апелляционной инстанции указано, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Возражений против проверки решения суда только в обжалуемой части от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя комитета, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с 2015 года ООО "УК "Сфера" является управляющей компанией, обсуживающей жилые дома N 17, 18 и 19 (в настоящее время жилые дома N 28А и 28Б по ул. Скоморохова в г. Саратове и жилой дом N53, расположенном по ул. Большая Долинная в г. Саратов) 01.10.2014 между ООО "УК "Сфера" и ООО "Поволжресурс" был заключен агентский договор б/н на основании которого ООО "Поволжресурс" осуществляет свою деятельность.
ООО "Поволжресурс" является поставщиком отопления и горячей воды в жилые дома N 28А и 28Б по ул. Скоморохова в г. Саратове и жилой дом N 53, по ул. Большая Долинная в г. Саратов.
Застройщиком данных домов является ООО ФСК "Стройфин".
Все вышеуказанные жилые дома были введены в эксплуатацию в декабре 2015 года согласно разрешению на ввод в эксплуатацию N 64-RU64304000-98-2015 от 10 декабря 2015 года (жилой дом N 17), разрешения на ввод в эксплуатацию N 64-RU64304000-97-2015 от 10 декабря 2015 года (жилой дом N 18) и разрешения на ввод в эксплуатацию N 64-RU64304000-104-2015 от 18 декабря 2015 года (жилой дом N 19).
Впоследствии вышеуказанные жилые дома были переданы застройщиком в управление ООО "УК "Сфера" согласно договорам на управление многоэтажными жилыми домами.
Согласно п. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги и осуществлять иную деятельность.
МО "Город Саратов" приобрело в собственность часть квартир в данных домах по муниципальным контрактам, которые были заключены с застройщиком ООО ФСК "Стройфин".
Передача данных квартир состоялась МО "г. Саратов" сразу после сдачи домов в эксплуатацию - в декабре 2015 года.
Поскольку жилые дома были введены в эксплуатацию, в них подавалась горячая вода и отопление, все квартиры отапливались, и им была доступна горячая вода.
Таким образом, между истцом и МО "г. Саратов" в лице уполномоченных органов, фактически сложились правоотношения по оказанию - приему жилищно-коммунальных услуг.
Истец считает, что ответчик обязан участвовать в расходах, связанных с получением коммунальной услуги - отопление, подававшееся в спорный период в многоквартирные дома, соразмерно принадлежащей МО "г. Саратов" жилой площади в данных домах. Ненадлежащее исполнение ответчиком, являющегося собственником пустующих жилых помещений в многоквартирных жилых домах, находящихся в спорный период в обслуживании ООО "УК "Сфера", обязательств по оплате коммунальной услуги - отопление, послужило основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением о взыскании с МО "г.Саратов" в лице Комитета по финансам МО "Город Саратов" за счет средств казны МО "г.Саратов" задолженности за потребленные коммунальные услуги в размере 284566,17 руб.
Факт управления многоквартирными жилыми домами Истец подтверждает договорами управления многоквартирными домами от 18.12.2015 и от 14.12.2015, заключенными с застройщиком ООО ФСК "Стройфин", актами приема - передачи домов на обслуживание (том 1 л.д.15-23).
В материалы дела представлены распоряжения администрации МО "г.Саратов" N 1635А,N 1634А, от 14.12.2013, N 1676А от 18.12.2015 о присвоении адресов многоквартирным домам, акты приема-передачи жилых помещений от ООО ФСК "Стойфин" Комитету по градостроительной политике, архитектуре и капстроительству Администрации МО "г.Саратов" (том 1 л.д. 39-97).
Обязанность по уплате коммунальных платежей ежемесячно собственников квартир закреплена в ст. 30 и 153 Жилищного кодекса РФ. Однако это обязательство должником не исполняется с начала 2016 года, ответчик до настоящего момента не оплачивает свой долг за поставленные ресурсы.
Согласно Решению Саратовской городской Думы от 31.01.2007 года N 14-118 "О внесении изменений в Решение Саратовской городской Думы от 26.12.2005 N 60-664 "О нормативах потребления и тарифах на услуги отопления и горячего водоснабжения" отопление и горячее водоснабжение производится на основании тарифов, установленных постановлениями Комитета регулирования тарифов Саратовской области для каждой теплоснабжающей организации.
Исходя из тарифов на тепловую энергию и норматива потребления установленных решениями Саратовской городской Думы, расчетным путем получены тарифы потребления тепловой энергии из расчета на 1 кв. м отапливаемой площади: 2016 год: 1448,62 руб. Гкал 0,030 норматив 1 кал на 1 кв. м 43,46 руб. кв. м (за месяц).
За период с 01 января 2016 года по 30 ноября 2016 года задолженность как собственника квартир перед ООО "Поволжресурс" за ГВС и отопление составила: 284566,17 руб.
В материалы дела представлены лицевые счета по каждой из муниципальных квартир за спорный период.
Факт принадлежности муниципальных квартир МО "г.Саратов" подтвержден сведениями, представленными в материалы дела Администрацией Волжского района г.Саратова, КУИ г.Саратова.
Право на взыскание денежных средств за предоставленные третьим лицом - ООО "Поволжресурс" коммунальные услуги - отопление Истец обосновывает Дополнительным соглашением от 10.10.2014 к агентскому договору от 01.10.2014, в соответствии с которым Принципал (ООО "УК Сфера" представляет интересы Агента во всех судах всех инстанций, а агент (ООО "Поволжсресурс") ежемесячно, до 10 числа текущего месяца направляет денежные средства, полученные по агентскому договору на р/счет Принципала.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьями 249 и 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование; в издержках по содержанию этого имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 1).
В силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если ивой срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив). Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
В силу положений статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения.
Таким образом, муниципальное образование "город Саратов" обязано нести расходы по отоплению муниципальных квартир, принадлежащих МО "г.Саратов" на праве собственности.
Доказательств проживания в спорных квартирах нанимателей муниципального жилья в спорный период суду не представлено.
Оснований для освобождения ответчика, являющегося собственником жилых помещений в многоквартирных домах от несения по оплате услуг по отоплению помещения, в спорный период в деле не имеется, поскольку положения статей 39, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации носят императивный характер.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 31 мая 2005 года N 6-П, "право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества. Правило о несении собственником такого бремени закреплено в статье 210 ГК Российской Федерации и является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника, что само по себе не может нарушать конституционные права заявителя".
Суду не представлено доказательств того, что управление многоквартирными домами, оказанию коммунальных услуг осуществлялось ненадлежащим образом.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований о взыскании с ответчика суммы долга в заявленном к взысканию размере.
Ответчиком предъявленная к взысканию сумма не опровергнута соответствующими доказательствами.
Истец, ООО "УК "Сфера"", являвшееся управляющей и эксплуатирующей организацией многоквартирных жилых домов по вышеуказанным адресам, имело в спорный период договорные обязательства перед ресурсоснабжающими и иными организациями, оказывающими услуги в области ЖКХ.
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, истец является исполнителем коммунальных услуг многоквартирных домов.
ООО "УК "Сфера" в спорный период в соответствии с действующим жилищным законодательством предоставляло необходимые коммунальные и эксплуатационные услуги в муниципальные незаселенные квартиры, принадлежащие ответчику.
Соответствующие доказательства представлены в материалы дела и не опровергнуты ответчиками.
Удовлетворяя иск, судом первой инстанции установлено, что муниципальное образование "Город Саратов" является собственником муниципальных квартир, расположенных в жилых домах N 28А и 28Б по ул. Скоморохова в г.Саратове и жилом доме N 53, расположенном по ул. Большая Долинная в г.Саратов в размере 284566,17 руб. за период за 01.01.2016 по 30.11.2016.
Суд первой инстанции, обоснованно применив к сложившимся правоотношениям сторон положения статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 46, 152-156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что комитет по финансам администрации МО "Город Саратов" является надлежащим ответчиком по делу.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что комитет по финансам администрации МО "Город Саратов" не является главным распорядителем бюджетных средств, отклоняется апелляционной коллегией судей по следующим основаниям.
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести МО "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, МО "Город Саратов", являясь собственником жилого помещения в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги общего имущества в многоквартирном доме, находящемся под управлением ООО "УК "Сфера".
МО "Город Саратов" обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, находящегося под управлением товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений. Указанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам.
Согласно части 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", муниципальную казну составляют имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов", в том числе - средства бюджета города.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской Городской Думой, утвержденного решением Саратовской Городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации г.Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19.07.2007, комитет по финансам администрации г. Саратова - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно пункту 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с частью 3.22. положения выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно пункту 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации города Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, вывод об удовлетворении исковых требований, предъявленных к комитету по финансам муниципального образования "Город Саратов", апелляционный суд считает правильным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем основания для отмены решения суда в обжалуемой части отсутствуют. Апелляционная жалоба комитета по финансам муниципального образования "Город Саратов" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 декабря 2017 года по делу N А57-9076/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Лыткина |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-9076/2017
Истец: ООО "УК "Сфера"
Ответчик: Администрация МО "Город Саратов", Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО "Город Саратов", Комитет по финансам МО "Город Саратов"
Третье лицо: Администрация Волжского района МО "Город Саратов", КУИ г. Саратова, ООО "Поволжресурс"