Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29 мая 2018 г. N Ф05-6400/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
30 января 2018 г. |
дело N А40-120770/17 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22.01.2018.
Полный текст постановления изготовлен 30.01.2018.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Калининградгазификация"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.10.2017
по делу N А40-120770/17, принятое судьей Папелишвили Г.Н.
по заявлению ОАО "Калининградгазификация" (ОГРН 1103925000960)
к МЧС России (ОГРН 1027739591010)
третье лицо: ФГБУ ВНИИИ ГОЧС (ФЦ) (ОГРН 1027739625550)
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Голуб В.Е. по доверенности от 09.01.2018, Тяпышев А.Н. по доверенности от 03.08.2017;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
от третьего лица - Колесниченко А.А, по доверенности от 07.04.2017, Мандрица П.М. по доверенности от 19.01.2018;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.10.2017 в удовлетворении заявленных ОАО "Калининградгазификация" требований о признании незаконным решения МЧС России от 30.03.2017 о направлении документации, представленной ОАО "Калининградгазификация" на снятие с учета защитного сооружения гражданской обороны - убежища III класса, инвентарный номер 62-Кл/у-40, вместимостью 50 человек, введенного в эксплуатацию в 1977, расположенного по адресу: Калининград, улица Нарвская, дом 54г балансодержателю, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует ФГБУ ВНИИИ ГОЧС (ФЦ).
Представитель МЧС России в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 16.12.2016 ОАО "Калининградгазификация" обратилось в адрес ГУ МЧС России по Калининградской области с заявлением (сопроводительное письмо исх. N 10568) с приложением документов для рассмотрения вопроса снятия с учета защитного сооружения гражданской обороны N 62-Кл/у-40 (ранее N 92), расположенного по адресу: Калининград, улица Нарвская, дом 54г.
30.03.2017 комиссией МЧС России по согласованию актов о снятии с учета защитных сооружений гражданской обороны принято решение возвратить документацию, представленную обществом на снятие с учета сооружения - убежища III класса, инвентарный номер 62-Кл/у-40, вместимостью 50 человек, введенного в эксплуатацию в 1977, расположенного по адресу: Калининград, улица Нарвская, дом 54г балансодержателю, как несоответствующую предъявляемым требованиям.
Не согласившись с указанным решением, посчитав его нарушающим права и законные интересы ОАО "Калининградгазификация" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не доказана возможность снятия убежища с учета по причине утраты защитных свойств строительных конструкций, технической невозможности их восстановления и экономической нецелесообразности.
Рассмотрев повторно материалы дела, выслушав представителей, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Определение порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны отнесено ст. 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309.
Согласно п. 2 Порядка N 1309 предусмотрено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (п. 13 Порядка N 1309).
В соответствии с п. 14 Порядка МЧС России принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (Правила N 583).
В силу п. п. 1.2, 2.1, 2.2 Правил N 583 статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений, заверенных органами технической инвентаризации.
Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны. Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.
Согласно подп. 1.3, 1.7, 1.8 Правил N 583 организации, на учете которых находятся защитные сооружения, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил). В организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.
С учета снимаются защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) в случаях: при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно; в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение списываемого фонда защитные сооружения гражданской обороны; при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты установленных категорий населения.
Решение о согласовании акта о снятии с учета защитных сооружений гражданской обороны принимает созданная в МЧС России комиссия коллегиально большинством голосов. При этом основными задачами при рассмотрении в МЧС России документации на снятие с учета ЗС ГО являются недопущение преждевременного и неправомерного снятия с учета ЗС ГО; обеспечение сохранности фонда средств коллективной защиты населения; обеспечение требуемого уровня обеспеченности средствами коллективной защиты установленных категорий населения для защиты от чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время; поддержание в состоянии готовности к использованию по предназначению ЗС ГО; предупреждение нарушений требований техники безопасности и неправомерной эксплуатации ЗС ГО, в том числе пришедших в негодность, а также неправомерных действий уполномоченных на их содержание должностных лиц или недопущение их бездействия.
В соответствии с п. 2.6 Правил. Утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" в целях подготовки документации для снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны создается комиссия решением соответствующего должностного лица, в том числе - руководителем организации.
Комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны, оценивает готовность его к использованию по предназначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета этого сооружения или принимает решение об отказе в снятии с учета данного сооружения (п. 2.8 Правил).
В соответствии с приказом МЧС России от 27.12.2010 N 684 "Об организации в МЧС России работы по согласованию актов о снятии с учета защитных сооружений гражданской обороны" представляемая балансодержателями ЗС ГО техническая документация на снятие с учета ЗС ГО проходит экспертизу органа, уполномоченного на решение данной задачи (ФГБУ ВНИИГОЧС(ФЦ).
В случае выявления в представленной на экспертизу документации сведений, касающихся выполнения работ, не отвечающих требованиям нормативных документов, а также представления сведений не в полной мере или недостоверно отражающих реальное состояние обследуемого сооружения, документация возвращается на доработку.
Из материалов дела следует, что при рассмотрении материалов ОАО "Калининградгазификация" по снятию с учета ЗС ГО N 62-Кл/у-40 в заключениях указано на недостаточность обоснования возможности снятия с учета данного убежища.
Замечания, указанные в экспертных заключениях, являются достаточными для отказа в согласовании актов о снятии ЗС ГО с учета, так как не представлены рекомендации по использованию помещений защитного сооружения в результате снятия с учета ЗС ГО.
Согласно письма МЧС России от 21.06.2007 N 1-4-60-5-14 Методические рекомендации разработаны в целях недопущения преждевременного и неправомерного списания с учета защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО), обеспечения сохранности имеющегося фонда средств коллективной защиты населения и предназначены для организации работы по методическому руководству и контролю за своевременной и качественной подготовкой документации на списание с учета пришедших в негодность ЗС ГО, представляемой в МЧС России в установленном порядке. Указанным письмом МЧС России предписано организовать изучение и доведение вышеназванных Методических рекомендаций до подведомственных организаций и обеспечение выполнения изложенных в них требований.
Проверив повторно обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что оспариваемое решение соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку оспариваемое решение МЧС России основано на отрицательном заключении экспертной организации, для которой в силу ее статуса Методические рекомендации, утвержденные письмом МЧС России от 21.06.2007 N 1-4-60-5-14, являются обязательными.
Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной жалобе содержится ходатайство о проведении повторной экспертизы по делу.
Ходатайство судом апелляционной инстанции отклонено, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для назначения повторной экспертизы.
С учетом изложенного, оснований для отмены судебного акта суд апелляционной инстанции не усматривает. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.10.2017 по делу N А40-120770/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-120770/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29 мая 2018 г. N Ф05-6400/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Калининградгазификация", ОАО ПО ГАЗИФИКАЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОВОГО ХОЗЯЙСТВА "КАЛИНИНГРАДГАЗИФИКАЦИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ, МЧС России
Третье лицо: ФГБУ "Всероссийский НИИ по Проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России", ФГБУ ВНИИ ГОЧС ФЦ, ГУ МЧС РОССИИ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, РФ В ЛИЦЕ ТЕРРИТОРИЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РОСИМУЩЕСТВА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР МЧС РОССИИ