г. Вологда |
|
30 января 2018 г. |
Дело N А13-11552/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 января 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тонковской С.Н.,
при участии от индивидуального предпринимателя Мартыненко Сергея Валерьевича представителя Сурмачевой А.О. по доверенности от 10.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Люлина Сергея Александровича, индивидуального предпринимателя Мартыненко Виктории Александровны, индивидуального предпринимателя Мартыненко Сергея Валерьевича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 13 марта 2017 года по делу N А13-11552/2016 (судья Колтакова Н.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Авто-Экспресс-4" (место нахождения: 173020, Великий Новгород, улица Студенческая, дом 31; ИНН 5321120919, ОГРН 1075321007398; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Департаменту городского хозяйства администрации города Вологды (место нахождения: 160000, город Вологда, улица М.Ульяновой, дом 6а; ИНН 3525197602, ОГРН 1073525019886; далее - Департамент) о признании открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования "Город Вологда" по нерегулируемым тарифам по маршруту N 48 Архангельская - д. Рубцово, проведенного Департаментом 22.07.2016 с нарушением правил, установленных Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажирским транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), Положением о проведении конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования "Город Вологда" по нерегулируемым тарифам, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 28.10.2004 N 132 "О мерах по улучшению перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования "Город Вологда" недействительным, о признании недействительным протокола рассмотрения заявок и документов на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок от 19.07.2016, о признании недействительным протокола результатов открытого конкурса на право осуществления перевозок от 22.07.2016, признании недействительными свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 48 Архангельская - д. Рубцово, карт маршрута регулярных перевозок N 48 Архангельская - д. Рубцово (с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Определениями суда от 18.10.2016, 02.02.2017 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены; индивидуальные предприниматели Мартыненко Сергей Валерьевич (место жительства: 160010, город Вологда; ИНН 352510067905, ОГРНИП 305352520200033; далее - ИП Мартыненко С.В.), Люлин Сергей Александрович (место жительства: 160000, город Вологда; ИНН 352517763972, ОГРНИП 309352533400032; далее - ИП Люлин С.А.), Мартыненко Виктория Александровна (место жительства: 160013, город Вологда; ИНН 352528628284, ОГРНИП 315352500008100; далее - ИП Мартыненко В.А.), общество с ограниченной ответственностью "Теплотранс" (далее - ООО "Теплотранс").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Пушкинская, дом 25; ИНН 3525048696, ОГРН 1033500044456; далее - Управление), муниципальное образование "Город Вологда" в лице администрации города Вологды (место нахождения: 160035, город Вологда, улица Каменный мост, дом 4; ИНН 3525064930, ОГРН 1033500051683; далее - Администрация).
Решением от 13.03.2017 (с учетом определения от 17.04.2017 об исправлении опечатки) суд удовлетворил исковые требования в полном объеме, взыскал в пользу Общества с Департамента 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, с ИП Мартыненко С.В. - 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Дополнительным решением от 03.12.2017 суд отказал в удовлетворении иска к ИП Люлину С.А., ИП Мартыненко В.А. и ООО "Теплотранс".
ИП Мартыненко С.В., ИП Люлин С.А., ИП Мартыненко В.А. с решением суда не согласились, в апелляционных жалобах просили его отменить или изменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме или об отказе в удовлетворении требований к ним и ООО "Теплотранс".
Доводы подателей жалоб сводятся к следующему. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ, пункта 8 конкурсной документации, пунктов 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) Общество не имело лицензии, действующей на территории города Вологды. Отсутствие указания в лицензии адреса: город Вологда, создало конкурентное преимущество перед участниками конкурсов, у которых в лицензии имелся адрес осуществления деятельности в городе Вологда, что запрещено частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Данные доводы подтверждаются судебной практикой. В представленных истцом на конкурс документах сроки договоров лизинга и субаренды не соответствуют друг другу. Учитывая, что срок действия договора финансовой аренды (лизинга) от 06.03.2012 N ДЛ 0377-001 -Л/2011 установлен до 06.12.2017, договор субаренды транспортных средств без экипажа от 29.04.2016 N Суб001793, заключенный на основе договора лизинга, не может быть дольше, чем срок действия договора лизинга, то есть - 06.12.2017. Договор субаренды противоречит договору лизинга, сведениям в паспортах транспортных средств и свидетельствах о регистрации транспортных средств. Вывод суда о правомерности заключения договора субаренды на срок, превышающий срок действия договора лизинга, противоречит пункту 2 статьи 615, статье 625 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Суд неправомерно применил нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Применение данного Закона предусмотрено только в отношении осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Согласно статьям 447-449 ГК РФ, подпункту 19 пункта 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, поскольку по результатам открытого конкурса договор не заключался, проведенный открытый конкурс не может являться конкурсом, предусмотренным статьи 447 ГК РФ. ИП Мартыненко С.В., ИП Люлин С.А., ИП Мартыненко В.А. и ООО "Теплотранс" неправомерно привлечены судом к участию в деле в качестве соответчиков, на них незаконно возложены судебные издержки. Указание на конкретную сделку, последствия недействительности которой применяются, в решении суда отсутствует. В силу пункта 2 статьи 167 ГК РФ признание выданных по результатам конкурса документов (свидетельства и карт маршрута) недействительными не предусмотрено ни ГК РФ, ни Законом N 220-ФЗ и не может являться способом защиты прав истца и рассматриваться как реституция.
Определением от 29.05.2017 апелляционные жалобы ИП Люлина С.А., ИП Мартыненко В.А., ИП Мартыненко С.В. приняты к производству, судебное заседание назначено на 25.07.2017. Определением суда от 26.07.2017 (резолютивная часть от 25.07.2017) производство по делу N А13-11552/2016 приостановлено до рассмотрения Арбитражным судом Северо-Западного округа дела N А13-11550/2016. Определением суда от 08.09.2017 производство по делу возобновлено, судебное заседание назначено на 12.10.2017. Определением от 12.10.2017 производство по делу приостановлено до вынесения судом первой инстанции дополнительного решения. Определением от 08.12.2017 производство по делу возобновлено, судебное заседание назначено на 23.01.2018.
В связи с отпусками судей Романовой А.В., Шадриной А.Н. на основании статьи 18 АПК РФ произведена их последовательная замена в составе суда на судей Шадрину А.Н., Романову А.В., об этом имеются соответствующие определения, на что указано в протоколах судебных заседаний, объявлено в судебных заседаниях. Рассмотрение жалоб начато сначала.
Представитель ИП Мартыненко С.В. в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Департамент в отзыве на жалобу ИП Мартыненко С.В. указал, что поддерживает его доводы и требования.
Общество в отзыве на жалобы возразило против их доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили. От Общества поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителя ИП Мартыненко С.В., исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобах, отзывах на них, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с положением о Департаменте, утвержденным решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007 N 512 (с последующими изменениями) Департамент осуществляет реализацию функций органов местного самоуправления в соответствии с компетенцией, установленной Законом N 220-ФЗ.
Правоотношения, связанные с организацией обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования "Город Вологда", регулируются Положением об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования "Город Вологда", утвержденным решением Вологодской городской Думы от 28.10.2004 N 132 (с последующими изменениями).
Департамент является организатором открытого конкурса на право получения свидетельства на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении на территории Муниципального образования по нерегулируемым тарифам (далее - Открытый конкурс).
В июле 2016 года Департамент провел открытый конкурс по маршруту
N 48 Архангельская - д. Рубцово, на сайте Администрации размещена конкурсная документация на проведение указанного открытого конкурса, утвержденная заместителем главы города Вологды - начальником Департамента градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды.
С заявками на участие в конкурсе обратились: ИП Мартыненко С.В., ИП Мартыненко В.А., ИП Люлин С.В., Общество, ООО "Теплотранс".
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 19.07.2016 участниками конкурса признаны ИП Мартыненко С.В. и ИП Люлин С.А.
Условия открытого конкурса изложены организатором торгов в извещении о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования "Город Вологда" по нерегулируемым тарифам N 48 Архангельская - д. Рубцово.
В соответствии с пунктами 3-5 извещения место и дата вскрытия конвертов с заявками в конкурсе: 160000, город Вологда, улица Козленская, дом 33, кабинет 218, 11.07.2016, 10 час 00 мин. Место и дата заседания конкурсной комиссии по вопросу рассмотрения заявок: 160000, город Вологда, улица Козленская, дом 33, кабинет 218, 19.07.2016. Место и дата подведения итогов конкурса: 160000, город Вологда, улица Козленская, дом 33, кабинет 218, 22.07.2016. Вместимость автобуса не менее 100 человек, количество автобусов в рабочие дни - 17 единиц, в выходные дни - 10 единиц, время начала и окончания работы с 06 час 00 мин до 24 час 00 мин, интервалы движения не более 10 минут.
Согласно пункту 8 извещения к участию в конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям: наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров; наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в пункте 7 "характеристики маршрута" извещения, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в срок не позднее 60 дней со дня проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту N 35 6 мкр. - ГРС; не проведение ликвидации участника конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства; отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период; наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества).
Перечень документов, предъявляемых на участие в конкурсе: заявка на участие в конкурсе по форме согласно приложению 1 к извещению, которая является документальным подтверждением согласия претендента участвовать в конкурсе на условиях, определенных конкурсной документацией; копии учредительных документов (для юридических лиц), копию свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (для индивидуальных предпринимателей); копия договора простого товарищества, подтверждающего образование простого товарищества; копия лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, заверенную подписью руководителя либо уполномоченного представителя юридического лица (для юридических лиц), индивидуального предпринимателя либо его уполномоченного представителя (для индивидуальных предпринимателей), уполномоченного представителя простого товарищества (для участников договора простого товарищества) и печатью (при ее наличии); копии документов, подтверждающих опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками простого товарищества (договор на обслуживание маршрутов регулярных перевозок, государственные или муниципальные контракты, свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иные документы, выданные в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами); справка налогового органа об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций за последний завершенный отчетный период; справка из Пенсионного фонда Российской Федерации об отсутствии задолженности по страховым взносам за последний завершенный отчетный период, справка из Фонда социального страхования Российской Федерации об отсутствии задолженности по страховым взносам за последний завершенный отчетный период; сведения о претенденте на участие в конкурсе по форме согласно приложению 2 к извещению; перечень транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и багажа в городском сообщении, указанных в заявке на участие в конкурсе по форме согласно приложению 4 к настоящему извещению, заверенный подписью руководителя либо уполномоченного представителя юридического лица (для юридических лиц), индивидуального предпринимателя либо его уполномоченного представителя (для индивидуальных предпринимателей); документы, подтверждающие наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и багажа в городском сообщении, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство, либо принятие обязательств по приобретению указанных транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документации; обязательство по максимальному сроку эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по форме согласно приложению 3 к извещению; письменное согласие физического лица на обработку его персональных данных.
В извещении указано, что претенденты на участие в конкурсе обеспечивают достоверность представленной информации. Претендент имеет право отозвать уже зарегистрированную заявку на участие в конкурсе посредством письменного уведомления конкурсной комиссии не позднее даты подведения итогов конкурса. Претендент не допускается комиссией к участию в конкурсе в следующих случаях: непредставления определенных извещением документов; несоответствия претендента требованиям, установленным Законом N 220-ФЗ и конкурсной документацией; несоответствия содержания заявки требованиям, установленным приложением 1 к извещению. Отказ в допуске к участию в конкурсе по иным основаниям не допускается.
Для определения победителя конкурса в течение срока, установленного конкурсной документацией, происходит оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе представленных участниками конкурса.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется по следующим критериям: количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине претендента или его работников в течение года, предшествующего дате конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении претендента в течение года, предшествующего дате проведения конкурса; опыт осуществления регулярных перевозок претендентом, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами; влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых претендентом для осуществления регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанные в приложении 5 к настоящему извещению; максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых претендентом для осуществления регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства.
Шкала и условия оценки критериев установлена в приложении 5 к извещению.
В течение десяти календарных дней со дня подписания протокола результатов конкурса победитель конкурса согласовывает в органе Администрации, уполномоченном в сфере городского хозяйства расписание движения автобусов.
В течение десяти календарных дней со дня подписания протокола результатов конкурса победителю конкурса или его уполномоченному представителю выдаются свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты регулярных перевозок, а в случае, если конкурс был признан не состоявшимся в связи тем, что только одна заявка на участие в конкурсе была признана соответствующей требованиям конкурсной документации, свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты регулярных перевозок выдаются единственному участнику или его уполномоченному представителю, подавшему такому заявку на участие в конкурсе.
Если в течение десяти календарных дней со дня подписания протокола результатов конкурса победитель конкурса отказался от осуществления перевозок по маршруту, свидетельство и карта выдаются участнику конкурса, набравшему наибольшее после победителя конкурса количество баллов.
Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются сроком на 5 лет.
Протокол вскрытия заявок подписан членами конкурсной комиссии 11.07.2016.
Согласно протоколу на участие в конкурсе подано семь заявок: от ИП Мартыненко С.В. - три заявки, от ИП Люлина М.А. - одна заявка, от ИП Мартыненко В.А. - одна заявка, от Общества - одна заявка, от ООО "Теплотранс" - одна заявка.
После вскрытия конвертов, но до признания претендентов участниками конкурса, ИП Мартыненко С.В. отозвал заявки на участие в конкурсе N 1 и N 2 письмом от 15.07.2016.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 19.07.2016 ИП Мартыненко В.А. набрала 0 голосов "за" и 5 голосов "против", ИП Мартыненко С.В. - 5 голосов "за", ИП Люлин С.А. - 5 голосов "за", Общество - 0 голосов за допуск претендента к участию в конкурсе и 5 голосов против допуска претендента к участию в конкурсе, ООО "Теплотранс" - 0 голосов за допуск претендента к участию в конкурсе и 5 голосов против допуска претендента к участию в конкурсе.
Решением комиссии признаны участниками конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа ИП Мартыненко С.В. и ИП Люлин С.А.
Общество не допущено к участию в конкурсе.
В пункте 2 протокола от 19.07.2016 указаны причины отказа Обществу в допуске к участию в конкурсе: не представлена лицензия на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров, отвечающая требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Предметом проводимого конкурса является право на осуществление перевозок на территории муниципального образования "Город Вологда". Для осуществления перевозок на территории города Вологды необходима лицензия, в которой указано место осуществления лицензируемого вида деятельности - город Вологда. В лицензии от 06.12.2012 N АСС-53-001970 в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности указан Великий Новгород, иных мест осуществления лицензируемой деятельности не указано. Согласно Закону N 99-ФЗ при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, лицензия подлежит переоформлению, в лицензию вносится этот адрес. До переоформления лицензии лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии. По информации Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области на 11.07.2016 от Общества уведомления о намерении осуществлять регулярные перевозки на территории города Вологды не поступало (ответ на запрос от 15.07.2016 N 2328).
Из протокола результатов открытого конкурса от 22.07.2016 следует, что проведена оценка заявок и документов, представленных участниками конкурса: сумма баллов ИП Люлина С.А. - 125, сумма баллов ИП Мартыненко С.В. - 94.
Решением комиссии победителем конкурса признан ИП Люлин С.А.
ИП Люлин С.А. 25.07.2016 отказался от осуществления перевозок по маршруту N 48 Архангельская - д. Рубцово.
Департамент 26.07.2016 известил ИП Мартыненко С.В. о том, что, в связи с отказом победителя конкурса от осуществления перевозок, он является победителем данного конкурса.
Ссылаясь на несогласие с отказом в допуске к участию в открытом конкурсе, а также на наличие нарушений при проведении открытого конкурса и на незаконность конкурса, на недействительность протокола рассмотрения заявок и документов на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок, протокола результатов открытого конкурса, а также свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 48 Архангельская - д. Рубцово и карт маршрута регулярных перевозок N 48 Архангельская - д. Рубцово, истец обратился в арбитражным суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву.
С решением суда не согласились ИП Мартыненко С.В., ИП Люлин С.А., ИП Мартыненко В.А.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалоб.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Как правильно указал суд первой инстанции, законодательство не содержит запретов, связанных с установлением соответствующих условий (критериев) для участия в открытом конкурсе, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией вправе самостоятельно определять порядок проведения конкурса.
В соответствии со статьей 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия
Согласно статье 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Исходя из правового смысла названных норм торги могут быть признаны недействительными в случае, когда допущены такие существенные нарушения закона, которые могли повлиять на определение результата торгов.
Согласно статье 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания их недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Аналогичный вывод содержится в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" (далее - Информационное письмо N 101).
Согласно подпункту 1 части второй статьи 51 Закона N 44-ФЗ претендент на участие в конкурсе представляет документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 закона или копии таких документов.
Из материалов дела видно, что основанием отказа в допуске явилось, по мнению Департамента, непредставление лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров, отвечающей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Как установил суд первой инстанции, в протоколе от 19.07.2016 Департамент указал, что предметом проводимого конкурса является право на осуществление перевозок на территории муниципального образования "Город Вологда". Для осуществления перевозок на территории города Вологды необходима лицензия, в которой указано место осуществления лицензируемого вида деятельности - город Вологда.
В лицензии от 06.12.2012 N АСС-53-001970, представленной Обществом, в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности указан Великий Новгород, иных мест осуществления лицензируемой деятельности не указано.
В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 23 Закона N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие, кроме прочего, следующему требованию: наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Как правомерно указал суд первой инстанции, из приведенной нормы следует, что закон не содержит оговорки о необходимости представления лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров с указанием того места осуществления лицензируемой деятельности, на территории которого предполагается перевозочная деятельность.
Согласно пункту 8 извещения о проведении открытого конкурса, к участию в конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие, в том числе, следующему требованию: наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что конкурсная документация не предъявляет дополнительных требований к представляемой лицензии. Условиям конкурса надлежит быть ясными и конкретными, не допускающими предположений, двоякого или развернутого толкования.
Из материалов дела видно, что требуемую статьей 23 Закона N 220-ФЗ и пунктом 8 извещения о проведении открытого конкурса лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров Общество представило.
Частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что органам местного самоуправления, запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников, заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения приводят к ограничению конкуренции или созданию преимуществ для каких-либо участников торгов; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушен порядок определения победителя или победителей торгов; участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организатора торгов или работников заказчиков в торгах.
Суд первой инстанции правомерно признал не соответствующим закону предъявление организатором торгов требований, которые не предусмотрены конкурсной документацией.
Из материалов дела следует, что Департамент отказал Обществу в участии в конкурсе в связи с тем, что на момент подачи заявки он не являлся перевозчиком на территории муниципального образования город Вологда.
Суд первой инстанции установил, что согласно условиям открытого конкурса, изложенным в извещении, в течение десяти дней победитель конкурса или единственный участник согласовывают расписание движения автобусов и получают свидетельство об осуществлении перевозок, а также карты регулярных перевозок.
В соответствии со статьей 21 Закона N 220-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, получившие право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по результатам открытого конкурса, обязаны приступить к осуществлению предусмотренных данным свидетельством регулярных перевозок не позднее чем через шестьдесят дней со дня проведения открытого конкурса.
Как правильно указал суд первой инстанции, у претендента имеются время и возможность переоформить соответствующую лицензию. Общество впоследствии переоформило лицензию с правом осуществления лицензируемого вида деятельности на территории города Вологды (Вологодской области) с указанием места осуществления (адреса): 160014, город Вологда, улица Мудрова, дом 31. Действующим законодательством предусмотрена соответствующая процедура.
Пункт 2 части первой статьи 23 Закона N 220-ФЗ предусматривает, что к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям: наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что закон предоставляет возможность принять участие в конкурсе и быть признанным победителем даже при отсутствии у претендента транспортных средств, с условием, что такие транспортные средства будут приобретены в установленные сроки. Подразумевается, что такой срок достаточен для приобретения транспортных средств. При этом в рассматриваемом конкурсе ИП Люлин С.А. допущен к участию в нем и признан победителем с учетом того, что им представлено обязательство в виде письма, в случае признания победителем в конкурсе, приобрести 17 автобусов. ИП Люлин С.А. не представлял конкурсной комиссии иные документы, гарантирующие возможность приобретения транспортных средств.
Как правильно указал суд первой инстанции, предоставление претенденту права на переоформление уже имеющейся лицензии не противоречит общему смыслу действующего законодательства, регулирующего перевозки пассажиров.
В пункте 5 Информационного письма N 101 разъяснено, что при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
В данном случае суд первой инстанции правомерно признал допущенное организатором торгов нарушение законодательства существенными.
Согласно пункту 5 статьи 447 ГК РФ, статьям 53, 55 Закона N 44-ФЗ объявление публичных торгов несостоявшимися является результатом проведения таких торгов.
В силу статьи 449 ГК РФ при проведении с нарушением правил, установленных законом, торги могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица.
Согласно статье 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Пунктами 19, 20 части первой статьи 3, статьи 19 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок выдаются свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута (по количеству транспортных средств), подтверждающие право осуществления регулярных перевозок.
Как видно из материалов дела, ИП Мартыненко С.В. выданы: свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 35 6 мкр. - ГРС серии ГВ-35 N 000010 и карты маршрута регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок N 48 Архангельская - д. Рубцово.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование о признании недействительными свидетельства и карт подлежит удовлетворению в качестве применения последствий недействительности торгов, учитывая, что не заполнена графа 6 "характеристики транспортного средства" оспариваемых карт маршрута регулярных перевозок. В данных документах не указаны те транспортные средства, которые ИП Мартыненко С.В. предложил при подаче заявки на конкурс. Документы по оспариваемой сделке не отражают автобусы, принятые конкурсной комиссией в процессе проведения конкурса для осуществления перевозки, что создает возможность осуществления перевозок иными транспортными средствами, не участвовавшими в конкурсе.
Ссылка подателей жалоб на подпункт 1 пункта 3 статьи 19 совместно с пунктом 2 части 1 статья 29 Закона N 220-ФЗ не принимается во внимание, поскольку данные нормы не распространяются на рассматриваемые правоотношения о недействительности сделок. Применительно к аналогии закона уполномоченный орган вправе выдать свидетельство и карты маршрута до проведения нового конкурса.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателей жалоб направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Доводы подателей жалоб о необоснованном привлечении их и ООО "Теплотранс" к участию в деле в качестве ответчиков не принимаются во внимание.
Как следует из материалов дела, суд первой инстанции определил процессуальный статус данных лиц с учетом предмета и основания иска. При этом в решении суд указал, что ИП Мартыненко В.С., ИП Люлин С.А. и ООО "Теплотранс" привлечены к участию в деле по инициативе суда с согласия истца и исключительно с целью наибольшего соблюдения их прав как претендентов и участников оспариваемого конкурса. Данные ответчики не являются стороной оспариваемой сделки, свидетельство и карты не получали. Поэтому суд (с учетом дополнительного решения) отказал в иске к данным ответчикам.
При этом судебные расходы правильно распределены в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 13 марта 2017 года по делу N А13-11552/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Люлина Сергея Александровича, индивидуального предпринимателя Мартыненко Сергея Валерьевича и индивидуального предпринимателя Мартыненко Виктории Александровны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-11552/2016
Истец: ООО "Авто-Экспресс-4"
Ответчик: Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды, ИП Люлин Сергей Александрович, ИП Мартыненко Виктория Александровна, ИП Мартыненко Сергей Валерьевич, Предприниматель Мартыненко Сергей Валерьевич
Третье лицо: МО г. Вологда в лице Администрации г. Вологды, ООО "Теплотранс", УФАС по Вологодской области, Сурмачева А.О.