г. Пермь |
|
30 января 2018 г. |
Дело N А60-48971/2017 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И. В.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу
ответчика Некоммерческого партнерства "Агентство молодежных инициатив"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 ноября 2017 года,
принятое судьей Дёминой Т.А. путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства по делу N А60-48971/2017
по иску Министерства физической культуры и спорта Свердловской области (ИНН 6661094873, ОГРН 1036604000124)
к Некоммерческому партнерству "Агентство молодежных инициатив"
(ИНН 6670993725, ОГРН 1126600003243)
о взыскании денежных средств в размере 138 800 руб. 00 коп.
установил:
Министерство физической культуры и спорта Свердловской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Некоммерческому партнерству "Агентство молодежных инициатив"
(далее - ответчик, Агентство) о взыскании денежных средств в размере 138 800 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15 ноября 2017 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что условия предоставления субсидии им не нарушены, средства субсидии использованы по целевому назначению, в связи с чем, оснований для возврата в бюджет полученной суммы не имеется. Кроме того, ответчик не был надлежащим образом извещен о принятии искового заявления и возбуждении дела, в связи с чем, был лишен возможности реализовать свои процессуальные права.
Приложенные к апелляционной жалобе дополнительные доказательства: договор, счета на оплату, акты, счета-фактуры, платежные поручения, приобщению к материалам дела не подлежат, поскольку ходатайство о приобщении, а также причины их непредставления в суд первой инстанции не заявлены (ч. 2 ст. 268 АПК РФ).
Кроме того, названные документы приложены истцом в материалы дела (л.д. 25-44).
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Министерством письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Как следует из материалов дела, на уровне Свердловской области Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1332-ПП утверждена государственная программы Свердловской области "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года".
17.04.2015 между Министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области и некоммерческим партнерством "Агентство молодежных инициатив" было заключено соглашение от N 12/15-нм о предоставлении в 2015 году субсидии из бюджета Свердловской области на реализацию проектов по работе с молодежью.
Предметом соглашения являлось предоставление Агентству субсидии из областного бюджета на реализацию проекта "Инженерный информационный портал молодежи Свердловской области".
Предоставление субсидии осуществлялось за счет средств областного бюджета в соответствии с Законом Свердловской области от 03.12.2014 N 111-03 "Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" в пределах, утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на указанные цели.
Размер субсидии, предоставленной Агентству из областного бюджета в соответствии с заключенными соглашением, составил 138 800 рублей. Сметой доходов и расходов были утверждены расходы по разработке технического задания портала, его дизайну и изготовлению в сумме 93 800 рублей и разработке автоматизированной системы "Инженер" - в сумме 45 000 рублей.
По результатам контрольных мероприятий Министерства было выявлено неисполнение Ответчиком обязательств, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 соглашения, а именно: непредставление информации о создании информационного портала об инженерно - технических специальностях Свердловской области.
Результаты проверки оформлены актом камеральной проверки от 07.11.2016.
21.11.2016 Министерством в адрес Агентства выставлено требование о возврате субсидии в сумме 138 800 рублей в бюджет Свердловской области на основании подпункта 7 пункта 3.1. соглашения.
Поскольку в добровольном порядке ответчик денежные средства в бюджет не возвратил, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В абзаце 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подп. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В силу п. 4 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
По смыслу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Из п. 3.1. соглашения следует, что получатель субсидии обязался, в том числе, в течение 30 календарных дней после реализации проекта(-ов) по работе с молодежью, но не позднее 20 декабря текущего года представить информационный(-ые) отчет (отчеты) по установленной форме и разместить указанную информацию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обеспечить возврат в доход бюджета Свердловской области неиспользованной субсидии в установленном порядке; при выявлении Министерством либо органами, осуществляющими финансовый контроль, нарушения условий, установленных для предоставления субсидий, а также факта представления недостоверных сведений для получения субсидий вернуть субсидию в областной бюджет в течение 10 календарных дней с момента получения соответствующего требования.
В подтверждение расходования бюджетных средств ответчиком представлен договор от 25 апреля 2015 г. N 5-1/15НП, заключенный между некоммерческим партнерством "Агентство молодежных инициатив" (заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "Арт Элегия" (исполнитель) об оказании услуг по разработке Инженерного информационного портала молодежи Свердловской области, согласно приложению в сроки установленные настоящим договором, а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом оказанные Услуги. Общая стоимость Услуг исполнителя составляет 138 800 рублей. Исполнитель обязан приступить к выполнению задания в течение 3 (трех) рабочих дней с момента подписания сторонами договора и оказать заказчику услуги в срок до 10 декабря 2015 года. Услуги по заданию заказчика считаются оказанными после их приемки и оформления Акта сдачи - приемки оказанных услуг.
В подтверждение исполнения условий договора ответчиком представлены акты выполненных работ от 17.08.2015, платёжные поручения от 17.08.2015, а также счета на оплату от 29.07.2015, 06.08.2015, 11.08.2015, счет-фактуры от 17.08.2015.
Между тем, согласно п.1.3 субсидия из областного бюджета предоставлялась для реализации проекта "Инженерный информационный портал молодежи Свердловской области" в сроки с апреля по октябрь 2015 года и предусматривал следующие показатели:
1) количество молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, имеющих информацию о возможностях включения в общественную жизнь и применении потенциала, содействующую развитию навыков самостоятельной жизнедеятельности 1500 человек;
2) количество молодых возрасте от 14 до 30 регулярно участвующих в деятельности общественных объединений, различных форм общественного самоуправления - 1500 человек;
3) количество молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих деятельности общественных различных форм общественного самоуправления - 600 человек;
4) количество информационных материалов выпущенных в средствах массовой информации (электронных и печатных) о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций - 3.
Факт выполнения каждого из четырех целевых показателей, предусмотренных разделом 1.3 соглашения материалами дела, не подтвержден. Невыполнение указанных показателей ответчиком не оспаривается (ст. 65 АПК РФ).
В соответствии с п. 5.2. т соглашения при выявлении Министерством либо органами, осуществляющими финансовый контроль, нарушения условий, установленных для предоставления субсидий, а также факта представления недостоверных сведений для получения субсидий субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 10 календарных дней с момента получения соответствующего требования.
Таким образом, требование истца о взыскании с ответчика полученной им субсидии, является законным и обоснованным.
Довод о неизвещении ответчика отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
В силу абз. 2 ч. 4 ст. 121 АПК РФ судебные извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Как следует из материалов дела, копия определения о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 22.09.2017 направлены ответчику по месту его регистрации г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 76-180 и получены ответчиком 28.09.2017 года, что подтверждается уведомлением о вручении (л.д.7).
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что исковое заявление не было направлено истцом в адрес ответчика во исполнение требований ст. 126 АПК, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку опровергаются материалами дела.
Истец в подтверждение направления копии искового заявления и приложенных к нему документов в адрес ответчика, представил в материалы дела квитанции от 30.05.2017 года, что соответствует требованиям п. 3 ст. 125, п. 1 ст. 126 АПК РФ, разъяснениям, приведенным в п. 2 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Как следует из информации, размещенной в разделе "Отслеживание почтовых отправлений" на интернет-сайте ФГУП "Почта России" исковое заявление получено ответчиком 21.06.2017 года.
Таким образом, истцом были надлежащим образом соблюдены требования предусмотренные статьями 125, 126 АПК РФ.
Также у ответчика, извещенного надлежащим образом о принятии искового заявления к производству и рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, имелась возможность в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 41 АПК РФ ознакомиться с материалами дела, которая не была своевременно реализована ответчиком.
Согласно ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 ноября 2017 года, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства по делу N А60-48971/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-48971/2017
Истец: МИНИСТЕРСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: "АГЕНТСТВО МОЛОДЕЖНЫХ ИНИЦИАТИВ"
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-19592/17