31 января 2018 г. |
Дело N А83-9467/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 31 января 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Градовой О.Г.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Завтуром Р.О.,
при участии: представителя ООО "Бизнес Альянс" - Магери Юлии Руслановны, доверенность от 09.01.2018 N б/н; представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым - Михайлова Александра Александровича, доверенность от 17.04.2017 N 06-21/04588@;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Альянс" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 октября 2017 года по делу N А83-9467/2017 (судья Колосова А.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Альянс" (ул. Рубцова Герасима, д. 13, г. Севастополь, 299042; ул. Радио, 4, офис 52, г. Симферополь, Республика Крым, 295050) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (ул. Мате Залки, д. 1/9, г. Симферополь, Республика Крым, 295053), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым (ул. Александра Невского, 29, г. Симферополь, Республика Крым, 295006) о признании решения незаконным и понуждении к осуществлению определенных действий,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Альянс" (ул. Рубцова Герасима, д. 13, г. Севастополь, 299042; ул. Радио, 4, офис 52, г. Симферополь, Республика Крым, 295050) (далее - ООО "Бизнес Альянс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (ул. Мате Залки, д. 1/9, г. Симферополь, Республика Крым, 295053) (далее - Инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации от 17.05.2017 N 4850А и его отмене; об обязании ИНФС по г. Симферополю зарегистрировать изменения, вносимые в ЕГРЮЛ о смене адреса юридического лица, на основании документов, которые уже были поданы в ИФНС.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 19.09.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.10.2017 в удовлетворении требований ООО "Бизнес-Альянс" было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Бизнес-Альянс", обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.10.2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции является необоснованным, было принято с неправильным применением норм материального права. Также апеллянт указывает на то, что своим необоснованным и немотивированным отказом в регистрации изменений вносимых в ЕГРЮЛ, Инспекция нарушила права Общества, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Гражданским кодексом Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции представитель ООО "Бизнес-Альянс", поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.10.2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу. Также представитель налоговой службы указывает на то, что среди представленных в регистрирующий орган документов для государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы ООО "Бизнес Альянс", отсутствовали документы, подтверждающие право пользования в отношении объекта недвижимости или его части в соответствии с пунктом 6 статьи 17 Федерального закона N 120-ФЗ.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Симферополю, 26.01.2018 по сервису подачи электронных документов "Мой Арбитр", представила в дело ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
Апелляционный суд, принимая во внимание ходатайство Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю, необязательность явки ее представителя в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя указанного лица.
Законность и обоснованность решения от 17 октября 2017 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 10.04.2017 ООО "Бизнес Альянс" обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Симферополю с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001. К заявлению Обществом были приложены следующие документы: Устав в новой редакции; протокол Общего собрания участников юридического лица; протокол собрания участников ООО "Бизнес Альянс" от 04.04.2017; договор аренды нежилых помещений от 23.02.2015; платежное поручение N 3388 об оплате госпошлины от 10.04.2017 и гарантийное письмо ООО "Крым Медиа Продакшн" от 03.04.2014 за исх. N 0104/17-2. Согласно указанному заявлению, изменению подлежали сведения об адресе местонахождения юридического лица - ООО "Бизнес Альянс", указанного в ЕГРЮЛ.
По результатам рассмотрения заявления Общества, Решением заместителя начальника ИФНС России по г. Симферополю Кривенко В.В. от 17.04.2017, государственная регистрация (внесение изменений в ЕГРЮЛ) была приостановлена для проверки достоверности включаемых в реестр сведений, до 25.04.2017.
В дальнейшем, ИФНС России по г. Симферополю 17.05.2017 было принято Решением N 4850 А об отказе ООО "Бизнес Альянс" во внесении изменений сведений об адресе местонахождения юридического лица, на основании п. 6 ст. 17 ФЗ N 129 от 08.08.2001.
Не согласившись с вышеуказанным решением Инспекции, 02.06.2017 Общество обратилось в УФНС России по РК с жалобой на него, в порядке подчиненности.
По результатам рассмотрения жалобы, 27.06.2017 УФНС России по РК было вынесено решение N 07-23/07977@ об отказе в удовлетворении жалобы Общества, поданной в порядке подчиненности.
Не согласившись с решением об отказе в государственной регистрации от 17.05.2017 N 4850А ИФНС России по г. Симферополю, ООО "Бизнес-Альянс" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговый орган обоснованно отказал Обществу во внесение изменений в ЕГРЮЛ, в связи с отсутствием документа, удостоверяющего право пользования в отношении субъекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 8 Закона N 129-ФЗ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
В соответствии с ч. 6 ст. 17 Закона N 129-ФЗ, к заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы. К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица. Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.
В абзацах 4 и 5 п. 9 письма ФНС России от 11.01.2016 N ГД-4-14/52 разъяснено, что для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, представляются документы, предусмотренные п. 1 ст. 17 Закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ, в том числе заявление по форме N Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, в листе Б которого указывается адрес юридического лица, или предусмотренное п. 2 ст. 17 Закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ заявление по форме N Р14001, утвержденной указанным приказом ФНС России, в листе Б которого указывается адрес юридического лица (в случае, если юридическое лицо действует на основании типового или единого типового устава (п.п. 2 и 3 ст. 52 ГК РФ)). Одновременно с указанными документами, предусмотренными пунктами 1 и 2 ст. 17 Закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ, представляются документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица (абзац третий п. 6 ст. 17 Закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ, действующей с 01.01.2016).
В соответствии с п. 1 ст. 23 Закон N 129-ФЗ, отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Данный перечень является исчерпывающим.
Правовые подходы практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, определены Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61, в соответствии с пунктом 3 которого, регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица. В качестве одного из таких обстоятельств может явиться заявление собственника о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу принадлежащего ему объекта недвижимости (подпункт 5 пункта 2 Постановления).
Из материалов дела следует, что во исполнение требований ч. 6 ст. 17 Закона N 129-ФЗ, в качестве подтверждения смены адреса местонахождения юридического лица ООО "Бизнес Альянс", последним было представлено гарантийное письмо ООО "Крым Медиа Продакшн" от 03.04.2017 за исх. N0104/17-2, подтверждающее намерение ООО "Крым Медиа Продакшн" заключить с заявителем договор субаренды нежилого помещения по адресу: 295050, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Радио, дом 4, литер "А", офис N52.
Кроме того, в подтверждение возможности передачи помещения в субаренду, Обществом в Инспекцию был представлен договор аренды нежилых помещений N 150223/01 от 23.02.2015, заключенный между ООО "Черноморская телерадиокомпания" и ООО "Крым Медиа Продакшн", предметом, которого, являются нежилые помещения первого, второго, третьего и четвертого этажа административного корпуса лит. А, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Радио, 4.
Отказывая Обществу во внесении изменений в ЕГРЮЛ, Инспекция указала на отсутствие документа, удостоверяющего право пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица. Данный довод Инспекции, суд апелляционной инстанции считает обоснованным, исходя из следующего.
Частью 6 статьи 17 Закона N 129 установлено, что к заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
В свою очередь, гарантийное письмо не может заменять документ, подтверждающий право пользования в отношении объекта недвижимости, поскольку не является подтверждением совершения сделки и основанием возникновения права в силу статьи 8 ГК РФ. Гарантийное письмо может быть предоставлено в качестве подтверждения адреса только участниками вновь создаваемого юридического лица (заявителем), когда до момента регистрации юридического лица договор о предоставлении объекта недвижимости в пользование не может быть заключен. В отношении же уже зарегистрированного юридического лица, которое вносит изменения в сведения о своем месте нахождения, гарантийное письмо не является подтверждением возникшего права на объект недвижимости.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что доказательств возникновения права пользования нежилым помещением заявителем налоговому органу представлено не было. Соответственно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований ООО "Бизнес Альянс".
Доводы апелляционной жалобы свидетельствуют о несогласии с установленными судом первой инстанции, обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку, при этом, оснований для переоценки которых, в данном случае, суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебные расходы по оплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 октября 2017 года по делу N А83-9467/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Альянс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-9467/2017
Истец: ООО "БИЗНЕС АЛЬЯНС"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СИМФЕРОПОЛЮ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СИМФЕРОПОЛЮ