г. Санкт-Петербург |
|
31 января 2018 г. |
Дело N А42-5566/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Николаевым И.И.
при участии:
от заявителя: не явились, извещены
от ответчика: Лойк Н.И. - доверенность от 16.01.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31999/2017) Комитета по тарифному регулированию Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.11.2017 по делу N А42-5566/2017 (судья Фокина О.С.), принятое
по заявлению ООО "ОРКО-ИНВЕСТ",
к Комитету по тарифному регулированию Мурманской области
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОРКО-инвест" (ул. Свердлова, д. 13, г. Мурманск; ОГРН 1045100212277, ИНН 5190132322, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области (пр. Ленина, д. 75, г. Мурманск; ул. Генерала Журбы, д. 6, г. Мурманск; ОГРН 1045100171511, ИНН 5190127403, далее - Комитет) от 07.07.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 51.
Решением суда от 01.11.2017 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Комитет просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направило. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя Общества.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 02.06.2017 Комитетом в результате проведения контроля раскрытия информации выявлен факт нарушения Обществом Стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Общество не исполнило в установленный срок требования Стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 N 564, а именно: в срок до 02.05.2017 (включительно) не раскрыта информация, предусмотренная подпунктом "д" пункта 15 и подпунктом "е" пункта 16.
По факту выявленного нарушения 23.06.2017 должностным лицом Комитета в отношении Общества составлен протокол N 51 об административном правонарушении по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам рассмотрения данного протокола и иных материалов проверки Комитетом вынесено постановление от 07.07.2017 о наложении штрафа в размере 100 000 руб. по делу об административном правонарушении N 51, выразившемся в нарушении установленных стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции установил, что административным органом не представлено надлежащих доказательств вмененного нарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Комитета в связи со следующим.
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса.
Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения, связанные с предоставлением и раскрытием информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса об их деятельности в целях обеспечения прозрачности деятельности указанных субъектов, открытости регулирования их деятельности и защиты интересов потребителей.
Объективная сторона правонарушений, административная ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, состоит, в том числе в нарушении установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации.
Субъектами административных правонарушений по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ являются юридические лица - субъекты естественных монополий и организации коммунального комплекса.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество в спорный период оказывало услуги в сфере обращения с твердыми бытовыми коммунальными отходами.
Постановлением Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 29.11.2013 N 47/11 "Об установлении ООО "ОРКО-инвест" тарифов на услугу по утилизации твердых бытовых отходов" заявителю установлены тарифы на услуги, оказываемые в сфере захоронения твердых бытовых отходов на 2014 - 2016 год.
На основании статьи 5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 N 564 утверждены Стандарты раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Стандарты).
Стандарты устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - регулируемые организации), а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области государственного регулирования тарифов, и органами местного самоуправления, которым в соответствии с законами субъектов Российской Федерации переданы полномочия по утверждению тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1 Стандартов).
В соответствии с пунктом 2 Стандартов под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели ее получения. Пунктом 3 Стандартов предусмотрено, что регулируемыми организациями информация раскрывается путем: обязательного опубликования на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"); предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций (далее - потребители), а также запросов, поступивших в электронном виде, в порядке, установленном настоящим документом.
Состав и порядок раскрытия информации регулируемыми организациями установлен в разделе 2 Стандартов.
Согласно пункту 11 Стандартов регулируемой организацией подлежит раскрытию информация: а) о регулируемой организации (общая информация); б) о предельных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами; в) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации (в части регулируемой деятельности) за год; г) об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации; д) об условиях, на которых осуществляется оказание регулируемых услуг; е) о предложении регулируемой организации об установлении предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 15 Стандартов перечислены сведения, которые должна содержать информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации (в части регулируемой деятельности).
Состав информации об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации установлен пунктом 16 Стандартов.
Согласно пункту 21 Стандартов информация, указанная в пункте 15, подпунктах "д" (в отношении фактических значений показателей эффективности) и "е" пункта 16 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы.
Регулируемая организация, не осуществляющая сдачу годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, информацию, указанную в пункте 15, подпунктах "д" (в отношении фактических значений показателей эффективности) и "е" пункта 16 настоящего документа, раскрывает не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы (пункт 22 Стандартов).
Из материалов дела следует, что информация, предусмотренная подпунктом "д" пункта 15, подпунктом "е" пункта 16 Стандартов Обществом по истечении установленного срока, размещена не была.
Вместе с тем, как установлено судом, что выручка заявителя от регулируемой деятельности за 2016 год составила 30 810,74 тыс. руб..
Данное обстоятельство подтверждается Информацией об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности) за 2016 год.
При этом совокупная выручка Общества за 2016 год согласно Отчету о финансовых результатах за январь - декабрь 2016 года составила 92 564 тыс. руб. (л.д.51-53).
Данный факт Комитетом не оспорен.
Подпунктом "д" пункта 15 Стандартов установлено, что информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации (в части регулируемой деятельности) должна содержать сведения о годовой бухгалтерской отчетности, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете (раскрывается регулируемыми организациями, выручка от регулируемой деятельности которых превышает 80 процентов совокупной выручки за отчетный год).
Таким образом, устанавливая обязанность по раскрытию в составе информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации (в части регулируемой деятельности) сведений, указанных в подпункте "д", законодатель четко определил на ком лежит обязанность по раскрытию указанных сведений - регулируемые организации, выручка от регулируемой деятельности которых превышает 80 процентов совокупной выручки за отчетный год.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что выручка заявителя от регулируемой деятельности за 2016 год составила 33,3%, то есть менее 80 процентов совокупной выручки Общества за год, правомерно пришел к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) заявителя нарушения подпункта "д" пункта 15 Стандартов.
Обществу также оспариваемым постановлением вменено нарушение подпункта "е" пункта 16 Стандартов.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, пункт 16 Стандартов содержит сведения, подлежащие раскрытию в составе информации об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации, в том числе сведения об использовании инвестиционных средств за отчетный год с разбивкой по мероприятиям и источникам финансирования инвестиционной программы (тыс. рублей) (подпункт "е").
В материалах дела отсутствует утвержденная в установленном порядке инвестиционная программа Общества. Общество наличие инвестиционной программы либо ее проекта отрицало, что подтверждается материалами дела, в частности объяснениями N 1129 от 06.07.2017, и Комитетом не опровергается.
При таких обстоятельствах, суд правомерно пришел к выводу, что отсутствие утвержденной инвестиционной программы исключает обязанность по раскрытию сведений, указанных в подпункте "е" пункта 16 Стандартов.
В постановлении Правительства РФ от 21.06.2016 N 564 "Об утверждении стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами" подробно описан состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Обязанность регулируемой организации по информированию административного органа об отсутствии у Общества подлежащей раскрытию информации и соответствующих документов, названными Стандартами не предусмотрена.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Комитет в данном случае не доказал наличие события административного правонарушения в действиях Общества.
Довод жалобы Комитета на признание Обществом в ходе производства по делу об административном правонарушении вины в совершении административного правонарушения апелляционным судом не принимается, поскольку опровергается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе объяснениями заявителя (письмо N 1129 от 06.07.2017). Указанное письмо содержит сведения о размере выручки от регулируемой деятельности Общества за 2016 год, а так же о совокупной выручки Общества за указанный год (л.д.64-66).
Кроме того, судом установлено, что факт нарушения требований Стандартов Общество отрицало и в ходе рассмотрения настоящего дела.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ одними из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, являются наличие события административного правонарушения и виновность лица в его совершении.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствия события, состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 01 ноября 2017 года по делу N А42-5566/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по тарифному регулированию Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5566/2017
Истец: ООО "ОРКО-ИНВЕСТ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ТАРИФНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ