г. Челябинск |
|
13 августа 2018 г. |
Дело N А76-32129/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пименовым А.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Челябинской и Курганской областях на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.05.2018 по делу N А76-32129/2017 (судья Командирова А.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях - Бикметова Е.А. (доверенность от 03.04.2017 и доверенность от 09.01.2018 соответственно),
от Якубовой Елены Аркадьевны - Закс Л.З. (доверенность от 20.02.2018),
от Лапина Михаила Владимировича, Ребровой Галины Викторовны, Зайцевой Ираиды Георгиевны, Левандовского Виктора Вацлавовича, Портничевой Софии Андреевны - Уткин Д.В. (доверенность от 10.07.2017, доверенность от 15.12.2017 и доверенность от 19.12.2017 соответственно),
от акционерного общества "Южно-Уральский трест транспортного строительства" - Боровкова А.А. (доверенность от 06.08.2018).
Акционерное общество "Южно-Уральский трест транспортного строительства" (далее - АО "Южно-Уральский трест транспортного строительства"), Лапин М.В., Якубова Е.А., Реброва Г.В., Левандовский В.В., Зайцева И.Г., Портничева С.А. (далее также - заявители) обратились в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, заинтересованное лицо 1) и Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, заинтересованное лицо 2) с заявлением, в котором потребовали:
-признать незаконным распоряжение Росимущества от 01.09.2017 N 635-р "Об условиях приватизации находящегося в федеральной собственности акций акционерного общества "Южно-Уральский трест транспортного строительства" в части приватизации находящихся в федеральной собственности акций в размере 10% от уставного капитала путем продажи единым лотом на аукционе с открытой формой подачи предложений по цене;
-обязать Росимущество и МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях реализовать в течение 60 календарных дней с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу обыкновенные акции АО "Южно-Уральский трест транспортного строительства", составляющие фонд акционирования работников предприятия (далее - ФАРП), в количестве 4952 обыкновенных акций АО "Южно-Уральский трест транспортного строительства" лицам, состоящим в трудовых отношениях с АО "Южно-Уральский трест транспортного строительства" на момент начала реализации акций, а также на момент вынесения решения суда (с учетом объединения дел N N А76-32129/2017, А76-36500/2017 с присвоением делу N А76-32129/2017 - т. 1, л.д. 111, 128-129; уточнения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в рамках объединенного дела N А76-32129/2017 - т. 3, л.д. 18-20, 29-33).
Решением суда первой инстанции от 31.05.2018 (резолютивная часть объявлена 24.05.2018) заявленные в рамках дела N А76-32129/2017 требования удовлетворены (т. 3, л.д. 41-46).
Не согласившись с таким решением, МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях (далее также - податель жалобы) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить по основаниям, установленным в части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 4), принять по делу новый судебный акт (т. 3, л.д. 53-54).
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо 2 указывает на несогласие с выводом суда первой инстанции о незаконности оспариваемого распоряжения Росимущества от 01.09.2017 N 635-р, настаивает на том, что данное распоряжение вынесено во исполнение решения Арбитражного суда Челябинской области от 01.02.2004 по делу N А76-366258/2004, при этом, обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении указанного дела N А76-366258/2004, не имеют преюдициального значения для решения вопроса о способе продажи акций АО "Южно-Уральский трест транспортного строительства". Отмечает, что Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) не содержит указания на такой способ приватизации как продажа акций через ФАРП, а несоответствие оспариваемого распоряжения Росимущества от 01.09.2017 N 635-р положениям распоряжения Правительства РФ от 12.02.2015 N 216-р в рассматриваемом случае не имеет правового значения, что не было учтено судом первой инстанции.
С учетом изложенного, заинтересованное лицо 2 просит отказать заявителям в удовлетворении заявленных ими требованиях.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд принял апелляционную жалобу МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях к производству, назначил дело к судебному разбирательству в судебном заседании 08.08.2018 в 15 час. 20 мин. (определение от 10.07.2018 - т. 3, л.д. 51-52).
К дате судебного заседания АО "Южно-Уральский трест транспортного строительства" представлен отзыв на апелляционную жалобу (вх. N 36093 от 06.08.2018), из содержания которого следует, что общество считает обжалуемое решение законным и обоснованным, с выводами суда, изложенными в решении, и их фактическим и правовым обоснованием согласно. Данный документ приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела в порядке части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзывы на апелляционную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции не поступили.
Представитель Росимущества и МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, настаивала на отмене решения суда от 31.05.2018.
Представители АО "Южно-Уральский трест транспортного строительства", Лапина М.В., Якубовой Е.А., Ребровой Г.В., Левандовского В.В., Зайцевой И.Г. и Портничевой С.А. в судебном заседании возражали по существу доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на их несостоятельность, просили решение суда от 31.05.2018 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.
В соответствии с Законом РСФСР от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" государственное предприятие "Южно-Уральский трест транспортного строительства" (далее - ГП "Южно-Уральский трест транспортного строительства") было приватизировано путем преобразования в акционерное общество открытого типа "Южно-Уральский трест транспортного строительства", решением Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом от 05.04.1993 N 154 утвержден план приватизации ГП "Южно-Уральский трест транспортного строительства" (т. 1, л.д. 58-69; т. 2, л.д. 18-29).
Из содержания плана приватизации ГП "Южно-Уральский трест транспортного строительства" (пункт 1.5) следует, что по результатам приватизации был образован ФАРП, в котором закреплено 4942 обыкновенных акций, что составляет 10% от уставного капитала акционерного общества.
В рамках дела N А76-366257/2004 ОАО "Южно-Уральский трест транспортного строительства" оспорило как незаконные распоряжение Министерства имущественных отношений РФ от 22.08.1999 N 836-р "О продаже пакета акций, находившихся в федеральной собственности" и решение Челябинского областного комитета по управлению госимуществом от 01.07.1999 N 20 "О внесении изменений в план приватизации ОАО "Южно-Уральский трест транспортного строительства" в части внесения изменений в план приватизации по срокам и способам продажи (аукцион) акций в количестве 4942 шт.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 01.04.2004 по делу N А76-366257/2004 по заявлению ОАО "Южно-Уральский трест транспортного строительства" распоряжение Министерства имущественных отношений РФ от 22.08.1999 N 836-р и решение Челябинского областного комитета по управлению госимуществом от 01.07.1999 N 20 в оспариваемой части признаны незаконными, на Министерство имущественных отношений РФ возложена обязанность предусмотреть в проекте прогнозного плана (программы приватизации на соответствующий год) приватизацию 10% акций ОАО "Южуралтранстрой" через ФАРП лицам, имеющим правом их приобретение способом, предусмотренным Федеральным законом N 178-ФЗ (т. 1, л.д. 70-72).
В соответствии с разделом 2 Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 01.07.2013 N 1111-р "Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы" количество обыкновенных акций АО "Южно-Уральский трест транспортного строительства", находящихся в федеральной собственности, составляет 10378 штук - 21% от уставного капитала акционерного общества.
Во исполнение решения Арбитражного суда Челябинской области от 01.04.2004 по делу N А76-366257/2004 Правительством РФ распоряжением от 12.02.2015 N 216-р внесены изменения в поименованное выше распоряжение от 01.07.2013 N 1111-р, а именно: в перечень открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, акции которых планируются к приватизации в 2014-2016 годы, внесены изменения, касающиеся приватизации 10378 обыкновенных акций ОАО "Южно-Уральский трест транспортного строительства", составляющих 21% уставного капитала акционерного общества, включая 4942 обыкновенные акции, составляющие ФАРП, а именно отдельной строкой выделено: "10% акций, подлежащих приватизации через фонд акционирования работников предприятия, продаются в порядке и способами, предусмотренными Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Распоряжением Росимущества от 01.09.2017 N 635-р "Об условиях приватизации акций акционерного общества "Южно-Уральский трест транспортного строительства" оформлено решение о приватизации находящихся в федеральной собственности 10378 акций АО "Южно-Уральский трест транспортного строительства", что составляет 21% уставного капитала указанного общества, путем проведения продажи в электронной форме единым лотом на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене (т. 1, л.д. 22-23; т. 2, л.д. 16-17)
Росимуществом объявлены торги, о чем свидетельствуют соответствующие извещения о проведении торгов (т. 1, л.д. 24-28).
Не согласившись с обозначенным распоряжением Росимущества от 01.09.2017 N 635-р, заявители обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его незаконным.
Мотивируя решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности совокупности условий, необходимых для признания незаконным распоряжения Росимущества от 01.09.2017 N 635-р как противоречащего статье 1, статьям 2, 18, части 1 статьи 54, частям 2 и 3 статье 55 Конституции РФ, части 2, 3, 17 статьи 43 Федерального закона N 178-ФЗ, постановлению Совета Министров - Правительства РФ "Об утверждении порядка формирования фондов акционирования работников предприятия" от 09.03.1993 N 213, распоряжению Правительства РФ от 12.02.2015 N 216-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.07.2013 N 1111-р, которыми предусмотрена приватизация 10% акций через ФАРП, тогда как оспариваемым распоряжением Росимущества от 01.09.2017 N 635-р оформлено решение о продаже этой части акций в составе единого лота с иными акциями АО "Южно-Уральский трест транспортного строительства".
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого по делу решения.
В силу положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В рамках настоящего дела АО "Южно-Уральский трест транспортного строительства" и Лапин М.В., Якубова Е.А., Реброва Г.В., Левандовский В.В., Зайцева И.Г., Портничева С.А., являющиеся работниками данного акционерного общества, оспаривают распоряжение Росимущества от 01.09.2017 N 635-р в части приватизации находящихся в федеральной собственности акций АО "Южно-Уральский трест транспортного строительства" в размере 10% уставного капитала путем продажи единым лотом на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно статье 1 Федерального закона N 178-ФЗ, под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Исходя из содержания части 2 статьи 43 Федерального закона N 178-ФЗ о переходных положениях, с даты вступления в силу настоящего Федерального закона продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, если до указанной даты размещено в установленном порядке информационное сообщение или иным образом направлена оферта для заключения сделки приватизации государственного или муниципального имущества. В этих случаях сделки на основании такого информационного сообщения или оферты должны заключаться в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации о приватизации. При этом, как следует из части 3 указанной статьи, в случае направления работнику приватизируемого предприятия (приравненному к нему лицу) до даты вступления в силу настоящего Федерального закона извещения о цене, номинальной стоимости и количестве акций, причитающихся данному работнику по результатам закрытой подписки, положения настоящего Федерального закона к закрытой подписке не применяются.
В соответствии с частью 17 статьи 43 Федерального закона N 178-ФЗ, продажа акций открытых акционерных обществ, указанных в планах приватизации таких обществ для их реализации через ФАРПы, осуществляется в порядке и способами, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела (в том числе, вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному арбитражному делу N А76-366257/2004) и не оспаривается заинтересованными лицами то обстоятельство, что при приватизации ГП "Южно-Уральский трест транспортного строительства" путем преобразования в АООТ "Южно-Уральский трест транспортного строительства" и утверждении плана приватизации с изменениями 21% (10378 штук) обыкновенных акций уставного капитала акционерного общества закреплены в федеральной собственности, образован ФАРП в размере 10% (4 942 штук) обыкновенных акций, а также наличие у лиц, состоящих в трудовых отношениях с акционерным обществом, права на выкуп акций из ФАРП.
Во исполнение судебного акта по указанному выше арбитражному делу N А76-366257/2004 Правительством РФ распоряжением от 12.02.2015 N 216-р внесены изменения в Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы, утвержденный распоряжением от 01.07.2013 N 1111-р, а именно: в отношении ОАО "Южно-Уральский трест транспортного строительства" указано, что 10% акций, подлежащих приватизации через ФАРП, продаются в порядке и способами, предусмотренными Федеральным законом N 178-ФЗ.
Однако, пункт 1 оспариваемого распоряжения Росимущества от 01.09.2017 N 635-р регламентирует: "приватизировать находящиеся в федеральной собственности 10378 акций АО "Южно-Уральский трест транспортного строительства", что составляет 21% уставного капитала указанного общества, путем продажи единым лотом на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене", что фактически свидетельствует о невозможности реализации права на выкуп акций ФАРП.
Прекращение права на реализацию акций из ФАРП по существу означает придание обратной силы правовым актам государства, ухудшающим положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что противоречит пункту 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Именно указанные обстоятельства явились основанием для удовлетворения заявленных в настоящем деле требований.
Вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение Росимущества от 01.09.2017 N 635-р незаконно, поскольку ведет к невозможности реализации права на выкуп акций из ФАРП лицами, имеющими на это право, подателем жалобы не было опровергнуто с приведением убедительных доводов.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Исходя из предмета заявленных требований, судом первой инстанции выбран надлежащий способ восстановления нарушенного права заявителей, связанный с возложением на Росимущество обязанности реализовать акции АО "Южно-Уральский трест транспортного строительства", составляющие ФАРП, в размере 10% (4952 акции) лицам, состоящим в трудовых отношениях с АО "Южно-Уральский трест транспортного строительства" на момент реализации акций, после продажи 11% (5426 акции).
Довод подателя жалобы о неисполнимости принятого по настоящему делу решения со ссылкой на то, что Федеральный закон N 178-ФЗ не содержит указания на такой способ приватизации как продажа акций через ФАРП, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неправильном толковании закона.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на подателя жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Её взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях в качестве государственного органа освобождено от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.05.2018 по делу N А76-32129/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Челябинской и Курганской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-32129/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 4 декабря 2018 г. N Ф09-7717/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Южно-Уральский трест транспортного строительства", Зайцева Ираида Георгиевна, Лапин Михаил Владимирович, Левандовский Виктор Вацлавович, Портничева София Андреевна, Портничева Софья Андреевна, Реброва Галина Викторовна, Якубова Елена Аркадьевна
Ответчик: МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: АО "Южно-Уральский трест транспортного строительства"