г. Москва |
|
30 января 2018 г. |
Дело N А40-167369/17 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Н. Семикиной,
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "СИБУР-Транс",
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.12.2017, принятое судьей Козловским В.Э. (шифр судьи: 102-1647) в порядке упрощенного производства
по делу N А40-167369/17,
по исковому заявлению ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ОГРН 1037701021841, адрес: 105120, ГОРОД МОСКВА, ПЕРЕУЛОК КОСТОМАРОВСКИЙ, 2)
к акционерному обществу "СИБУР-Транс" (ОГРН 1027700380410, адрес: 117997, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА КРЖИЖАНОВСКОГО, ДОМ 18, КОРПУС 4)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к акционерному обществу "СИБУР-Транс" о взыскании задолженности в сумме 9.524 руб. 87 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.12.2017 г., исковые требования были удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Через канцелярию апелляционного суда от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам с уведомлением сторон о принятии жалобы к производству.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 01.12.2017 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30 декабря 2011 года между ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - истец) и ЗАО "СИБУР-Транс", (далее -ответчик) был заключен договор на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом N УВО-2849/СТ.9286 (далее - договор), в соответствии с пунктом 2.1. которого, "Охрана" обязуется оказывать возмездные услуги в соответствии с главой 39 Гражданского кодекса РФ по сменному сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования, перевозимых железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации, а "Заказчик" обязуется принимать и оплачивать указанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
С момента окончания срока доставки и до момента выдачи груза грузополучателю, вагоны, в соответствии с договорными обязательствами, находились под непрерывной охраной работников ведомственной охраны. Для этих целей ежедневно привлекался дополнительный наряд охраны, который отвлекался от своих непосредственных обязанностей по охране и сопровождению груза в пути следования.
В рамках договора по железнодорожной накладной N ЭЭ478375 отправлялся вагон N 58416397 с грузом - углеводородная смесь газов. Сверхнормативная охрана груза, с момента окончания первоначального срока доставки груза до момента выдачи его грузополучателю, составила 5 суток 13 часов. Сумма сбора за сверхнормативную охрану составила 6 539 рублей 69 копеек.
В рамках договора по железнодорожной накладной N 22484847 отправлялся вагон N 51304210 с грузом - этиленгликоль (этандиол).
В соответствии с п. 24 "Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), далее - соглашение, сроки доставки определяются на весь путь следования груза. Согласно выписки из АСУ СК ДОГ, грузоотправителем АО "СИБУР-Транс" 29.11.2016 был отправлен вагон N 51304210 с грузом - этиленгликоль (этандиол) со станции отправления - Игумново Горьковской железной дороги. Указанный вагон по прибытию был выдан грузополучателю, что подтверждается приемо-сдаточным актом N 1812/1 серии В 80104/1973 от 13.12.16.
Тарифное расстояние составляет 1797 км, при норме суточного пробега - 200 км (ст. 24 Соглашения). В соответствии с § 3 ст. 24 Соглашения, срок доставки груза увеличивается на 1 сутки на операции, связанные с отправлением груза.
На основании изложенного, срок доставки грузов исчисляется исходя: 1797/200+1+30 - 40 (30 дней - ноябрь, 10 дней декабрь) = 10.12.2016, где 1797 - тарифное расстояние, 200 км - норма суточного пробега, 1 сутки - (§ 3 ст. 24 Соглашения), 30 - дата отправления вагона.
Таким образом, нормативный срок доставки - 10.12.2016, а дата и время выдачи вагона с грузом -13.12.2016.
Сверхнормативная охрана груза, с момента окончания первоначального срока доставки груза до момента прибытия вагона с грузом к грузополучателю, составила 2 суток 05 часов. Сумма сбора за сверхнормативную охрану груза составила 2 709 рублей 86 копеек.
В нарушение действующего законодательства и принятых на себя обязательств ответчик не оплатил стоимость оказанных услуг за сверхнормативную охрану вагонов в пути следования, в результате чего за ним образовалась задолженность в размере 9.249 руб. 55 коп.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по оплате оказанных услуг, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в части взыскания с ответчика процентов в порядке ст. 395 ГК РФ в размере 275 руб. 32 коп.
Расчет истца ответчиком по существу не оспорен, судом проверен, арифметически и методологически выполнен верно.
В соответствии со ст. 785 ГК РФ, по договору перевозки грузов, одна сторон, перевозчик по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу положений ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Стороны согласно ст.ст. 8, 9 АПК РФ пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что у ответчика в силу закона отсутствует обязанность обеспечивать охрану груза, не относится к предмету рассматриваемого спора.
Исковые требования истца обосновываются договорными обязательствами, взятыми на себя сторонами по заключенному договору УВО-2849/СТ.9286 от 30.12.2011.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" определено, что под перевозочным процессом понимается совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
В соответствии с п. 2 ст. 20 указанного Федерального закона, владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.
На основании ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" опасный груз - это груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, 4 выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
В соответствии с п. 3.3.18 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 N 50, сопровождение в поездах и охрана на станциях вагонов с опасными грузам" военизированной охраной МПС проводятся в соответствии с "Положением о порядке охраны грузов и объектов на железнодорожном транспорте".
Согласно п. 3.1, 3.2 Порядка организации деятельности ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта", утвержденного Приказом Росжелдора от 21.09.2010 N 400, охрана вагонов, контейнеров с грузами, в том числе с опасными грузами, грузов на открытом подвижном составе в пути следования при их перевозке, транспортировке железнодорожным транспортом по территории Российском Федерации осуществляется работниками ФГП ВО ЖДТ России на основании договоров (соглашений), заключенных между ФГП ВО ЖДТ России и грузоотправителями грузополучателями (экспедиторскими организациями), перевозчиками, железнодорожной охраной государств - участников Содружества Независимых Государств и в соответствии с Федеральными законами от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и иными нормативными правовыми актами.
Охрана грузов осуществляется работниками ФГП ВО ЖДТ России постоянным и сменным способами в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 38.
Пунктом 1.5.6. Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных СЖТ СНГ (протокол от 05.04.1996 N 15) определено, что наряды военизированной охраны железных дорог сопровождают опасные грузы только в пределах границ своих государств.
Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 38 (ред. от 22.12.2008) утвержден Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 1424-Р утвержден Перечень специальных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Росжелдора, в их число, в том числе вошли - взрывчатые материалы, топливо для реактивных двигателей, бензины и топливо дизельное всех наименований, спирт метиловый (метанол), газ энергетический (пропан, бутан).
Минтранс России в письме N 04-01/4412 от 31.08.2015 разъяснил отдельные положения перечня специальных грузов, перевозимых ж.д. транспортом общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Росжелдора, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 23.07.2015 N 1424-р:...грузы, указанные в пункте 1 Перечня специальных грузов (в том числе: взрывчатые материалы, топливо для реактивных двигателей, бензины и топливо дизельное всех наименовании, спирт метиловый (метанол), газ энергетический (пропан, бутан), подлежат охране подразделениями ведомственной охраны Росжелдора, (приложение N3 к приказу МПС России от 18.06.2003 г. N 38)" и дал расшифровку, какие грузы относятся к газам энергетическим: "...груз "газ энергетический" (пропан, 5 бутан) подлежит охране подразделениями ведомственной охраны Росжелдора". Таким образом, газ энергетический (пропан, бутан) в процессе перевозки, подлежит охране исключительно силами ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Также довод относительно того, что услуги по сверхнормативной охране грузов ФГП ВО ЖДТ России во время ремонта вагонов в депо не предоставлялись, признаются апелляционным судом необоснованными, поскольку в материалах дела имеются доказательства оказание истцом указанных услуг.
Доводы апелляционной жалобы ответчика были предметом рассмотрения при разрешении дела по существу судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Арбитражный апелляционный суд, проверив выводы суда первой инстанции, считает их законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Арбитражный суд согласно п. 1 ст. 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Ответчик не доказал наличие оснований для отмены решения по настоящему делу.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 01.12.2017.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд.
ПОСТАНОВИЛ:
приобщить к материалам дела представленный истцом отзыв на апелляционную жалобу ответчика.
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 01.12.2017 г. по делу N А40-167369/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "СИБУР-Транс"- без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа по основаниям, установленным в ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-167369/2017
Истец: Пензенский отряд ВО филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на Куйбышевской ж.д., ФГП ВО ЖДТ России
Ответчик: АО "СИБУР-ТРАНС"