г. Челябинск |
|
01 февраля 2018 г. |
Дело N А47-5706/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Бабиной О.Е., Махровой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Орскнефтеоргсинтез" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.11.2017 по делу N А47-5706/2017 (судья Сукачева Н.Ф.).
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Стенникова Мария Сергеевна (паспорт, доверенность N Ю-УР ТЦФТО-35/Д от 31.10.2017).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "Российские железные дороги", ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд первой инстанции с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Орскнефтеоргсинтез" (далее - ответчик, ПАО "Орскнефтеоргсинтез") о взыскании 107 985 руб. 34 коп. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Решением суда первой инстанции от 02.11.2017 (резолютивная часть от 26.10.2017) исковые требования ОАО "Российские железные дороги" удовлетворены (т.5, л.д. 102-109).
В апелляционной жалобе ПАО "Орскнефтеоргсинтез" просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать (т.5, л.д. 112-117).
В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы ПАО "Орскнефтеоргсинтез" ссылалось на то, что судом первой инстанции не учтены особенности по подаче порожних вагонов под погрузку, предусмотренные Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами перевозок опасных грузов, а также фактическими отношениями между истцом и ответчиком по подготовке вагонов под погрузку. В нарушение требований указанного закона согласно предоставленным ответчиком доказательствам вагоны, указанные в актах общей формы, на момент зачисления на простой не прошли предусмотренную Правилами перевозок опасных грузов и ЕТП процедуру признания годными к перевозке и не могли быть поданы на пути необщего пользования вне зависимости от их занятости. Следовательно, зачисление истцом порожних вагонов на ответственный простой ответчика по причине невозможности их подачи ввиду занятости путей необщего пользования, является неправомерным. Представленные в дело памятки приемосдатчика с графой "уборка вагонов", подтверждающие, что в течение нескольких часов после составления актов общей формы истец произвел уборку вагонов с путей общего пользования и они были свободны для подачи вагонов, судом не оценены. Следовательно, вывод суда о непредставлении ответчиком доказательств простоя вагонов на путях общего пользования по причинам, от него не зависящих, необоснован. Следовательно, оснований для взыскания с ответчика заявленной платы у суда не имелось.
ОАО "Российские железные дороги" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором по доводам апелляционной жалобы возразило, просило в ее удовлетворении отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представитель ответчика не явился, до начала судебного заседания представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. С учетом мнения представителя истца в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика.
В судебном заседании представитель истца по доводам апелляционной жалобы возразил, просил в ее удовлетворении отказать, настаивал на доводах, изложенных в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Орскнефтеоргсинтез" (владелец) заключен договор N 6/25 от 25.03.2008 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
В Единый государственный реестр юридических лиц 29.12.2016 внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а именно об изменении наименования ответчика на ПАО "Орскнефтеоргсинтез".
Сторонами к договору N 6/25 от 25.03.2008 подписаны дополнительные соглашения N 1 от 30.06.2009, N 2 от 22.12.2010, N 3 от 13.07.2012, N 4 от 24.10.2013, N 5 от 26.03.2014, N 6 от 23.09.2014, N 7 от 25.09.2014, N 8 от 06.05.2015, N 9 от 01.02.2016, N 10 от 12.04.2016, посредством которых внесены изменения в условия договора N 6/25 от 25.03.2008.
В пункте 1 договора N 6/25 (в редакции дополнительных соглашений N1 от 30.06.2009, N 2 от 22.12.2010) стороны указали, что эксплуатация, принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Никель Южно- Уральской железной дороги через стрелку N48 к путям Главного парка, стрелками N 28Э, N 36Э и N 40Э к путям Эстакадного парка и обслуживаемого локомотивом владельца и локомотивом перевозчика.
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению с регистрацией в книге уведомлений формы ГУ-2 (пункт 6 договора).
Уведомление передается круглосуточно по телефону не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов на выставочные пути владельца с N 33 по N 35 и на места погрузки и выгрузки (пути N 23, N 24, N 25, с N 27 по N 29, N 31, N 32, N 36, N 37) круглосуточно, с регистрацией в книге формы ГУ-2 ВЦ (пункт 7 договора в редакции дополнительного соглашения N 4 от 24.10.2013).
Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на пути погрузки и выгрузки N 24, N 25, с N 27 по N 29, N 31, N 32 (пункт 8 договора в редакции дополнительного соглашения N 4 от 24.10.2013).
Согласно пункту 9 договора (в редакции дополнительного соглашения N 4 от 24.10.2013) сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути владельца N 33-35 согласно пункта 2.5.1 ЕТП, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца.
В соответствии с пунктом 11 (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 22.12.2010) количество вагонов в каждой сдаваемой владельцу передаче на пути погрузки и выгрузки устанавливается: на путь N 2 4 - не более 25 вагонов; на путь N 25 - не более 25 вагонов; на путь N 27 - не более 5 вагонов; на путь N 28 - не более 5 вагонов; на путь N 29 - не более 7 вагонов; на путь N 36 - не более 42 вагонов; на путь N 37 - не более 42 вагонов. Сроки на уборку вагонов с выставочных путей владельца N 33-35, исходя из пункта 16 (в редакции дополнительного соглашения N 4 от 24.10.2013) установлены не позднее, чем через 4 часа с момента окончания накопления группы вагонов согласно пункта 2.6.5 ЕТП.
При наличии в передаваемой группе не принятых перевозчиком вагонов - срок на уборку исчисляется с момента уведомления станции об отцепке не принятых перевозчиком вагонов. По пункту 17 договора (в редакции дополнительного соглашения N 4 от 24.10.2013) сроки на уборку вагонов с путей N 23, N 24, N 25 с N 27 по N 29, N 31, N 32, N 36, N 37, согласно пункта 2.6.6 ЕТП. При наличии в составе убираемой группы не принятых перевозчиком вагонов - с момента повторного уведомления станции о готовности вагонов к уборке.
Согласно пункту 24 (в редакции дополнительного соглашения N 8 от 06.05.2015) владелец уплачивает перевозчику предоплатой на расчетный счет ОАО "Российские железные дороги" при ТехПД ЮУЖД: плату за пользование вагонами, принадлежащих перевозчику, установленную Тарифным руководством N 2, за время нахождения их на железнодорожном пути необщего пользования, и за время задержки вагонов, ожидания их подачи или приема, как на станции назначения, так и в пути следования, по причинам, зависящим от владельца и не зависящим от перевозчика; плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в соответствии со статьей 39 УЖДТ в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, нахождения вагонов под таможенными операциями, либо задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), приведших к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления, по причинам зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства с учетом коэффициента индексации (подпункты 24.2, 24.3).
Как следует из материалов дела, предложенные истцом изменения в пункт 24 договора не приняты ответчиком. Из протокола согласования разногласий к дополнительному соглашению N 8 от 06.05.2015, следует, что по содержанию подпунктов 24.2, 24.3 пункта 24 договора стороны к соглашению не пришли. В соответствии с пунктом 27 договора (в редакции дополнительного соглашения N 10 от 12.04.2016), настоящий договор действует с 01.09.2008 по 31.12.2016 включительно.
В обоснование исковых требований истец указал, что за период с ноября по декабрь 2016 года на путях станции Никель простаивали прибывшие в адрес ответчика груженые вагоны в ожидании их подачи железнодорожный путь необщего пользования по причине, зависящей от ответчика, а именно по причине занятости фронта выгрузки железнодорожного пути необщего пользования ответчика, о чем составлены акты общей формы: N N 6/1506, 5/2162, 6/1519, 6/2166, 6/1654, 6/2035, 6/2031, 6/2029, 6/2033, 6/2095, 6/2097, 6/712, 6/1033, 6/1035, 6/1037, 6/1082, 6/1080, 6/1085, 6/1130, 6/1182, 6/1180, 6/1199, 6/1594, 6/1969, 6/1971, 6/2037, 6/2039, 6/2041, 6/2093, 6/2178, 6/2354, 6/1126, 6/1563, 6/1591, 6/1722, 6/2152, 6/2154, 6/2211, 6/2258, 6/2260, 6/2262, 6/2344 и начислена плата по накопительным ведомостям N N 310155, 310157, 310158, 020212, 020213, 020227, 030201 в общей сумме 107 985 руб. 34 коп., с НДС (т. 1, л.д. 13-24, 43-142; т. 2 л.д. 66-70).
От подписания ведомостей ответчик отказался, о чем имеются отметки перевозчика и составлены акты общей формы. Поскольку ответчиком допущена задержка нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику на путях общего пользования истцом в адрес ответчика направлена претензия N ЮУТЦФТОЮ-42/П от 15.03.2017 с требованием внесения платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования (т. 2, л.д. 1-4). 5 А47-5706/2017
Ссылаясь на то, что указанная претензия оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения, ОАО "Российские железные дороги" обратилось с рассматриваемым исковым заявлением в суд.
Удовлетворяя исковые требования "ОАО "Российские железные дороги", суд первой инстанции исходил из того, что факт простоя в период с ноября по декабрь 2016 года на путях станции Никель прибывших в адрес ответчика груженых вагонов в ожидании их подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причине, зависящей от ответчика, подтверждается материалами дела.
Данные выводы суда первой инстанции являются верными, соответствуют представленным в дело доказательствам и требованиям действующего законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Учитывая положения статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", ОАО "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий на транспорте и поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ).
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 31.12.2014 N 503-ФЗ, вступившего в силу с 01.04.2015), за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: - ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; - нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; -задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Частью 12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что если в указанных в части 11 настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей). Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве (часть 17 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 (вступившим в силу с 07.06.2015) утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также внесены изменения и дополнения в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06. 2002 N 35/12.
Согласно статье 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), расчет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил N 26 при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил N 26, основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами. Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45).
Согласно пункту 3.1 названных Правил факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Пунктом 3.2.4 Правил N 45 установлено: в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Пунктом 3.4 Правил N 45 предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункт 3.5 Правил N 45).
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что факт простоя в период с ноября по декабрь 2016 г. на путях станции Никель прибывших в адрес ответчика груженых вагонов в ожидании их подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причине, зависящей от ответчика, а именно по причине занятости фронта выгрузки железнодорожного пути необщего пользования ответчика, подтверждается актами общей формы N N 6/1506, 5/2162, 6/1519, 6/2166, 6/1654, 6/2035, 6/2031, 6/2029, 6/2033, 6/2095, 6/2097, 6/712, 6/1033, 6/1035, 6/1037, 6/1082, 6/1080, 6/1085, 6/1130, 6/1182, 6/1180, 6/1199, 6/1594, 6/1969, 6/1971, 6/2037, 6/2039, 6/2041, 6/2093, 6/2178, 6/2354, 6/1126, 6/1563, 6/1591, 6/1722, 6/2152, 6/2154, 6/2211, 6/2258, 6/2260, 6/2262, 6/2344.
В указанных актах перечислены вагоны, задержанные на станциях, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, а также имеется запись о том, что представители ответчика отказались от подписания актов без объяснения причин, что подтверждено подписями представителей перевозчика.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации акты общей формы судом первой инстанции установлено, что данные документы оформлены согласно требованиям ст. 119 Устава железнодорожного транспорта, п.4.6 Правил N 26, раздела III Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45.
На основании указанного, истцом ко взысканию с ответчика по накопительным ведомостям N N 310155, 310157, 310158, 020212, 020213, 020227, 030201 в общей сумме 107 985 руб. 34 коп., с НДС (т. 1, л.д. 13-24, 43-142; т. 2 л.д. 66-70).
Расчет платы судом проверен и признан верным.
С учетом изложенного, поскольку ответчиком доказательств возмещения истцу платы за время задержки вагонов на путях общего пользования не представлено, судом первой инстанции исковые требования ОАО "РЖД" о взыскании с ПАО "Орскнефтеоргсинтез" 107 985 руб. 34 коп. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования удовлетворены правомерно.
Довод апелляционной жалобы о том, что вагоны, указанные в актах общей формы, на момент зачисления на простой не прошли предусмотренную Правилами перевозок опасных грузов и ЕТП процедуру признания годными к перевозке и не могли быть поданы на пути необщего пользования вне зависимости от их занятости.
Согласно ст.20 УЖДТ РФ техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов определяет перевозчик (ч.2 ст.20), пригодность вагонов в коммерческом отношении в отношении вагонов определяется грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими (ч.5 ст.20 УЖДТ РФ).
В силу ст. 2.1.20 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам пригодность всех вагонов и контейнеров под перевозку опасных грузов в коммерческом отношении определяется грузоотправителями.
Действующим законодательством предусмотрено право грузоотправителя отказаться от вагонов, контейнеров, не пригодных для перевозки опасного груза (ч.б ст.20 УЖДТ РФ). При этом замена указанных вагонов, контейнеров обеспечивается грузоотправителем или их владельцем на исправные, пригодные для перевозки груза вагоны, контейнеры на основании соответствующего договора (ч.9 ст.20 УЖДТ РФ).
Однако, ответчиком документально не подтвержден факт отказа от приемки вагонов, поданных в неисправном состоянии или состоянии, негодном для перевозки опасных грузов. Ответчик надлежащим образом уведомлялся истцом о готовности подачи вагонов, но обязанности по принятию спорных вагонов не исполнил.
В соответствии с п.39.5 "Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте", утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 29 (ред. от 03.10.2011), получатель собственного порожнего вагона вправе отказаться от приема собственного порожнего вагона только в случае, если он не может быть использован под погрузку по причине технической неисправности или коммерческой непригодности.
Факт наличия технической неисправности подтверждается актом формы ВУ-23 (ВУ-23-м) или ВУ-25, коммерческой непригодности - актом формы ГУ-23.
Факт отказа от приема собственных порожних вагонов с мотивированным объяснением получателя о причинах отказа оформляется перевозчиком актом общей формы, подписывается получателем и перевозчиком.
Ответчиком в обоснование своих доводов не представлены доказательства -акты формы ВУ-23, ВУ-25 либо ГУ-23, подтверждающие, что на момент зачисления вагонов на ответственный простой они были технически негодными, либо негодны в коммерческом отношении, и грузополучатель от приема этих вагонов мотивированно и обоснованно отказался.
Утверждение ПАО "Орскнефтеоргсинтез" о том, что на момент зачисления на простой имелись свободные для принятия вагонов железнодорожные пути, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание на основании следующего.
В пункте 2.3 Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 г. N 127-т/1, моментом окончания исчисления оплачиваемого времени для начисления данного вида платы указан момент получения РЖД от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему), поскольку одного уведомления перевозчика недостаточно. Получение перевозчиком уведомлений от ответчика об окончании налива не влечет автоматически обязанности истца (перевозчика) подать порожние вагоны с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования. Для нахождения вагонов с опасным грузом на путях общего пользования необходимо заключение договора на перевозку данного груза.
Из указанного следует, что получение истцом РЖД от ответчика уведомлений о завершении грузовых операций по погрузке груза (уведомлений об окончании налива) не свидетельствует о том, что погруженные ответчиком вагоны являются готовыми к их подаче на пути общего пользования в силу пункта 2.3 Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 г. N 127-т/1, так как необходимо еще соблюдение требований норм УЖДТ РФ.
При фактической готовности вагонов к приему (подаче), ответчику ничто не мешало подавать РЖД уведомления о готовности вагонов к приему (подаче), однако, ответчик таких уведомлений в адрес РЖД не подавал.
Ссылка апеллянта на то, что судом первой инстанции не учтены особенности по подаче порожних вагонов под погрузку, предусмотренные Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами перевозок опасных грузов, а также фактическими отношениями между истцом и ответчиком по подготовке вагонов под погрузку, также отклоняется судом апелляционной инстанции.
Взыскание платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по причинам, не зависящим от перевозчика, ее вид и порядок исчисления оплачиваемого времени предусмотрены частями 11-19 статья 39 УЖДТ РФ и пунктом 2.3 Тарифного руководства, утвержденного приказом ФТС России от 29.04.2015 N 127-т/1. при этом каких-либо особенностей, изъятий и иных обстоятельств, позволяющих утверждать о наличии таких особенностей либо особых условий для предъявления и взыскания данной платы в отношении порожних вагонов, в отличие от груженных, не имеется. Исходя из буквального толкования ст. 39 УЖДТ РФ, можно сделать вывод о наличии абсолютно тождественных условий для взыскания данного вида платы за простой как груженных, так и порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику на путях общего пользования по причинам не зависящим от перевозчика.
Поскольку иной порядок исчисления платы за простой вагонов на путях общего пользования сторонами не был согласован в договоре, плата начислена в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Рассмотрев материалы дела, суд первой инстанции принял законный и обоснованны судебный акт.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.11.2017 по делу N А47-5706/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Орскнефтеоргсинтез" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5706/2017
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ПАО "Орскнефтеоргсинтез"
Третье лицо: ОАО "РЖД"