город Ростов-на-Дону |
|
01 февраля 2018 г. |
дело N А53-27648/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ереминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Конозовой Е.В.
при участии:
от ответчика - представитель Августовская А.Г. по доверенности N 97 от 10.01.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" МО РФ на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.12.2017 по делу N А53-27648/2017
по иску МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска
к ответчику - ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании неустойки
принятое в составе судьи Жигало Н.А.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" г. Новочеркасска обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании пени в размере 24581 руб. 12 коп. (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 1 л.д. 92-93).
Дело рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 18.12.2017 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 23529 руб. 16 коп. неустойки. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Решение мотивировано тем, что истцом в июне-июле 2017 года оказаны ответчику услуги водоснабжения и водоотведения. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате задолженности, к ответчику применена ответственность в виде взыскания пени, предусмотренная пунктом 6.4 статьи 13, пунктом 6.4 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Размер подлежащей взысканию пени определен судом первой инстанции в сумме 23529 руб. 16 коп. в связи с перерасчетом пени за периоды с 11.07.2017 по 14.09.2017 с учетом ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации 8,25 %, действующей на день вынесения решения.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что ответчик является федеральным государственным бюджетным учреждением, то есть получателем денежных средств на основании пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Принятие бюджетных обязательств происходит в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Бюджетные обязательства принимаются путем заключения государственных (муниципальных) контрактов. До заключения контракта у ответчика отсутствовала возможность произвести оплату. Кроме того, ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем взыскание пошлины с ответчика в бюджет неправомерно.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы.
Представитель МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска в заседание не явился. Предприятие о судебном заседании извещено надлежащим образом.
Как следует из отзыва, истец доводы жалобы не признает, просит решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя ответчика, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска (горводоканал) и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (абонент) заключен договор водоснабжения и водоотведения N 531 (т. 1 л.д. 16-42) с протоколом разногласий, согласно которому горводоканал, осуществляющий холодное водоснабжение и водоотведение, обязался подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую и (или) техническую воду, осуществлять прием сточных вод абонента, а абонент обязался оплачивать водоотведение и принятую холодную воду.
Согласно пункту 3 раздела 2 договора датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01 июня 2017 года.
В соответствии с пунктом 7 раздела 3 договора расчетный период равен одному календарному месяцу.
Абонент оплачивает полученную холодную воду и услуги водоотведения до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате ресурсоснабжающей организацией не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным.
В июне-июле 2017 года горводоканал поставил питьевую воду потребителю и оказал услуги по водоотведению на общую сумму 1652105 руб. 55 коп.
В обоснование факта оказания услуг в материалы дела представлены акты N 6434 от 30.06.2017, N 7606 от 31.07.2017 (т. 1 л.д. 55, 63). Акты потребителем не подписаны.
Объем услуг определен на основании показаний водомеров (т. 1 л.д. 59-60, 69-70).
На оплату услуг выставлены счета, счета-фатуры (т. 1 л.д. 51-52, 61-62).
В связи с ненадлежащим исполнением потребителем обязательств по оплате услуг водоснабжения и водоотведения в период с июня по июль 2017 года, МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
В ходе рассмотрения дела ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по платежным поручениям N 233303 от 14.09.2017, N 233313 от 14.09.2017 произвело оплату задолженности в размере 1652105 руб. 55 коп.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате, истцом заявлено о взыскании пени в размере 24581 руб. 12 коп. за периоды с 11.07.2017 по 14.09.2017.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, вытекающие из договора, должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Кодекса).
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно части 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения или единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно части 6.4 статьи 14 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" управляющие организации, приобретающие услуги по водоотведению для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие водоотведение, приобретающие услуги по водоотведению по договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты услуг по водоотведению уплачивают организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Расчет пени проверен судом первой инстанции и признан неправильным.
Размер подлежащей взысканию пени определен судом первой инстанции в сумме 23529 руб. 16 коп. в связи с перерасчетом пени за периоды с 11.07.2017 по 14.09.2017 с учетом ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации 8,25 %, действующей на день вынесения решения в соответствии с правовой позицией, сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что ответчик является федеральным государственным бюджетным учреждением, то есть получателем денежных средств на основании пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Принятие бюджетных обязательств происходит в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Бюджетные обязательства принимаются путем заключения государственных (муниципальных) контрактов. До заключения контракта у ответчика отсутствовала возможность произвести оплату.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. Поэтому недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отсутствие финансирования, в том числе дополнительного, само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения последнего от ответственности на основании статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В данном случае истцом заявлено о применении ответственности в виде взыскания неустойки, предусмотренной Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", для применения которой не требуется соглашения сторон.
Кроме того, согласно пункту 3 раздела 2 спорного договора датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01 июня 2017 года.
Ссылка заявителя жалобы на то, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, отклоняется апелляционным судом.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
В соответствии с абзацем 3 пункта 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
В соответствии с уставом ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом от 03.03.2017 N 607, основной целью деятельности учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Устав определяет гражданскую правоспособность. Нормативного акта или положения (иного правового акта) которые бы определяли властные полномочия учреждения, не существует.
Настоящий спор возник из гражданско-правовых отношений по исполнению заключенного сторонами гражданско-правового договора.
Исходя из правового статуса ответчика он, как учреждение, не является государственным органом и не выполняет функции государственного органа. Следовательно, подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении подателя жалобы в рассматриваемом случае применению не подлежит.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы уплачивается государственная пошлина в размере 3000 рублей.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителем государственная пошлина не уплачена, с заявителя подлежит взысканию 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе в доход федерального бюджета.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.12.2017 по делу N А53-27648/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-27648/2017
Истец: МУП "ГОРВОДОКАНАЛ" Г.НОВОЧЕРКАССКА
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ