г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2018 г. |
Дело N А56-32770/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Савиной Е.В., Семиглазов В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Петрук О.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: Архипова Г.А. по доверенности от 01.12.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30319/2017) Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2017 по делу N А56-32770/2017 (судья Золотарева Я.В.), принятое
по иску ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета
3-е лицо: ООО "Жилкомсервис N 2 Выборгского района"
о взыскании,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета (далее - ответчик, Комитет) задолженности по договору теплоснабжения в горячей воде от 01.09.2007 N 5590.036.1, заключенному истцом с обществом с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Выборгского района" (далее - третье лицо), за май, июнь, ноябрь 2014 года по разнице в тарифах в размере 57 505 рублей 91 копейки.
Решением от 17.10.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы Комитет ссылался на то, что удовлетворение исковых требований может повлечь неправомерное перечисление бюджетных средств, установление компенсаций потерь, вызванных межтарифной разницей, свидетельствует об отсутствии виновности и бездействия со стороны Санкт-Петербурга. Комитет предоставлял субсидии на основании имеющихся документов, предоставляемых ГУП "ТЭК СПб", об объемах отпущенной ГУП "ТЭК СПб" ООО "Жилкомсервис N 2 Выборгского района" тепловой энергии, тем самым, исполняя условия договора о предоставлении субсидий в полном объеме.
В судебном заседании представитель третьего лица поддержал доводы жалобы. Представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между истцом и третьим лицом (абонентом) 01.09.2007 заключен договор теплоснабжения в горячей воде N 5590.036.1 (далее - договор), согласно которому истец (энергоснабжающая организация) обязался подавать абоненту через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию в горячей воде по адресу: ул.Сикейроса, д.7, корп.1, а абонент обязался своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса России Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Пунктом 1 статьи 548 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Стоимость тепловой энергии, поставленной истцом и принятой третьим лицом за периоды май, июнь и ноябрь 2014 года, составила 2 580 794 рубля 78 копеек, в том числе 1 929 365 рублей 55 копеек подлежащие оплате третьим лицом по тарифам для определения размера платы за коммунальную услугу, предоставляемую гражданам, и начисления за коммунальные услуги, потребленные встроенными нежилыми помещениями, а также 651 429 рублей 23 копейки по разнице в тарифах. Третьему лицу выставлены счета-фактуры от 31.05.2014 N 150367, от 30.06.2014 N 183019, от 30.11.2014 N 372938 и корректировочный счет-фактура от 01.12.2014 N 408525, содержащие указанные сведения.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2013 N 502-р истцу были установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую истцом населению на территории Санкт-Петербурга, на первое полугодие 2014 года в размере 1818,62 руб./Гкал и на второе полугодие 2014 года в размере 1876,50 руб./Гкал (с учетом НДС).
В то же время распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2013 N 527-р с 01.01.2014 по 30.06.2014 на территории Санкт-Петербурга установлен тариф на тепловую энергию в размере 1351,25 руб./Гкал и с 01.07.2014 по 31.12.2014 в размере 1408,01 руб./Гкал (с учетом НДС) для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах.
Учитывая возникающую таким образом разницу в тарифах, принято постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2013 N 179, которым установлен порядок получения субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, а именно распорядитель бюджетных средств, направленных на возмещение разницы в тарифах, Комитет перечисляет из бюджета Санкт-Петербурга субсидии, полученные по соответствующей статье расходов, в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" для передачи ресурсоснабжающей организации.
В рассматриваемом периоде конечным получателем субсидий являлся истец.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Спорным является объем тепловой энергии, переданной истцом на нужды третьего лица.
Материалами дела подтверждено, что возникшие разногласия связаны с подписанием третьим лицом актов сверки объемов тепловой энергии, отпущенной для отопления и горячего водоснабжения, за спорный период в иной редакции, чем предложено энергоснабжающей организацией (истцом): третье лицо выразило несогласие с объемами переданной тепловой энергии, указанными в актах энергоснабжающей организацией.
Обоснованные возражения ответчика и третьего лица в отношении объема потребленной тепловой энергии, определенного истцом на основании показаний приборов учета тепловой энергии третьего лица и расчетным путем, по нормативу потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, суду не представлены.
Таким образом, факт передачи тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение и её объем подтвержден материалами дела.
Из расчета задолженности, выполненного истцом, следует, что третьим лицом оплата потребленной тепловой энергии по тарифу для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению, а также платежи за нежилые помещения, произведена в полном объеме.
Разница между экономически обоснованной стоимостью тепловой энергией, переданной в спорном периоде по договору, и стоимостью тепловой энергии, определенной по тарифам для граждан, составила 651 429 рублей 23 копейки, из которых не возмещена межтарифная разница в сумме 57 505 рублей 91 копеек. Документы, подтверждающие полную оплату переданной истцом тепловой энергии, в материалах дела отсутствуют.
Недополученные доходы ресурсоснабжающих организаций определяются как разница между стоимостью фактически отпущенного ресурсоснабжающими организациями объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление Пленума N 87), судам необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума N 87 при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, судам следует учитывать, что в силу статьи 65 АПК РФ истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских в спорный период регламентирован Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 N 95 за 2012 год, в пункте 1.1 которого определен перечень лиц, являющихся получателями субсидий, а именно: товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, строительные кооперативы и управляющие организации, осуществляющие поставку тепловой энергии в жилые дома на нужды предоставления коммунальных услуг гражданам.
Условиями предоставления субсидий являются приобретение получателями субсидий у ресурсоснабжающих организаций тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов и творческих мастерских по установленным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями, потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, заключение получателями субсидий договоров с государственным унитарным предприятием ВЦКП "Жилищное хозяйство" на получение указанных средств.
При соблюдении исполнителем коммунальных услуг указанных требований, он несет затраты по оплате потребленной тепловой энергии лишь в части стоимости, определенной по тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для населения.
Поскольку в настоящем деле истцом заявлено требование к Комитету о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, а не о взыскании субсидий, определенных названными постановлениями Правительства Санкт-Петербурга, то обстоятельство, что истец не является получателем субсидий, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела. У истца не имелось оснований для самостоятельного получения субсидий, равно как и для продажи тепловой энергии по тарифам, отличным от установленных Комитетом по тарифам.
Поскольку ответчик не представил доказательств полного возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, а оплате подлежит фактически переданная тепловая энергия, суд обоснованно признал исковые требования о взыскании денежных средств обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение является законным и обоснованным, судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства и им была дана правильная оценка. Нарушения норм материального или процессуального права судом допущено не было, поэтому оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2017 по делу N А56-32770/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-32770/2017
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: Санкт-Петербург в лице Жилищного комитета
Третье лицо: ООО "Жилкомсервис N2 Выборгского района"