г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2018 г. |
Дело N А56-89953/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Сивцевой П.С.
при участии:
от истца (заявителя): Светлова Л.А. - доверенность от 08.12.2017 Прокофьева Н.В. - доверенность от 07.11.2017
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: Сергеева Ю.С. - доверенность от 15.06.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24127/2017) Фермерского хозяйства "Токи" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2017 по делу N А56-89953/2016(судья Ресовская Т.М.), принятое
по иску Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области
к Фермерскому хозяйству "Токи"
3-е лицо: Администрация Всеволожского района Ленинградской области
о взыскании субсидии
установил:
Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области (место нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3; ОГРН 1057810015702; ИНН 7842309040; далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Фермерского хозяйства "Токи" (адрес: 188675, п/ст. Ладожское озеро, Ленинградская область, 114, ОГРН: 1034700570882, далее - ответчик) в лице главы фермерского хозяйства Войцеховского Дмитрия Александровича суммы субсидии 2 250 000 рублей 00 коп., в том числе в доход федерального бюджета - 837 000 рублей 00 коп., в доход областного бюджета Ленинградской области - 1 413 000 рублей 00 коп.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация Всеволожского района Ленинградской области.
Решением суда первой инстанции от 11.07.2017 требования Истца удовлетворены.
В апелляционной жалобе Ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим об обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители Комитета и Администрации с доводами жалобы не согласились, по основаниям, изложенным в отзывах, просили решение суда оставить без изменения.
Ответчик, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет в соответствии с пунктом 3.1 постановления Правительства Ленинградской области от 15.07.2009 N 208 "Об утверждении Положения о комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области" (далее - Положение), участвует в осуществлении государственной поддержки сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности, рыбного хозяйства, развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан, садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Фермерское хозяйство "Токи" являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем, удовлетворяющим требованиям Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", было включено в Перечень организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - сельскохозяйственных товаропроизводителей, курируемых Комитетом, и имело право на получение субсидии при соблюдении условий, установленных ведомственной целевой программой "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ленинградской области на период 2012-2014 годы", утвержденной приказом Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области от 21.08.2012 N 45 (далее - ведомственная целевая Программа), Порядком финансирования из областного бюджета мероприятий по поддержке агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 20.05.2010 N 125 (далее - Порядок финансирования).
Между комитетом и Фермерским хозяйством "Токи" в лице главы фермерского хозяйства Войцеховского Д.А. было заключено соглашение о комплексном участии в ведомственной целевой программе "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ленинградской области на период 2012-2014 годы" от 28.11.2012 N 1 (далее - Соглашение N 1), согласно условиям которого хозяйство обязалось в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет использовать субсидию (грант) на создание и развитие семейной животноводческой фермы по целевому назначению в соответствии с утвержденным планом расходов; использовать сельскохозяйственных животных, оборудование, технику и другое имущество, приобретенное за счет субсидии (гранта), исключительно на создание, развитие и деятельность семейной животноводческой фермы; ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в комитет отчет о целевом расходовании средств субсидии (гранта) по форме, установленной правовым актом комитета, с приложением заверенных копий документов, удостоверяющих произведенные расходы.
По условиям Соглашения N 1, в соответствии с бизнес-планом и планом расходов, глава фермерского хозяйства "Токи" Войцеховский Д.А. был обязан:
- в период с декабря 2012 по март 2013 годов разработать проектную документацию строительства, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы для содержания овец на 300 голов (стоимость проекта 200 000 (двести тысяч) рублей 00 коп., в том числе: 120 000 (сто двадцать тысяч) рублей 00 коп. - средства гранта и 80 000 (восемьдесят тысяч) рублей 00 коп. - собственные средства в рамках софинансирования;
- в период с января 2014 по июнь 2014 года построить, реконструировать или модернизировать здание овцефермы (стоимость 2 550 000 (два миллиона пятьсот пятьдесят тысяч) рублей 00 коп., в том числе: 1 530 000 (один миллион пятьсот тридцать тысяч) рублей 00 коп. -средства гранта и 1 020 000 (один миллион двадцать тысяч) рублей 00 коп. -собственные средства в рамках софинансирования;
- в период с июля по декабрь 2013 года приобрести сельскохозяйственных животных (племенных овец) стоимостью 1 000 000 (один миллион) рублей 00 коп., в том числе: 600 000 (шестьсот тысяч) рублей 00 коп. - средства гранта и 400 000 (четыреста тысяч) рублей 00 коп. -собственные средства в рамках софинансирования.
В декабре 2012 года на расчетный счет главы фермерского хозяйства "Токи" Войцеховского Д.А. комитетом были перечислены средства государственной поддержки в сумме 2 250 000 (два миллиона двести пятьдесят тысяч) рублей 00 коп., что подтверждается следующими платежными поручениями:
- от 11.12.2012 - средства государственной поддержки, поступившие в порядке софинансирования из федерального бюджета, в размере 837 000 (восемьсот тридцать семь тысяч) рублей 00 коп.;
- от 12.12.2012 - средства государственной поддержки из областного бюджета Ленинградской области в размере 1 413 000 (один миллион четыреста тринадцать тысяч) рублей 00 коп.
Руководствуясь положениями приказа Комитета от 24.07.2015 N 19 "Об утверждении Порядка осуществления комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" изданы распоряжения от 01.08.2014 N 100, от 19.08.2014 N 109 о проведении проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления бюджетных средств, предоставленных в 2012 году фермерскому хозяйству "Токи" в виде субсидий (гранта) из областного бюджета Ленинградской области, а также в виде субсидий из федерального бюджета, предоставленных областному бюджету Ленинградской области на развитие семейных животноводческих ферм, в рамках мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ленинградской области на 2012-2014 годы".
В ходе проверки Комитет установил нарушение Главой ФХ условий предоставления субсидии.
По результатам проверки Комитет предложил Главе ФХ в добровольном порядке возвратить средства в доход бюджета в размере 2 250 000 (два миллиона двести пятьдесят тысяч) рублей 00 коп.
Отказ Главы ФХ послужил основанием для обращения Комитета с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив факт нарушения Главой ФХ условий предоставления субсидий, требования Комитета удовлетворил в полном объеме.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жадобы не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Категории и критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц, имеющих право на получение государственной поддержки в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса (получатели субсидий), цели, условия и порядок предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области, в том числе за счет средств, поступивших в порядке софинансирования из федерального бюджета, требования к отчетности и об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей, порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение установлены Порядком N 15.
Как предусмотрено Приложением 22 к Порядку N 15 (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям), дополнительным условием предоставления субсидии (гранта) на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств является представление получателем субсидии плана расходов на развитие семейной животноводческой фермы, утвержденного конкурсной комиссией; показателем результативности использования субсидии является выполнение плана расходов (пункты 3 и 9).
Для подтверждения использования субсидии получатель субсидии представляет в Комитет ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о целевом расходовании средств субсидии по установленной форме с приложением копий документов, удостоверяющих произведенные расходы (пункт 8 Приложения 22 к Порядку N 15).
В силу пункта 4.9 Порядка N 15 в случае установления по итогам проверок, проведенных Комитетом, управлением ветеринарии, а также уполномоченным органом государственного финансового контроля, фактов нарушения условий предоставления субсидий и нецелевого использования средств субсидии возврат средств производится в добровольном порядке в месячный срок с момента выявления указанных нарушений. Если по истечении указанного срока получатель субсидии отказывается добровольно возвращать субсидию, взыскание денежных средств осуществляется в судебном порядке.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что в соответствии с планом расходов, фермерское хозяйство "Токи" должно было:
- в 2012 - 2013 годах - разработать проектную документацию строительства семейной животноводческой фермы на 300 голов овец;
- в 2013 году - приобрести сельскохозяйственных животных (овец);
- в 2014 году - осуществить строительство овцефермы на 300 голов.
Доказательств расходования субсидий в соответствии с указанным планом расходов Ответчиком в материалы дела не представлено.
Из соглашения N 1 от 28.11.2012 следует, что семейная животноводческая ферма обязуется использовать субсидию (грант) на создание и развитие семейной животноводческой фермы по целевому назначению в соответствии с утвержденным планом расходов, в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет; обязуется использовать сельскохозяйственных животных, оборудование, технику и другое имущество; приобретенное за счет субсидии (гранта), исключительно на создание, развитие, и деятельность семейной животноводческой фермы; обязуется ежеквартально до 10-го числе месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Комитет отчет о целевом расходовании средств субсидии (гранта) по форме, установленной правовым актом Комитета.
Указанные условия (п.2.2.2, 2.2.3 соглашения) ответчиком не выполнены: Технологический проект фермы на 200 овцематок с выращиванием и откормом молодняка разработан по заказу КХ в 2014 году (по графику 2012 - 1 квартал 2013 года); стройматериалы приобретены ответчиком в 2012-2014 г.г.
При этом в результате проверок проведенных в 2014 году и 2017 году установлено, что на земельном участке кадастровый номер 47:47:09-41-004:0079, площадью 38,2 га, расположенном по адресу Ленинградская область, Всеволожский район, массив "Проба" и земельный участок площадью 18 га, находящийся в пользовании Ответчика на основании договора аренды (земельные участки на которых в соответствии с документами предоставленными Ответчиком в конкурсную комиссию планировалось создание фермы) признаков ведения сельскохозяйственной деятельности не установлено, установлено отсутствие производственных объектов.
Ветеринарных сопроводительных документов на покупку, продажу или убой сельскохозяйственных животных Ответчиком не представлено, равно как и разрешений на строительство производственного объекта на территории Всеволожского района.
Кроме того на участке площадью 18 га, находящегося в пользовании Ответчика на основании договора аренды, строительство фермы и ввод ее в эксплуатацию не возможен в связи с установленной категорией и видом использования участка, а также отсутствием возможности устройства нормативно-установленной санитарно-защитной зоны.
Исходя из того, что Ответчиком доказательств, подтверждающих факт целевого использования денежных средств, в материалы дела не представлено, а равно достижения целей предоставления субсидии, суд пришел к выводу о том, что изъятие бюджетных средств в рассматриваемой ситуации соответствует требованиям соразмерности ответственности за нарушение срока обязательства.
В данном случае Ответчиком не представлено доказательств наличия объективных причин препятствующих соблюдению срока использования средств субсидии.
Заключая соглашение, Ответчик, не мог не осознавать особый характер правоотношений, в которые вступает, и целевое назначение выделяемых денежных средств и обязан был исходить из того, что при этом предполагается не только приобретение им тех или иных прав и преимуществ, но и возложение на него определенных обязанностей.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При таких обстоятельствах следует признать, что все доказательства, имеющиеся в материалах дела, были исследованы судом первой инстанции в полном объеме, и им была дана полная, правильная и объективная правовая оценка в их совокупности, вынесшего законное и обоснованное решение.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2017 по делу N А56-89953/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-89953/2016
Истец: КОМИТЕТ ПО АГРОПРОМЫШЛЕННОМУ И РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОМУ КОМПЛЕКСУ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ТОКИ
Третье лицо: Администрация Всеволожского района Ленинградской области