Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 3 мая 2018 г. N Ф10-1293/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
1 февраля 2018 г. |
Дело N А68-4537/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.02.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Грошева И.П., судей Селивончика А.Г. и Егураевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Илюхиной С.В., при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "СтройМАКС" - представителя Колосковой Ю.В. (доверенность от 12.01.2018), от акционерного общества "Тулагорводоканал" - представителя Белошицкого А.В. (доверенность от 25.09.2017), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тулагорводоканал" на решение Арбитражного суда Тульской области от 29.08.2017 по делу N А68-4537/2017 (судья Фрик Е.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "СтройМАКС" (далее - ООО "СтройМАКС", истец) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском об обязании акционерного общества "Тулагорводоканал" (далее - АО "Тулагорводоканал", ответчик) произвести перерасчет объема услуги по водоотведению в спорных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, за период с июня 2015 года по декабрь 2016 года, уменьшив его на 812 849 руб. 68 коп.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 29.08.2017 (с учетом определения суда от 19.12.2017 об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок) исковые требования удовлетворены, распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции заявитель указывает, что в случае, если многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, то объем отводимых им сточных вод должен определяться в соответствии с подпунктом "в" пункта 21 постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. от 27.02.2017) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями").
Представитель АО "Тулагорводоканал" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель ООО "СтройМАКС" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, присутствующих в судебном заседании, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,
Из материалов дела следует, что 01.06.2015 между АО "Тулагорводоканал" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "СтройМАКС" (абонент) заключен договор N 7907 на отпуск воды и прием сточных вод (далее - договор), по условиям которого ресурсоснабжающая организация приняла на себя обязательства по отпуску воды, принятию сточных вод абонента, оказывающего коммунальные услуги населению, а абонент, в свою очередь, принял на себя обязательство принимать и оплачивать услуги на условиях договора.
В разделе 4 Договора определен порядок учета объемов водопотребления и водоотведения: объем водопотребления питьевой воды определяется исходя из показаний индивидуальных или общедомовых приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов водопользования в городе Тула, на основании информации, предоставленной абонентом в порядке пункта 3.2.2 договора. При этом определение объема водоотведения Договором не предусмотрено.
По условиям раздела 5 Договора, расчеты производятся абонентом на основании счетов, счетов-фактур.
АО "Тулагорводоканал" в адрес ООО "СтройМАКС" были направлены счета за период с июня 2015 года по декабрь 2016 года за водоснабжение и водоотведение. В данных счетах объем услуги по водоотведению, по домам, оборудованным ОПУ учета холодной воды, соответствует объему услуги по отпуску холодной воды.
Поскольку на сточные воды в спорных домах отсутствовали приборы учета, не согласившись с определенным РСО объемом сточных вод, равному объему отпущенной в дома холодной воды, истец 12.04.2017 и 18.04.2017 направил в адрес ответчика претензии с предложением произвести перерасчет объема услуги по приему сточных вод.
Поскольку предложение управляющей организации было оставлено РСО без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая требования истца по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения. Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Исходя из пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (п.п. 1,2 ст. 155 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Постановлением от 14.02.2012 N 124 Правительство Российской Федерации утвердило Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами (далее - Правила N 124).
Согласно подпункту в) пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, за исключением тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, поставляемых за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета определяется по формуле, указанной в данных правилах.
Пунктом 42 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 из Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, исключено понятие и порядок определения норматива водоотведения на общедомовые нужды, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 июня 2013 г. предписано обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с изменениями, утвержденными настоящим постановлением.
Таким образом, одной из составляющих для определения объема сточных вод при отсутствии прибора учета на стоки является норматив водоотведения на общедомовые нужды.
Как установлено судом первой инстанции, на спорных домах, находящихся в управлении ответчика, прибор учета на стоки отсутствуют.
Согласно пункту 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Поскольку составляющая расчетных формул - норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды - исключена из перечисленных выше Правил, и в спорный период времени указанная составляющая расчета для определения объема водоотведения по спорным МКД отсутствовала, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отнесение на управляющую компанию расходов по оплате услуг водоотведения в части стоимости водоотведения на общедомовые нужды не обоснованно.
На основании изложенного, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем, выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Кодекса безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Кодекса судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 29.08.2017 по делу N А68-4537/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.П. Грошев |
Судьи |
А.Г. Селивончик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-4537/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 3 мая 2018 г. N Ф10-1293/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "СтройМАКС"
Ответчик: АО "Тулагорводоканал"