г. Москва |
|
13 августа 2018 г. |
Дело N А41-6578/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Батруковым Р.Э.,
при участии в заседании:
от АО "Мосэнергосбыт" - Куралесов А.А. по доверенности от 10.11.2017;
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от председателя совета многоквартирного дома Казаковой М.Г. - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 24 апреля 2018 года по делу N А41-6578/18,
по заявлению публичного акционерного общества "Мосэнергосбыт"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная
инспекция Московской области"
при участии в деле третьего лица: председатель совета многоквартирного дома Казакова Марина Геннадьевна
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Мосэнергосбыт" (далее - заявитель, общество, ПАО "Мосэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ МО) о признании незаконным и отмене предписания от 15.12.2017 N 080Г/09-3665-27-9-2017.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен председатель совета многоквартирного дома Казакова Марина Геннадьевна.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 апреля 2018 года по делу N А41-6578/18 заявления удовлетворено (т. 2 л. д. 49-52).
Не согласившись с данным судебным актом, ГЖИ МО обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
В ходе рассмотрения дела в арбитражном апелляционном суде судебном заседании арбитражного апелляционного суда ПАО "Мосэнергосбыт" было заявлено о смене наименования с ПАО "Мосэнергосбыт" на АО "Мосэнергосбыт".
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ГЖИ МО и председателя совета многоквартирного дома Казаковой Марины Генадьевны, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ПАО "Мосэнергосбыт" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя АО "Мосэнергосбыт", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения от 17.11.2017 N 080Г/09-3665-27-9-2017 (т. 1 л. д. 89-90) административным органом проведена внеплановая проверка деятельности общества на предмет соответствия законодательству Российской Федерации при оказании услуг энергоснабжения жителю многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Подольск, мкрн. Климовск, ул. Симферопольская, д. 49, к. 4.
В ходе проверки выявлено нарушение заявителем подпункта "д" пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 12 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, а именно:
- общество осуществляет начисление платы за электроэнергию, выставление платежных документов собственникам (пользователям) жилых помещений в многоквартирном доме в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация.
Результаты проверки оформлены актом от 15.12.2017 (т.1 л. д. 102-106).
По результатам проверки в адрес заявителя выдано предписание от 15.12.2017 N 080Г/09-3665-27-9-2017, которым обществу указано на необходимость в срок до 14 марта 2018 года сторнировать начисленную плату за электроэнергию с 15 августа по ноябрь 2017 года и произвести перерасчет (т. 1 л. д. 109-110).
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы АО "Мосэнергосбыт" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:
а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил;
б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил;
в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут;
г) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случае наличия заключенных с ними договоров, предусмотренных частью 17 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", - до отказа одной из сторон от исполнения договора;
д) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме - в случае принятия такими собственниками решения, предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
е) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в отношении которого расторгнут договор о приобретении управляющей организацией, товариществом или кооперативом коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги, - до заключения нового договора о приобретении коммунального ресурса в отношении этого многоквартирного дома.
В рассматриваемом случае общество оказывает жителям спорного многоквартирного дома коммунальную услугу электроснабжения, за что взимает плату путем направления им соответствующих платежных документов.
Данный порядок начисления платы за электроэнергию установлен действующим законодательством Российской Федерации, в связи с чем, не требует выполнения каких-либо перерасчетов за период с 15 августа по декабрь 2017 года.
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.
В силу пункта 30 Правил предоставления коммунальных услуг договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил.
Из пункта 14 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения.
Из буквального толкования данных норм Правил предоставления коммунальных услуг следует, что если управляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, последняя обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
При этом в силу пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация (ПАО "Мосэнергосбыт") будет осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг и не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в многоквартирном доме (статья 39 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Статьей 39 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что договор купли-продажи электрической энергии гарантирующих поставщиков является публичным.
В случае нарушения порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, убытки, возникшие в результате такого неправомерного ограничения режима потребления электрической энергии, возмещаются в полном объеме.
При выставлении потребителю электрической энергии счета на оплату электрической энергии поставщик обязан раздельно указать стоимость купленной электрической энергии, стоимость услуг по передаче электрической энергии и стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Таким образом, при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией или товариществом собственников жилья договорные отношения, в силу статьи 39 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статей 539 и 540 ГК РФ возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающая организация до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией либо товариществом или кооперативом вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию: плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Вышеизложенная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 ноября 2014 года по делу N А43-7079/2014, оставленном без изменения Определением Верховного суда Российской Федерации от 03 марта 2015 года N 301-КГ15-155.
В рассматриваемом случае поскольку в период до 15.08.2017 договор энергоснабжения на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Подольск, мкрн. Климовск, ул. Симферопольская, д. 49, к. 4, в отношении услуги по энергоснабжению помещений собственников МКД с управляющей компанией заключен не был, то правоотношения возникли непосредственно между потребителем услуги и ресурсоснабжающей организацией, что соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, МУП "СЕЗ" был заключен с ПАО "Мосэнергосбыт" договор энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг от 22.07.2016 N 84120610 (т. 1 л. д. 152-165), однако спорный многоквартирный дом был включен в перечень обслуживаемых домов 15.08.2018 на основании дополнительного соглашения от 08.08.2017.
Следовательно, ранее 15.08.2018 у ПАО "Мосэнергосбыт" с управляющей компанией какие-либо правоотношения, оформленные договором энергоснабжения, по спорному дому отсутствовали в принципе, а в связи с фактическим потреблением электрической энергии конечными потребителями данного дома, договор энергоснабжения был заключен непосредственно с собственниками помещений МКД.
В рассматриваемом случае общество как гарантирующий поставщик электроэнергии (ресурсоснабжающая организация) было не вправе, а обязано в силу действующего законодательства, в целях недопущения проблем с энергоснабжением потребителей мкр. Климовск, взять на обслуживание граждан-потребителей в части оказания коммунальной услуги электроснабжения, в том числе потребленную на ОДН, и осуществлять с ними взаиморасчеты.
Из смысла пункта 2.9 договора от 22.07.2016 N 84120610 следует, что при выставлении платы за услуги энергоснабжения управляющей компании из общего объема потребленного коммунального ресурса, исчисленного исходя из показаний общедомового прибора учета, вычитаются показания индивидуальных приборов учета граждан-потребителей, в связи с чем, по договору третье лицо должно оплачивать лишь коммунальный ресурс, потребленный на общедомовые нужды МКД.
Возможные разногласия сторон гражданско-правовых отношений (ПАО "Мосэнергосбыт" и МУП "СЕЗ"), вытекающие из толкования договора и (или) порядка выставления платы за потребленный/полученный коммунальный ресурс, должны разрешаться в установленном претензионном или судом порядке и не могут являться основанием для выдачи ресурсоснабжающей организации предписания об устранении таких возможных нарушений в административном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Следовательно, правовые основания для начисления платы за электрическую энергию, фактически потребленную собственником квартиры, имелись, что отвечает основным принципам статьи 153 и 39 ЖК РФ - платности предоставляемых коммунальных услуг.
Таким образом, возложение на ресурсоснабжающую организацию обязанности вернуть уплаченные потребителями денежные средства не будет отвечать принципу справедливости и разумности, может привести к неосновательному обогащению стороны по договору.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что выданное предписание от 15.12.2017 N 080Г/09-3665-27-9-2017 подлежит отмене, поскольку не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и возлагает на заявителя необоснованные обязательства.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
ГЖИ МО не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 апреля 2018 по делу N А41-6578/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-6578/2018
Истец: ПАО "МОСЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" Россия, 143409, д. 25, ул. Братьев Горожанкиных, г. Красногорск, Московская область
Третье лицо: Казакова Марина Геннадьевна, ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области"
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19086/18
13.08.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9355/18
24.04.2018 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-6578/18
28.02.2018 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-6578/18