г. Челябинск |
|
01 февраля 2018 г. |
Дело N А34-1247/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Костина В.Ю., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" на решение Арбитражного суда Курганской области от 24 ноября 2017 г. по делу N А34-1247/2017 (судья Останин Я.А.).
Общество с ограниченной ответственностью "Энергосервис" (далее - общество, заявитель, ООО "Энергосервис") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления, вынесенного Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - Департамент, тарифный орган, административный орган) от 30.01.2017 N 4 о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде штрафа сумме 50 000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Энергосервис" с принятым судебным актом не согласилось, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что в решении суда отсутствует обоснование того, каким именно пунктом или статьей нормативно-правового акта о регулировании тарифов, предусмотрено предоставление информации, указанной в запросах Департамента. Все документы, подтверждающие фактические расходы в предыдущих периодах регулирования в предложении представлены в полном объеме. Считает, что в запросе были необоснованно запрошены данные за 2013-2015 года.
От Департамента в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган против доводов жалобы возражает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Энергосервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 12.04.2011 (ОГРН 1114508000221, ИНН 4505200827).
Статус заявителя в силу положений пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) отвечает понятию теплоснабжающей организации, деятельность которой подлежит государственному регулированию.
Департаментом 17.12.2015 были приняты постановление N 45-2 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям и на коллекторах источников тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" (Альменевский район: с. Альменово, с.Бороздника, с.Иванково, с.Казенное, с.Малышева, с.Рыбное, с.Танрыкулово, с. Чистое, с. Мир, с.Юламаново, с.Ягодное, Притобольный район: с.Давыдовка, с. Нагорское, с.Плотниково, Сафакулевский район: д. Абултаево, д.Большое Султаново, с.Камышное, с. Карасево, с.Мансурово, с. Надеждинка, с.Сарт- Абдрашево, с.Сулейманово, с.Яланское), с календарной разбивкой", постановление N 45-7 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" (Шумихинский район: г.Шумиха, с. Каменное, с. Большая Рига, с. Крутая Горка, с.Карачельское), с календарной разбивкой".
Заявителем 01.03.2016 в Департамент представлены предложения по корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2017 год.
Департамент 15.03.2016 (исх. N 05-05/486) и 25.10.2016 (исх. N 05 05/2980) со ссылкой на пункт 20 главы IV Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N1075, запросил у заявителя дополнительные документы, в том числе данные о структуре и ценах за предшествующие периоды регулирования (2013- 2015 года) и за текущий период регулирования (2016 год), с приложением формы с перечислением показателей (в том числе о количестве и цене за единицу).
В ответ на запрос от 25.10.2016 заявителем (исх. N 56 от 14.11.2016) направлен реестр счетов-фактур, в котором отсутствовали сведения о количестве и цене топлива с указанием на невозможность указания этих данных по причине короткого срока предоставления ответа по запросу.
Департаментом 24.11.2016 повторно запрошены данные счетов-фактур за потребляемое топливо за 2013-2016 годы в табличной форме с установлением срока на исполнение в 7 рабочих дней (исх. N 05-05/3423).
Отвечая на данный запрос (исх. N 65 от 15.12.2016), заявитель указал, что ответ был направлен в адрес Департамента (исх. N 56 от 14.11.2016).
Также, как указал Департамент, 18.11.2016 от заявителя поступил счет на оплату угля за октябрь 2016 года, данные по топливу в полном объеме за расчетный период регулирования (2016 год) и за предшествующие периоды (2013-2015 года) не поступили.
По факту непредставления сведений на основании служебной записки начальника отдела регулирования тарифом Департамента в отношении заявителя 18.01.2017 ведущим специалистом отдела контроля цен и тарифов регулируемых организаций контрольного управления Департамента Неустроевой Е.Н. в отношении ООО "Энергосервис" в присутствии представителя общества, действующего на основании доверенности от 17.01.2017 N 01 (л.д. 92, том 1), составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ N 4 (л.д. 89-90, том 1).
Рассмотрение дела об административном правонарушении назначено Департаментом на 30.01.2017 на 09 час. 30 мин., определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 18.01.2017 (л.д. 95, том 1) вручено представителю общества Светличному И.И., имеющему согласно доверенности полномочия на получение письменных документов, свидетельств, уведомлений, постановлений государственных, в том числе налоговых, правоохранительных, муниципальных и иных органах, учреждениях, организациях.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, первый заместитель директора Департамента Арзин Н.И. 30.01.2017 вынес постановление по делу об административном правонарушении N 4, согласно которому ООО "Энергосервис" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. (л.д. 97-99, том 1).
Постановление оспорено заявителем в арбитражный суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, а проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию.
Объективная сторона правонарушения состоит в непредставлении сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, утвержденным постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20.05.2003 N 149 (далее - Положение N149), Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - Департамент) является органом исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, осуществляющим предусмотренные Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N442, функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков.
В силу подпункта 7 пункта 9 Положения N 149 для осуществления своих полномочий, Департамент имеет право запрашивать в пределах компетенции у органов исполнительной власти Курганской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, организаций и индивидуальных предпринимателей документы и информацию по вопросам регулирования цен (тарифов) и контроля их применения.
Статьёй 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона N 190-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе запрашивать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и получать от них информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в формате и в сроки, которые определяются указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в теплоснабжении урегулированы Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования, в действовавшей в спорный период редакции) орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными приказом Федеральной службой по тарифам Российской Федерации от 13.06.2013 N 760-э, с учётом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели: отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации; отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов; отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов; отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов; утверждение или изменение в установленном порядке инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию); изменение уровня доходности долгосрочных государственных долговых обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при расчете необходимой валовой выручки; степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения; отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; изменение расхода топлива, относимого на производство тепловой энергии, при изменении метода распределения удельного расхода условного топлива между электрической энергией, отпускаемой с шин электростанций, и тепловой энергией, отпускаемой с коллекторов электростанций при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии.
Согласно пункту 39 Правил регулирования, решение о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учёта корректировок долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования, принимается в соответствии с пунктами 13-35 Правил регулирования.
В соответствии с пунктом 20 Правил регулирования в случае, если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующими нормативными правовыми актами в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию предусмотрена обязательность представления сведений для установления, изменения, введения или отмены тарифов по запросам регулирующего органа. При этом праву органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов запрашивать и получать необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов) корреспондирует обязанность соответствующих лиц по представлению такой информации.
В связи с чем, исполнение запросов Департамента о представлении дополнительной информации являлось для общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" обязательным в силу положений вышеуказанных нормативных актов.
Материалами дела установлено, что ООО "Энергосервис" информация в требуемом объёме представлена не была (изначально - с пояснением о невозможности указать количество и цену топлива по причине короткого срока представления ответа). Такие данные в полном объеме не были впоследствии представлены за 2016 год, за 2013-2015 года данные не представлялись совсем.
На повторный запрос заявителем было направлено письмо со ссылкой на то, что данные представлены ранее (указаны реквизиты ранее направленного письма, содержащего ссылку на невозможность представление сведений по причине короткого срока).
Учитывая, что в срок, указанный в запросах административного органа соответствующие документы представлены обществом не были, в том числе с учетом отсутствия ответа на повторно направленный 24.11.2016 запрос, Департаментом правомерно сделан вывод о том, что заявителем не было обеспечено надлежащее исполнение указанных требований. ООО "Энергосервис" в нарушение своих обязанностей не представило в полном объеме контролирующему органу запрашиваемую информацию (данные о потребляемом топливе за предшествующие расчетные периоды (2013-2015 года) и текущий период регулирования (2016 год) - о количестве и ценах за потребляемое топливо), необходимую органу для выполнения своих функций.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, следует признать правомерным.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного регулирования обязанности общества по представлению сведений в Департамент отклоняется, как не соответствующий положениям пункта 2 части 3 статьи 7 Федерального закона N 190-ФЗ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Департаментом необоснованно затребованы данные за 2013-2015 года, был предметом исследования и оценки суда первой инстанции и правомерно им отклонен в силу следующего.
Так, согласно пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э "Об утверждении Методических указаний" (далее - Методические указания, в действовавшей в спорный период редакции) в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, по формуле, включающей в себя величину, учитывающую результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и определенную на i-й год в соответствии с пунктом 42 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 42 Методических указаний величина, определяющая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, рассчитывается по формуле и может принимать как положительные, так и отрицательные значения, при этом учитываются: экономически обоснованные расходы регулируемой организации, понесенные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и не возмещенные регулируемой организации, определяемые при i = 1, 2 (за исключением расходов, связанных с реализацией утвержденных инвестиционных программ); доходы регулируемой организации, необоснованно полученные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и подлежащие исключению, определяемые при i = 1, 2 (за исключением доходов, связанных с реализацией утвержденных инвестиционных программ); экономия от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, определенная в соответствии с пунктом 31 Методических указаний, достигнутая регулируемой организацией до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, по которой еще не истек 5-летний срок, в течение которого такая экономия должна быть сохранена за регулируемой организацией.
Поскольку переход общества к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования осуществлен в 2016 год, соответственно предшествующими периодами регулирования являются 2013-2015 года. Следовательно, тарифный орган вправе был запросить сведения за этот период.
Довод апелляционной жалобы относительно представления полной запрашиваемой Департаментом информации отклоняется апелляционным судом, поскольку опровергается материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из содержания постановления следует, что административный орган рассмотрел вопрос о виновности юридического лица в совершении вменяемого правонарушения, соответствующие выводы изложены в постановлении применительно к обстоятельствам совершения правонарушения.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для своевременного представления сведений в административный орган, заявителем суду не представлено.
Таким образом, материалами дела подтверждается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления по делу об административном правонарушении предприятие извещено надлежащим образом.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, назначенное за совершенное административное правонарушение, наказание соответствует минимальному пределу санкции части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Оценив характер и степень общественной опасности совершенного заявителем правонарушения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения к рассматриваемому правонарушению положений статьи 2.9 КоАП РФ, с которым суд апелляционной инстанции соглашается, оснований для переоценки данного вывода не имеется.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апеллянта были предметом изучения суда первой инстанции, им дана правовая оценка и по существу направлены на переоценку вывода суда первой инстанции, поскольку они сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 24 ноября 2017 г. по делу N А34-1247/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-1247/2017
Истец: ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС"
Ответчик: Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области