г. Томск |
|
1 февраля 2018 г. |
Дело N А45-11582/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Марченко Н.В., Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермаковой Ю.Н. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Королева Н.А. по доверенности от 20.03.2017 (на один год)
от заинтересованного лица: Богомолова О.Г. по доверенности от 27.12.2017 (до 01.01.2019); Илюхина В.С. по доверенности от 27.12.2017 (до 31.12.2018); Каракулина О.Г. по доверенности от 27.12.2017 (до 01.01.2019)
от третьего лица: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "РЕМБИШКОМПАНИ"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 09 октября 2017 года по делу N А45-11582/2016 (судья Нахимович Е.А.)
по заявлению Открытого акционерного общества "РЕМБИШКОМПАНИ", г.Новосибирск (ОГРН 1025402478859, ИНН 5406037265)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска, г.Новосибирск (ОГРН 1045400555727, ИНН 5401238923)
о признании недействительными решений N 2309 от 11.12.2015, N 2310 от 11.12.2015, N 2311 от 11.12.2015
третье лицо: Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "РЕМБИШКОМПАНИ" (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Новосибирска N 2309 от 11.12.2015, N 2310 от 11.12.2015; N 2311 от 11.12.2015 (далее - Инспекция, налоговый орган) к участию в деле привлечена Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области (далее - Кадастровая палата, третье лицо).
Решением от 09.10.2017 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 07.11.2017 внесены исправления во вводную и резолютивную части решения, исключено из текста решения Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области в
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "РЕМБИШКОМПАНИ" в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального и норм процессуального права, просит отменить решение суда отменить, принять новый судебный акт, заявление удовлетворить полностью.
Инспекция в представленном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кадастровая палата отзыв на апелляционную жалобу не представила, явку представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечила, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки налоговых декларации по земельному налогу за 2012 2013, 2014 г.г., представленных Обществом в налоговый орган 30.09.2015, по результатам которой установлено занижение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:35:013105:8, принадлежащего Обществу на праве собственности.
Налоговой орган для расчета земельного налога за 2012, 2013, 2014 гг. принял кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере, утвержденном Постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 N 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области" (опубликовано в издании "Советская Сибирь", N 236, 30.11.2011 и вступило в силу в соответствии с пунктом данного Постановления с 01.01.2012) - 20 628 828 рублей, информация об указанной кадастровой стоимости спорного участка также доведена до налогового органа ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области.
Основываясь на указанных сведениях, Инспекция вынесла Решения от 11.12.2015 N N 2309, 2310, 2311 о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в общей сумме 15 565,5 руб. (5 188,50 руб.*3), пунктом 1 статьи 119 НК РФ (с учетом положений пункта 4 статьи 114 НК РФ) в сумме 600 руб. (200 руб. *3), Обществу предложено уплатить земельный налог в общей сумме 778 275 руб. (259 425 руб. *3), оставленные без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области решение от 01.03.2016 N22.
Несогласие с принятыми решениями налогового органа послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, руководствуясь положения статей 85, 390, 391, 393, 396 Налогового кодекса РФ, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.200 N 216, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, пришел к выводу, что правовых оснований для исчисления земельного налога исходя из кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной вступившим в законную силу Решением Новосибирского областного суда от 01.12.2016, у Инспекции не имелось, не усмотрев нарушений Инспекцией порядка проведения камеральных налоговых проверок (отсутствует повторность проверки, наличие у Инспекции полномочий на проведение камеральных проверок).
Выводы суда соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу и примененным нормам материального права, указанным в судебном акте.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Статья 390 НК РФ устанавливает, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 НК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей в спорный период) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных упомянутым Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ допускается определение кадастровой стоимости земельного участка не только в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и путем установления рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Пунктом 14 статьи 396 НК РФ установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из вышеизложенных норм действующего законодательства следует, что как налоговые органы, так и налогоплательщики, исчисляя земельный налог (или проводя проверку правильности исчисления суммы налога, заявленной в налоговой декларации), должны руководствоваться официальными сведениями о кадастровой стоимости земельных участков, имеющимися у органа, осуществляющего полномочия по кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости.
Суд первой инстанции, учитывая, что решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков - Постановление Правительства Новосибирской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области" от 29.11.2011 N 535-п, устанавливает правовой характер этих результатов, т.е. сведения о кадастровой оценки земельных участков, полученные при проведении государственной кадастровой, оценки земель и утвержденные администрацией субъекта, являются обязательными к применению для установленных законом целей, пришел к правомерному выводу о наличии у Инспекции оснований для расчета земельного налога за 2012, 2013, 2014 гг., исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года - 20 628 828,16 руб., утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 N 535-п.
Судом также принято во внимание, что согласно Решения Новосибирского областного суда от 01.12.2016 г. установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 54:35:013105:8, общей площадью 4912 кв.м., категория земель: земли поселений - для обслуживания котельной и гаража, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах, ориентир здание, почтовый адрес ориентира: РФ, Новосибирская область, город Новосибирск, Дзержинский район, ул. Профилактическая, 20, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2010 года в размере 8 148 565 рублей 92 копейки на период с 01 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Доводы Общества о возможности применения установленной рыночной стоимости с 01.01.2010 (до момента вступления решения суда в законную силу) со ссылкой на статью 57 Конституции Российской Федерации, на злоупотребление Инспекцией своим правом; на сведения третьего лица о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012- 2 732 444, 25 руб. (дата внесения кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости 03.09.2009), отклоняются судом апелляционной инстанции.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ) (пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N28)).
Согласно пункту 28 названного Постановления N 28 установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При этом, необходимо учитывать что такое исчисление возможно лишь для той части налогового периода, которая следует за вступлением в законную силу судебного акта и внесением кадастровой стоимости в государственный кадастр, и не может применяться в отношении той части налогового периода, которая предшествовала вступлению в законную силу указанного судебного акта (правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении 28.06.2011 N 913/11, Верховного Суда Российской Федерации в Определениях от 11.04.2016 N 302-КГ15-15796, от 14.04.2016 N 302-КГ15-17096, от 25.05.2016 N 306-КГ16-4716), то есть, за период после вступления в законную силу решения Новосибирского областного суда от 01.12.2016 г. и не подлежит распространению на 2012, 2013, 2014 гг.
Исходя из взаимосвязанных положений пункта 11 статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 названного Кодекса; пунктов 1, 9, 10 Правил N 316, суд правильно указал, что налоговые органы не наделены полномочиями участвовать в проведении государственной кадастровой оценки земель, равно как и полномочиями по утверждению результатов такой оценки, не вправе определять правомерность и законность размера кадастровой стоимости земельных участ-
ков, установленного по результатам государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с полученным из ФГБУ "ФКП Росреестра" ответом от 09.12.2015 N 01-17/10432/15, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 54:35:013105:8, внесенная в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области" от 29.11.2011 N 535-п, по состоянию на 1 января 2012 года составляла 20 628 828,16 руб. и до настоящего времени не изменялась.
Таким образом, занижение налогоплательщиком кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:35:013105:8 составило 17 891 384,16 руб. (20 628 828,16 руб. -2 737 444 руб.), с учетом произведенной налогоплательщиком самостоятельной уплаты земельного налога за 2012, 2013, 2014, исходя из кадастровой стоимости земельного участка 2 737 444 руб. в размере 39 693 руб. (2 737 444 х 1,45%), а по результатам камеральной налоговой проверки деклараций за 2012, 2013, 2014 гг. сумма налога к уплате составила 299 118 руб. (20 628 828,16 руб. х 1,45%) по каждому году, Инспекцией АО "РЕМБИШКОМПАНИ" доначислен земельный налог за 2012 год в размере 259 425 руб. (299 118 -39 693), за 2013 год в размере 259 425 руб. (299 118 -39 693), за 2014 год в размере 259 425 руб. (299 118 -39 693).
Доводы Общества о представлении налоговых деклараций в надлежащий налоговый орган в ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска, об отсутствии у ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска полномочий по проведению повторной камеральной налоговой проверки (поскольку налоговые декларации по земельному налогу за заявленные периоды представлялись в ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска и по ним проводились камеральные проверки без выявленных нарушений), были предметом оценки суда первой инстанции и мотивированно отклонены, в том числе, с учетом положений статьи 88, пунктов 1,3 статьи 398 НК РФ, устанавливающих порядок проведения камеральных налоговых проверок по месту нахождения налогового органы, представление налоговых деклараций в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, постановки с 16.12.2008 налогоплательщика на учет в ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска по месту нахождения данного земельного участка, вследствие чего, у него возникла обязанность по представлению в указанный налоговый орган деклараций по земельному налогу; представление первичных налоговых деклараций по земельному налогу за 2012, 2013, 2014 гг. АО "РЕМБИШКОМПАНИ" в надлежащий налоговый орган по месту нахождения земельного участка с кадастровым номером 54:35:013105:8 только 30.09.2015; направление Обществу напоминаний о предоставлении декларации по земельному налогу N 863 от 13.03.2015 г., N 92 от 28.02.2014 г., N31 от 30.08.2013 г., N56 от 09.12.2013 г., N57 от 09.12.2013 г.; письма ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска 29.08.2017 N12-17/20823@, из которого следует, что провести камеральную проверку спорных деклараций не представлялось возможном, вследствие того, что земельный участок на территории Центрального района г. Новосибирска не расположен, соответствующие сведения из Росреестра отсутствовали, Акты и решения по указанным налоговым декларациям не выносились.
В данном случае, положения пунктов 194, 244 (пункт 5) Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, на которые ссылается заявитель и примененный судом пункт 28 регламента, не противоречат нормам статей 88, 398 НК РФ, и сам по себе факт приема налоговых деклараций ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска, не свидетельствует о надлежащем исполнении налогоплательщиком своей обязанности по представлению налоговых деклараций.
Представленные заявителем в материалы дела извещения о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронной форме (по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 27.08.2014 N ММВ-7-6/443@), как правильно указал суд первой инстанции, не свидетельствуют о проведении камеральной проверки; извещение формируется вследствие оформления результатов электронного документооборота с налогоплательщиком при принятии налоговой декларации, в соответствии Методическими рекомендациями по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными Приказом ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@.
Кроме того, в первичные налоговые декларации по земельному налогу, представленные в ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска с исчислением сумм налога к уплате, налогоплательщиком внесены уточнения и за те же периоды представлены уточненные налоговые декларации с нулевым расчетом земельного налога, после чего, 30.09.2015 представлены налоговые декларации по земельному налогу в ИФНС России по Дзержинскому району г.Новосибирска, в которых налогоплательщик вновь исчислил сумму налога к уплате, в связи с чем, сданные в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговые декларации не могут считаться повторными и основания для не проведения камеральных проверок у Инспекции отсутствовали.
Доводы подателя апелляционной жалобы получили оценку суда первой инстанции со ссылкой на положения норм действующего законодательства применительно к установ-
ленным фактическим обстоятельствам дела и были мотивированно отклонены.
Несогласие заявителя с такой оценкой и иное толкование положений закона не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права, и не могут являться основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
По правилам статьи 110 АПК РФ государственная за подачу апелляционной жалобы подлежит отнесению на ее подателя в размере 1500 рублей (подп. 3, 12 пункта 1 статьи 333.21, статья 333.40 НК РФ, пункт 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"), излишне уплаченная в размере 1500 руб. - возврату Королевой Н.А. за АО "РЕМБИШКОМПАНИ".
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09 октября 2017 года по делу N А45-11582/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Королевой Надежде Александровне из федерального бюджета 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы за ОАО "РЕМБИШКОМПАНИ" по чеку-ордеру Сбербанка РФ (Новосибирское отделение N 8047 филиал N 593) от 26.10.2017 (операция 94).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
Н.В.Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-11582/2016
Истец: ОАО "РЕМБИШКОМПАНИ"
Ответчик: Инспекция Федеральной Налоговой Службы по Дзержинскому району г. Новосибирска, Управление федеральной налоговой службы по Новосибирской области
Третье лицо: Федеральную кадастровую палату "Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области