Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 мая 2018 г. N Ф02-1656/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
02 февраля 2018 г. |
Дело N А10-3544/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новиковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 ноября 2017 года по делу N А10-3544/2017 по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (ОГРН 1020300972680, ИНН 0323007532) к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН 1020300978037, ИНН 0323062117) о признании недействительным пункта 1 представления от 24 мая 2017 года N02-11-46/23-1944,
(суд первой инстанции: судья Кушнарева Н.П.),
при участии в судебном заседании:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия - не явился, извещен,
от Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия - Клишиной С.Г. - представителя по доверенности N 02-18-29/35 от 29.02.2016,
установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (далее - УФК, Управление) с заявлением о признании недействительным пункта 1 представления от 24 мая 2017 года N 02-11-46/23-1944.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 ноября 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая свое несогласие с ним по доводам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель Управления изложила свою позицию согласно доводам апелляционной жалобы.
Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило свое согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Министерство явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителя Управления, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 30 декабря 2016 года в план контрольных мероприятий Управления на 2017 год включена проверка соблюдения Министерством условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на поддержку начинающих фермеров в рамках государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" (т.2, л.д.23-30).
Приказом УФК от 22 февраля 2017 года N 93 (с учетом изменений) назначено проведение плановой выездной проверки в Министерстве на предмет соблюдения предоставления и использования средств из федерального бюджета на поддержку начинающих фермеров в рамках государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" за 2016 год. Производство проверки поручено сотруднику Управления Етобаевой Э.Г. Срок проверки определен с 28 февраля по 31 марта 2017 года (т.1, л.д.72-77).
31 марта 2017 года по результатам проверки составлен акт, согласно которому в нарушение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, пункта 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года N 166, пункта 6.1.1 Государственной программы Республики Бурятия N 102, пункта 1.1 Соглашения от 03 февраля 2016 года N 241/17-с, субсидия из федерального бюджета, предоставленная на реализацию мероприятия 4.3 "Поддержка начинающих фермеров" подпрограммы 4 "Поддержка малых форм хозяйствования", направлена в размере 75 197 000 рублей или 100% на оказание грантовой поддержки начинающим фермерам, на предоставление единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров средства не направлялись (т.1, л.д.78-96).
24 мая 2017 года Управлением внесено представление N 02-11-46/23-1944, согласно которому Министерству необходимо рассмотреть информацию о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (пункт 1 описательной части представления), принять меры по устранению их причин и условий в срок до 30 июня 2017 года (т.1, л.д.7- 10).
Не согласившись с пунктом 1 представления, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности обжалуемого представления правильным, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 N 449-О и от 04.12.2003 N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
Учитывая изложенное, требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены одновременно следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого представления закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым представлением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства и других органов.
Согласно статье 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами; органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
В силу статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля является проверка, под которой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки. Под выездными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.
В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. При осуществлении полномочий по нутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания и т.д.
Статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Анализ приведенных правовых норм, как правильно указал суд первой инстанции, позволяет сделать вывод о том, что представления УФК содержат властные предписания, обладают признаками ненормативного правового акта, поскольку создают, порождают и изменяют правоотношения, характеризуются принудительным воздействием на проверяемое лицо, обязывают его к принятию мер, направленных на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, тем самым затрагивая сферу его имущественных прав и законных интересов. Следовательно, они могут оспорены в судебном порядке в соответствии с положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере.
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий Федерального казначейства, который утверждается руководителем Федерального казначейства по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, и планами контрольных мероприятий территориальных органов Федерального казначейства, которые утверждаются руководителями территориальных органов по согласованию с руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства.
Рассматриваемая проверка в установленном порядке включена в план контрольных мероприятий УФК на 2017 год.
Согласно пункту 7 названных Правил объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются главные распорядители (распорядители, получатели) средств федерального бюджета; финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами.
Поскольку финансирование государственной программы развития сельского хозяйства осуществлялось из федерального бюджета, то проведение проверки использования средств данного бюджета Управлением, с учетом вышеприведенных норм, является правомерным.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела получателем субсидии на поддержку начинающих фермеров в рамках государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" выступало Правительство Республики Бурятия в лице Министерства (т.1, л.д.37-70), соответственно, проведение проверки в отношении Министерства является правомерным.
При этом решение о проведении внеплановой проверки в отношении заявителя принято уполномоченным лицом.
В соответствии с пунктами 66 и 67 вышеназванных Правил акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 50 дней со дня подписания акта. По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Материалы проверки рассмотрены уполномоченным лицом 24 мая 2017 года, по результатам рассмотрения заместителем руководителя УФК в пределах предоставленных законом полномочий внесено обжалуемое представление.
При таких обстоятельствах УФК соблюден порядок проверки в отношении Министерства на предмет правомерности использования средств федерального бюджета.
В пункте 1 описательной части представления указано, что Министерством в нарушение пункта 29 приложения N 3 Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, пункта 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года N 166, Закона Республики Бурятия от 21 декабря 2015 года N 1575-V "О республиканском бюджете на 2016 года", пункта 2.1 Порядка предоставления гранта и (или) единовременной помощи из республиканского бюджета на реализацию мероприятия "Поддержка начинающих фермеров (грант на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров), утвержденного Постановлением Правительства Республике Бурятия от 05 апреля 2013 года N 178, субсидия, предоставленная на реализацию мероприятия 4.3 "Поддержка начинающих фермеров" подпрограммы 4 "Поддержка малых форм хозяйствования", направлена в полном объеме (75 197 000 рублей) на оказание грантовой поддержки начинающим фермерам, на предоставление единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров средства не направлялись.
Согласно статье 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации являются одной из форм межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В силу статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее - Государственная программа в редакции, действовавшей в 2016 году).
Подпрограммой 4 к Государственной программе предусматривались мероприятия по поддержке малых форм хозяйствования. Программно-целевым инструментом подпрограммы 4 являлась ведомственная целевая программа "Поддержка начинающих фермеров на 2015 - 2017 годы и на период до 2020 года" (пункт 29 приложения N 3 к Государственной программе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года N 166 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров (далее - Правила).
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что они устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы".
Согласно пункту 2 Правил под грантом на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства понимаются средства, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Программой; под единовременной помощью на бытовое обустройство" - средства, перечисляемые из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат начинающего фермера в целях: приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения; приобретения одного грузо-пассажирского автомобиля; приобретения и доставки предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения; подключения жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, интернету, водопроводу и канализации.
В силу пункта 6 Правил субсидии предоставляются на следующих условиях: а) наличие утвержденных государственных и (или) ведомственных целевых программ субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих мероприятия; б) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам из бюджета субъекта Российской Федерации средств на поддержку начинающих фермеров и определяющего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также сроки рассмотрения этих документов, не превышающие 15 рабочих дней; в) представление в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации выписок из закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) и (или) решений органов местного самоуправления о местных бюджетах, подтверждающих наличие бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий не менее размера, необходимого для обеспечения установленного в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил уровня софинансирования.
Пунктами 10 и 13 Правил установлено, что Министерство сельского хозяйства Российской Федерации заключает с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашение о предоставлении субсидии по утверждаемой Министерством форме.
Правительством Республики Бурятия 05 апреля 2013 года принято постановление N 178, которым утвержден Порядок предоставления гранта и (или) единовременной помощи из республиканского бюджета на реализацию мероприятия "Поддержка начинающих фермеров (грант на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров)" (приложение N 17) (далее - Порядок).
Порядок определяет условия предоставления гранта и (или) единовременной помощи за счет средств республиканского бюджета на условиях софинансирования из федерального бюджета мероприятий по поддержке начинающих фермеров (гранты на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров) в пределах средств, предусмотренных подпрограммой "Поддержка малых форм хозяйствования" Государственной программы (пункт 1.1).
Согласно пункту 1.2 Порядка предоставление гранта и (или) единовременной помощи осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия.
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка отбор заявителей проводится Конкурсной комиссией. Положение и состав Комиссии утверждаются Правительством Республики Бурятия.
Пунктами 1.6, 1.6.1 и 1.6.2 Порядка определено, что Министерство публикует в официальном печатном издании и размещает в сети Интернет на официальном сайте Правительства Республики Бурятия объявление о конкурсе по отбору начинающих фермеров не менее чем за 30 календарных дней до окончания срока подачи заявок (документации) на участие в отборе с указанием следующих сведений: адреса организатора конкурса с указанием номеров контактных телефонов; регламента подачи документов гражданами - главами крестьянских (фермерских) хозяйств; места и срока приема заявок. Документы на участие в мероприятиях по поддержке начинающих фермеров подаются в Министерство в течение 30 календарных дней после опубликования информации о проведении конкурса в средствах массовой информации. При подаче документов на конкурс гражданин составляет заявление по форме согласно приложению N 1 к Порядку с приложением описи документов.
В силу пункта 2.1 Порядка средства предоставляются по следующим направлениям: грант на создание и развитие К(Ф)Х; единовременная помощь на бытовое обустройство.
03 февраля 2016 года между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия в лице Министерства заключено соглашение N 241/17-с (с учетом изменений и дополнений) о предоставлении в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия, в том числе на поддержку начинающих фермеров в размере 75 197 000 рублей (далее - Соглашение) (т.1, л.д.37-70).
Таким образом, Республике Бурятия в 2016 году предоставлена субсидия из федерального бюджета на поддержку начинающих фермеров в размере 75 197 000 рублей. При этом субсидия могла быть направлена на выплату начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и/или единовременной помощи на бытовое обустройство.
Исходя из приведенных выше нормативно-правовых актов, их буквального и логического толкования, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Министерство имело право направить полученную субсидию на выплату только грантов или единовременной помощи либо направить субсидию на оба мероприятия, поскольку они являются формами помощи начинающим фермерам.
В связи с этим судом правомерно признано несостоятельными утверждение Управления о том, что федеральное законодательство предписывает направлять субсидию одновременно на обе эти формы поддержки.
При этом указанные выше нормы права не возлагают на Министерство обязанность самостоятельно определять, какая сумма полученной субсидии подлежит направлению на выплату грантов и какая сумма - на выплату единовременной помощи.
Как правильно указал суд первой инстанции, выбор той или иной формы поддержки производится лицом, претендующим на ее получение самостоятельно, что следует из названных выше положений Порядка, а также образца заявления к названному Порядку.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела видно, что 29 февраля 2016 года Министерством объявлен конкурсный отбор на участие в мероприятии "Поддержка начинающих фермеров" (т.1, л.д.119-120). Срок подачи документов установлен с 09 марта по 07 апреля 2016 года.
Для получения поддержки заинтересованными лицами подано 138 заявок (т.1, л.д.121- 129), все на получение гранта. На выплату единовременной помощи заявки не поступали.
Доказательства, свидетельствующие об ином Управлением, суду не представлены.
Судом не установлены обстоятельства, указывающие на то, что Министерством были искусственно созданы препятствия для получения начинающими фермерами такой формы поддержки как единовременная помощь либо было отказано в ее выплате при наличии установленных оснований.
Доводы УФК о том, что факт нарушения подтверждается протоколом заседания Конкурсной комиссии от 08 апреля 2016 года N 1, как правильно указал суд, необоснованные
Действительно в указанном протоколе (т.1, л.д.97-98) содержится указание на то, что ввиду уменьшения лимита средств государственной поддержки, отрицательного экономического эффекта от выделения средств в виде помощи на бытовое обустройство все средства направить на грантовую поддержку фермеров.
Вместе с тем заседание Конкурсной комиссии состоялось после истечения сроков подачи заявок на участие в мероприятии "Поддержка начинающих фермеров", соответственно, указанная комиссия не имела реальной возможности повлиять на содержание заявок заинтересованных лиц относительно выбора той или иной формы поддержки и только по лишь по своей воле направить всю выделенную субсидию на выплату грантов.
Пояснительная записка начальника отдела Министерства Кобылкиной С.И. в адрес УФК и возражения на акт проверки также не подтверждают доводов Управления о наличии вмененных нарушений. Данные документы содержат разъяснение позиции, изложенной в протоколе Конкурсной комиссии от 08 апреля 2016 года.
Ссылки Управления на то, что строки в заявлении о получении мер поддержки заполняются Министерством, а не лицами, заинтересованными в их получении, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании положений Порядка. При этом соответствующие доказательства УФК не представлены.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что пункт 1 описательной части представления противоречит приведенным выше нормам законодательства, регулирующим бюджетные правоотношения, поскольку факт нарушений со стороны Министерства Управлением не доказан.
Названный пункт нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку может повлечь для него неблагоприятные последствия в виде применение мер принуждения.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности, пришел к обоснованному выводу, что имеются основания для признания незаконным оспариваемого представления и для удовлетворения требований заявителя.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 ноября 2017 года по делу N А10-3544/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3544/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 мая 2018 г. N Ф02-1656/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, представленного Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия
Третье лицо: Сельскохозяйственный ДжидаАгро