г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2018 г. |
Дело N А26-9729/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Волковой Т.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованных лиц: 1), 2) - не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33983/2017) ООО "Лидер" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.11.2017 по делу N А26-9729/2017 (судья Буга Н.Г.), принятое
по заявлению ООО "Лидер"
к 1) Администрации Петрозаводского городского округа, 2) Административной комиссии Петрозаводского городского округа
об отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (ОГРН: 1141001009258, ИНН: 1001286499, адрес места регистрации: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Свердлова, дом 27, офис 29, далее - заявитель, ООО "Лидер", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Петрозаводского городского округа (далее - административный орган, Административная комиссия) от 04.09.2017 N 1.8.3-03/821-2017, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 года N 1191-ЗРК "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 1191-ЗРК) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением суда от 21.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. Податель жалобы указывает на то, судом не полно исследованы обстоятельства дела, а также не дана надлежащая оценка всем представленным в материалы дела доказательствам. В дополнении к апелляционной жалобе заявитель указал на наличие оснований для признания оспариваемого постановления не подлежащим исполнению, ввиду внесения изменений в статью 2.14 Закона N 1191-ЗРК, исключающих ответственность за нарушение правил благоустройства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, услуги по управлению общим имуществом многоквартирного дома N 45 по улице Анохина в городе Петрозаводске (далее - МКД) оказывает ООО "Лидер".
04.08.2017 в ходе осмотра придомовой территории многоквартирного дома, выявлены нарушения Обществом пунктов 1, 2, 3, 7.1 статьи 4, пунктов 1, 2, 3 статьи 5, пунктов 1, 2 статьи 11, пунктов 1, 3 статьи 15, пунктов 1, 2 статьи 25 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе N 27/27-414 от 03.06.2014 (далее - Правила благоустройства).
В частности, установлено, что при производстве строительных работ по возведению (монтажу) отмостки дома оставлен неубранный, складированный различный бытовой мусор в мешках; кроме того, складированы выкорчеванные кустарники, кучи скола асфальтобетонного покрытия (старая отмостка). У подъездов многоквартирного дома и на придомовой территории отсутствуют урны установленного образца для сбора мусора. Фасад многоквартирного дома (со стороны подъездов и боковых фасадов) и отдельные элементы фасада (входные двери в подъезды, водосточные трубы) имеют значительные загрязнения в виде надписей, выполненных в различной форме и цветовой гамме, рисунков в виде граффити различной величины и остатков бумажной рекламы и объявлений, что отражено в акте осмотра от 04.08.2017 N 996.
18.08.2017 в отношении Общества составлен протокол N 996-П (1.8.3-01/821-2017) об административном правонарушении, ответственность за которое, предусмотрена частью 2 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК.
Постановлением от 04.09.2017 по делу N 1.8.3-01/821-2017 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с означенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд, придя к выводу о доказанности административным органом состава вмененного Обществу административного правонарушения, а также не выявив наличие грубых процессуальных нарушений, в ходе привлечения заявителя к административной ответственности, отказал в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК (в редакции, действующей в спорный период), повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе утверждены решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 N 27/27-414.
Статьей 4 Правил благоустройства установлено, что организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов (пункт 1); организации и физические лица, являющиеся собственниками, арендаторами, владельцами жилых домов, зданий и сооружений и иных помещений, а также иные лица, ответственные за содержание зданий, сооружений, земельных участков, на которых расположены эти объекты, и прилегающих к ним территорий, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами (пункт 2); организации и физические лица, за которыми закреплены для содержания, в том числе уборки, соответствующие территории округа, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами (пункт 3).
В силу статьи 5 Правил работы по уборке территорий округа производятся в соответствии с требованиями настоящих Правил (пункт 1); организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков, а при наличии договора о закреплении территории для уборки также и уборку прилегающих территорий; определение границ прилегающих территорий для уборки оформляется путем заключения между организациями, физическими лицами и Администрацией Петрозаводского городского округа договора о закреплении территории для уборки с составлением схематической карты уборки, один экземпляр которой хранится в Администрации Петрозаводского городского округа, а второй у организации и физического лица (пункт 2); уборка территорий округа проводится ежедневно в течение дня; уборка мест массового пребывания людей (в том числе подходы к вокзалам, территории рынков, торговых зон) производится в течение всего рабочего дня соответствующих организаций постоянно (пункт 3).
Пунктами 1 и 2 статьи 11 Правил определены обязанности по обеспечению сбора и вывоза отходов производства и потребления, а пунктом 1 статьи 15 Правил - по обеспечению урн для мусора.
Обязанность по соблюдению приведенных положений Правил, в силу положений части 1 статьи 161, частей 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена на управляющую организацию, с которой собственники помещений в многоквартирном доме заключили договор управления.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно заключил, что Общество, являющееся управляющей организацией, обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение условий для безопасного и благоприятного проживания граждан.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил при оказании услуг по управлению МКД в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Суд также не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности, наказание назначено в виде предупреждения.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом также не допущено, в связи с чем правовых и фактических оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Лидер" не имеется.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции указывает на следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В соответствии с пунктом 2 того же Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Законом Республики Карелия от 20.12.2017 N 2202-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "Об административных правонарушениях" статья 2.14 Закона N 1191-ЗРК изложена в новой редакции и не предусматривает ответственности за нарушение Правил благоустройства, вмененное Обществу оспариваемым постановлением, которое не исполнено им.
С учетом изложенного, и в соответствии с правилами части 2 статьи 1.7 КоАП РФ и пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 постановление Административной комиссии Петрозаводского городского округа N 1.8.3-03/821-2017 от 04.09.2017, предусмотренного частью 2 статьи 2.14 Закон N 1191-ЗРК, исполнению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.11.2017 по делу N А26-9729/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Лидер" - без удовлетворения.
Постановление Административной комиссии Петрозаводского городского округа от 04.09.2017 N 1.8.3-03/821-2017 о привлечении ООО "ЛИДЕР" (ОГРН: 1141001009258, ИНН: 1001286499) к административной ответственности предусмотренной частью 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 N 1191-ЗРК "Об административных правонарушениях" признать не подлежащим исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9729/2017
Истец: ООО "ЛИДЕР"
Ответчик: Административная комиссия Петрозаводского городского округа, Администрация Петрозаводского городского округа
Третье лицо: Балашова Л.Г.