г. Челябинск |
|
01 февраля 2018 г. |
Дело N А47-5707/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Деевой Г.А.,
судей Баканова В.В., Лукьяновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Иншаковой М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Орскнефтеоргсинтез" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2017 по делу N А47-5707/2017 (судья Сукачева Н.Ф.).
В судебном заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Стенникова Мария Сергеевна - (паспорт, доверенность от 31.10.2017 N Ю-УР ТЦФТО-5/Д).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Орскнефтеоргсинтез" (далее - общество "Орскнефтеоргсинтез", ответчик, податель апелляционной жалобы) о взыскании 236 125 руб. 08 коп. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2017 исковые требования общества "РЖД" удовлетворены (т.6, л.д. 33-40).
Судебным актом также распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе общество "Орскнефтеоргсинтез" просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований общества "РЖД" отказать.
Апеллянт полагает, что судом первой инстанции не учтены особенности по подаче порожних вагонов под погрузку, предусмотренные Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 05.04.1996 N 15 (далее - Правила N 15), а также фактическими отношениями между истцом и ответчиком по подготовке вагонов под погрузку.
Вагоны, указанные в актах общей формы, после прибытия на станцию Никель Южно-Уральской железной дороги должны были подаваться на пути необщего пользования ответчика после прохождения техобслуживания и подготовке к перевозке опасных грузов на путях необщего пользования ППС ОАО "ПГК" (промывочно-пропарочная станция). В то же время истец не представил в материалы дела журнал ВУ-14, в котором отражаются сведения об осмотре вагонов и признании их перевозчиком годными под погрузку (перевозку) опасных грузов.
Согласно представленным ответчиком актам формы ВУ-20 вагоны, указанные в актах общей формы, на момент зачисления на простой, а также на момент уведомления о подаче вагонов, не были годными к перевозке опасных грузов и, соответственно, не могли быть поданы на пути необщего пользования под погрузку.
По мнению подателя жалобы, указание перевозчиком в актах общей формы нескольких путей необщего пользования, которые заняты в связи с нарушением п. 19 договора, свидетельствует о том, что конкретный путь необщего пользования, на который должен подаваться порожний вагон, ответчиком с ответственными лицами общества "Орскнефтеоргсинтез" не согласован, как это предусмотрено Инструкцией о порядке обслуживания ОАО "Орскнефтеоргсинтез" на станции Никель Южно-Уральской железной дороги, являющейся приложением к Единому технологическому процессу железнодорожного пути необщего пользования общества "Орскнефтеоргсинтез" и станции примыкания Никель Южно-Уральской железной дороги (далее - ЕТП).
Таким образом, вагоны, указанные в актах общей формы, не были готовы к подаче под погрузку.
Общество "Орскнефтеоргсинтез" указывает, что предоставленными в материалы дела уведомлениями об окончании грузовых операций на путях необщего пользования подтверждается, что на момент зачисления на простой имелись свободные для принятия вагонов железнодорожные пути.
Заявитель жалобы отмечает, что время нахождения порожних вагонов на путях общего пользования, за которое ответчик должен вносить плату в соответствии со ст. 39 УЖТ РФ, должно определяться временем невозможности подачи вагонов, признанных годными под погрузку опасным грузом, на пути необщего пользования вследствие нарушения ответчиком технологических норм на погрузку вагонов, находящихся на путях необщего пользования.
Согласно представленным истцом в материалы дела памяткам приемосдатчика, все пути необщего пользования в течение нескольких часов после составления актов общей формы освобождены истцом.
Податель жалобы указывает, что задержка на путях общего пользования вагонов, указанных в актах общей формы, имела место по вине общества "Орскнефтеоргсинтез" только в период разгрузки с превышением технологических норм, установленных договором, вагонов, находящихся в это время на путях необщего пользования, остальное время задержки от ответчика не зависело.
По мнению апеллянта, плата за нахождения вагона на путях общего пользования согласно акту N 6/349 составляет 38 руб. (без НДС), тогда как по расчету истца - 14 035 руб.
От общества "РЖД" 09.01.2018 поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил оставить судебный акт в силе, указывая, что согласно статье 39 УЖТ РФ оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче.
В статье 36 УЖТ РФ указано, что получатель вправе отказаться от приема порожнего грузового вагона, прибывшего под погрузку конкретного груза, если такой вагон не может быть использован под погрузку этого груза по причине технической неисправности или непригодности в коммерческом отношении.
Истец указывает, что ответчиком не представлено доказательств его документального мотивированного отказа от приемки вагонов по причине их технической неисправности или непригодности в коммерческом отношении.
Получение обществом "РЖД" от ответчика уведомлений о завершении грузовых операций по погрузке груза не путях необщего пользования (уведомлений об окончании слива) не свидетельствует в силу пункта 2.3. Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, о готовности к приему вагонов, простаивающих на путях общего пользования истца.
Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От общества "Орскнефтеоргсинтез" 22.01.2018 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца Стенникова М. С. поддержала позиции, изложенные отзыве на апелляционную жалобу.
Ответчик - общество "Орскнефтеоргсинтез", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы путем направления в его адрес копии судебного акта, а также размещения информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание своего представителя не направил, в связи с чем в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между обществом "РЖД" (перевозчик) и открытым акционерным обществом "Орскнефтеоргсинтез" (владелец) заключен договор от 25.03.2008 N 6/25 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
В Единый государственный реестр юридических лиц 29.12.2016 внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а именно об изменении наименования ответчика на публичное акционерное общество "Орскнефтеоргсинтез".
Сторонами к договору от 25.03.2008 N 6/25 подписаны дополнительные соглашения от 30.06.2009 N 1, от 22.12..2010 N 2, от 08.07.2013 N 3, от 24.10.2013 N 4, от 26.03.2014 N 5, от 12.08.2014 N 6, от 25.09.2014 N 7, от 06.05.2015 N 8, от 30.11.2015 N 9, от 12.04.2016 N 10, посредством которых внесены изменения в условия договора от 25.03.2008 N 6/25.
На условиях договора осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Никель Южно-Уральской железной дороги через стрелку N 48 к путям Главного парка, стрелками N 28Э, N 36Э и N 40Э к путям Эстакадного парка и обслуживаемого локомотивом владельца и локомотивом перевозчика (п. 1 договора в редакции дополнительных соглашений от 30.06.2009 N 1, от 22.12.2010 N 2).
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению с регистрацией в книге уведомлений формы ГУ-2 (пункт 6 договора).
Уведомление передается круглосуточно по телефону не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов на выставочные пути владельца с N 31 по N 35 и на фронты погрузки и выгрузки (пути N 24, N 25, с N 27 по N 29, N 36, N 37) круглосуточно, с регистрацией в книге формы ГУ-2 ВЦ (пункт 7 договора в редакции дополнительного соглашения N 4 от 24.10.2013).
Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на места погрузки и выгрузки N 24, N 25, с N 27 по N 29, N 36, N 37 (пункт 8 договора в редакции дополнительного соглашения N 4 от 24.10.2013).
Согласно пункту 9 договора (в редакции дополнительного соглашения от 24.10.2013 N 4) сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути владельца N 33-35 согласно пункту 2.5.1 ЕТП, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца.
В соответствии с пунктом 11 (в редакции дополнительного соглашения от 22.12.2010 N 2) количество вагонов в каждой сдаваемой владельцу передаче на пути погрузки и выгрузки устанавливается: на путь N 24 - не более 25 вагонов; на путь N 25 - не более 25 вагонов; на путь N 27 - не более 5 вагонов; на путь N 28 - не более 5 вагонов; на путь N 29 - не более 7 вагонов; на путь N 36 - не более 42 вагонов; на путь N 37 - не более 42 вагонов.
Сроки на уборку вагонов с выставочных путей владельца N 33-35, исходя из пункта 16 (в редакции дополнительного соглашения N 4 от 24.10.2013) установлены не позднее, чем через 4 часа с момента окончания накопления группы вагонов согласно пункта 2.6.5 ЕТП. При наличии в передаваемой группе не принятых перевозчиком вагонов - срок на уборку исчисляется с момента уведомления станции об отцепке не принятых перевозчиком вагонов.
По пункту 17 договора (в редакции дополнительного соглашения от 24.10.2013 N 4) сроки на уборку вагонов с путей N 23, N 24, N 25 с N 27 по N 29, N 36, N 37, согласно пункту 2.6.6 ЕТП. При наличии в составе убираемой группы не принятых перевозчиком вагонов - с момента повторного уведомления станции о готовности вагонов к уборке.
Согласно пункту 24 (в редакции дополнительного соглашения от 06.05.2015 N 8) владелец уплачивает перевозчику предоплатой на расчетный счет общества "РЖД" при ТехПД ЮУЖД: плату за пользование вагонами, принадлежащих перевозчику, установленную Тарифным руководством N 2, за время нахождения их на железнодорожном пути необщего пользования, и за время задержки вагонов, ожидания их подачи или приема, как на станции назначения, так и в пути следования, по причинам, зависящим от владельца и не зависящим от перевозчика; плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в соответствии со статьей 39 УЖДТ в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, нахождения вагонов под таможенными операциями, либо задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), приведших к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления, по причинам зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства с учетом коэффициента индексации (подпункты 24.2, 24.3).
Как следует из материалов дела, предложенные истцом изменения в пункт 24 договора не приняты ответчиком. Из протокола согласования разногласий к дополнительному соглашению от 06.05.2015 N 8, следует, что по содержанию подпунктов 24.2, 24.3 пункта 24 договора стороны к соглашению не пришли (т.1, л.д. 30).
В соответствии с пунктом 27 договора (в редакции дополнительного соглашения от 12.04.2016 N 10), настоящий договор действует с 01.09.2008 по 31.12.2016 включительно.
В обоснование исковых требований истец указал, что за период октябрь- декабрь 2016 года на путях станции Никель простаивали прибывшие в адрес ответчика груженые вагоны в ожидании их подачи железнодорожный путь необщего пользования по причине, зависящей от ответчика, а именно по причине занятости фронта выгрузки железнодорожного пути необщего пользования ответчика, о чем составлены акты общей формы N N 6/1471, 6/2215, 6/1525, 6/2213, 6/79, 6/532, 6/2201, 6/349, 6/2476, 6/2068, 6/2471, 6/2064, 6/2532, 6/660, 6/1794, 6/2538, 3/351, 6/2499, 6/1533, 6/2164, 6/2233, 6/2548, 6/1744, 6/2148, 6/2150, 6/2229, 6/2275, 6/2273, 6/2406, 6/1786, 6/2221, 6/2264, 6/2366, 6/2495, 6/2497, 6/1398, 6/1759, 6/1761, 6/1802, 6/1806, 6/1810, 6/1763, 6/1929, 6/1931, 6/1979, 6/2290, 6/2550, 6/2009, 6/1754, 6/2132, 6/2490, 6/2223, 6/2350, 6/1374, 6/1681, 6/1732, 6/1777, 6/1683, 6/1882, 6/1935, 6/2217 и начислена плата по ведомостям подачи и уборки вагонов N 220210 - 220219, 220223 - 220226 в общей сумме 236 125 руб. 08 коп., с НДС (т.1, л.д. 79-142, т.2, л.д. 67-91, т.2, л.д. 119-122, т.3, л.д. 131).
От подписания ведомостей подачи и уборки вагонов ответчик отказался, о чем имеются отметки перевозчика и составлены акты общей формы.
Поскольку ответчиком допущена задержка нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику на путях общего пользования, истцом в адрес ответчика направлена претензия от 15.03.2017 N ЮУТЦФТОЮ-41/п с требованием оплаты задолженности за время нахождения вагонов на путях общего пользования (т.1, л.д. 40-43).
Неисполнение ответчиком указанного требования послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что факт и причины простоя зафиксированы в актах общей формы, причина задержки - занятость путей общего пользования, является зависящей от ответчика.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы признаются судом подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу положений статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груз.
Статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 1 УЖТ РФ Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
УЖТ РФ определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками; тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Согласно статье 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Учитывая положения статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", общество "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий на транспорте и поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ).
В соответствии с частью 11 статьи 39 УЖТ РФ (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 31.12.2014 N 503-ФЗ, вступившего в силу с 01.04.2015), за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: - ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; - нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; -задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Частью 12 статьи 39 УЖТ РФ предусмотрено, что если в указанных в части 11 настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 УЖТ РФ, оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве (часть 17 статьи 39 УЖТ РФ).
Статья 39 УЖТ РФ предусматривает платность использования инфраструктуры железнодорожного транспорта при размещении на ней любых объектов железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 (вступившим в силу с 07.06.2015) утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также внесены изменения и дополнения в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06. 2002 N 35/12.
Пунктом 2 Приказа Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 внесены изменения и дополнения в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12.
Таким образом, истец производил начисление платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, а также Тарифного руководства, утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения".
Основаниями для начисления платы за пользование вагонами в соответствии с положениями абзаца 3 статьи 39 УЖТ РФ являются: задержка перевозчиком вагонов в пути следования; неприем вагонов станцией назначения; причина задержки зависит от владельца путей необщего пользования; задержка вагонов привела к нарушению сроков доставки грузов.
Согласно статье 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), расчет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил N 26 при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил N 26, основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами. Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45).
Согласно пункту 3.1 названных Правил факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Пунктом 3.2.4 Правил N 45 установлено: в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Пунктом 3.4 Правил N 45 предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункт 3.5 Правил N 45).
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Факт простоя вагонов на путях общего пользования станции Никель зафиксирован вышеназванными актами общей формы N 6/1471, 6/2215, 6/1525, 6/2213, 6/79, 6/532, 6/2201, 6/349, 6/2476, 6/2068, 6/2471, 6/2064, 6/2532, 6/660, 6/1794, 6/2538, 3/351, 6/2499, 6/1533, 6/2164, 6/2233, 6/2548, 6/1744, 6/2148, 6/2150, 6/2229, 6/2275, 6/2273, 6/2406, 6/1786, 6/2221, 6/2264, 6/2366, 6/2495, 6/2497, 6/1398, 6/1759, 6/1761, 6/1802, 6/1806, 6/1810, 6/1763, 6/1929, 6/1931, 6/1979, 6/2290, 6/2550, 6/2009, 6/1754, 6/2132, 6/2490, 6/2223, 6/2350, 6/1374, 6/1681, 6/1732, 6/1777, 6/1683, 6/1882, 6/1935, 6/2217.
В указанных актах перечислены вагоны, задержанные на станциях, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, а также имеется запись о том, что представители ответчика отказались от подписания актов без объяснения причин, что подтверждено подписями представителей перевозчика.
Ответчик извещен о задержке вагонов на станции Никель, что подтверждается выписками из книги уведомлений (т.2, л.д. 45-66).
Указанные акты оформлены в соответствии со статьей 119 УЖТ РФ, Правилами N 45.
Обстоятельства, изложенные в актах общей формы, фиксирующих факт и продолжительность простоя вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от владельца подтверждается памятками приемосдатчика (т.2, л.д. 3-44), фиксирующими время завершения грузовых операций, подтверждающие занятость фронта выгрузки железнодорожного пути необщего пользования, и, как следствие, отсутствие возможности подачи вагонов и их принятие ответчиком.
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования о взыскании с общества "Орскнефтеоргсинтез" 236 125 руб. 08 коп. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Довод апелляционной жалобы о том, что вагоны, указанные в актах общей формы, после прибытия на станцию Никель Южно-Уральской железной дороги должны были подаваться на пути необщего пользования ответчика после прохождения техобслуживания и подготовке к перевозке опасных грузов на путях необщего пользования ППС ОАО "ПГК", рассмотрен судом апелляционной инстанции и признан подлежащим отклонению.
Согласно ст. 20 УЖТ РФ техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов определяет перевозчик (ч. 2 ст. 20), пригодность вагонов в коммерческом отношении в отношении вагонов определяется грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими (ч. 5 ст. 20 УЖТ РФ).
В силу ст. 2.1.20 Правил N 15 пригодность всех вагонов и контейнеров под перевозку опасных грузов в коммерческом отношении определяется грузоотправителями.
Действующим законодательством предусмотрено право грузоотправителя отказаться от вагонов, контейнеров, не пригодных для перевозки опасного груза (ч. 6 ст. 20 УЖТ РФ). При этом замена указанных вагонов, контейнеров обеспечивается грузоотправителем или их владельцем на исправные, пригодные для перевозки груза вагоны, контейнеры на основании соответствующего договора (ч. 9 ст. 20 УЖТ РФ).
Однако обществом "Орскнефтеоргсинтез" факт отказа от приемки вагонов, поданных в неисправном состоянии или состоянии, негодном для перевозки опасных грузов документально не подтвержден.
В соответствии с п. 39.5 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте", утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29 (ред. от 03.10.2011), получатель собственного порожнего вагона вправе отказаться от приема собственного порожнего вагона только в случае, если он не может быть использован под погрузку по причине технической неисправности или коммерческой непригодности.
Факт наличия технической неисправности подтверждается актом формы ВУ-23 (ВУ-23-м) или ВУ-25, коммерческой непригодности - актом формы ГУ-23.
Факт отказа от приема собственных порожних вагонов с мотивированным объяснением получателя о причинах отказа оформляется перевозчиком актом общей формы, подписывается получателем и перевозчиком.
Ответчиком в обоснование своих доводов не представлены доказательства - акты формы ВУ-23, ВУ-25 либо ГУ-23, подтверждающие, что на момент зачисления вагонов на ответственный простой они были технически негодными, либо негодны в коммерческом отношении, и грузополучатель от приема этих вагонов мотивированно и обоснованно отказался.
Довод о непредставлении истцом в материалы дела журнала ВУ-14, в котором отражаются сведения об осмотре вагонов и признании их перевозчиком годными под погрузку (перевозку) опасных грузов, подлежит отклонению как не имеющий существенного значения для дела, поскольку ответчиком не заявлено об отказе от приема вагонов с составлением соответствующих актов.
Доводы общества "Орскнефтеоргсинтез" о том, что уведомлениями грузовых операций на путях необщего пользования подтверждается, что на момент зачисления на простой имелись свободные для принятия вагонов железнодорожные пути, а также о том, что ответчик должен нести ответственность за нахождение вагонов на путях общего пользования только в период разгрузки с превышением технологических норм, судом апелляционной инстанции отклоняются на основании следующего.
В заключенном между истцом и ответчиком договоре от 25.03.2008 N 6/25 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования отсутствует условие об оплате ответчиком платы, установленной ч. 11, 12 ст. 39 УЖТ РФ, соответственно, не установлено иное время исчисления платы за время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, чем время, указанное в ч. 13 ст. 39 УЖТ РФ. В связи с чем, при исчислении оплачиваемого времени ожидания подачи, приема вагонов истец обоснованно руководствовался нормами ч. 13 ст. 39 УЖТ РФ и п. 2.3 Тарифного руководства.
В пункте 2.3 Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 г. N 127-т/1, моментом окончания исчисления оплачиваемого времени для начисления данного вида платы указан момент получения обществом "РЖД" от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему), поскольку одного уведомления перевозчика недостаточно. Получение перевозчиком уведомлений от ответчика об окончании налива не влечет автоматически обязанности истца (перевозчика) подать порожние вагоны с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования. Для нахождения вагонов с опасным грузом на путях общего пользования необходимо заключение договора на перевозку данного груза.
Исходя из буквального толкования ч. 13 ст. 39 УЖТ РФ и п. 2.3 Тарифного руководства, следует, что указанная в нем плата должна начисляться до момента получения обществом "РЖД" от ответчика (грузополучателя) уведомлений о готовности вагонов к подаче (приему), а не до момента получения истцом от ответчика уведомления о завершении грузовых операций, как считает податель апелляционной жалобы.
Получение истцом уведомлений о завершении грузовых операций в силу норм ч. 12 и 13 ст. 44 УЖТ РФ, вступивших в силу с 01.04.2015, не влечет автоматически обязанности истца (перевозчика) подать выгруженные порожние вагоны с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования.
При фактической готовности вагонов к приему (подаче), у ответчика отсутствовали препятствия подавать обществу "РЖД" уведомления о готовности вагонов к приему (подаче), однако ответчик таких действий не предпринял.
Довод ответчика о том, что согласно представленным в материалы дела памяткам приемосдатчика, все пути необщего пользования в течение нескольких часов после составления актов общей формы освобождены истцом, подлежит отклонению, так как памятка приемосдатчика определяет время подачи и уборки вагонов, отметка о зачислении вагонов на ответственный простой владельца пути необщего пользования перевозчиком в ней не ставится.
Ссылка апеллянта на то, что судом первой инстанции не учтены особенности по подаче порожних вагонов под погрузку, предусмотренные УЖТ РФ, Правилами перевозок опасных грузов, а также фактическими отношениями между истцом и ответчиком по подготовке вагонов под погрузку, также отклоняется судом апелляционной инстанции.
Взыскание платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по причинам, не зависящим от перевозчика, ее вид и порядок исчисления оплачиваемого времени предусмотрены частями 11-19 статья 39 УЖТ РФ и пунктом 2.3 Тарифного руководства, утвержденного приказом ФТС России от 29.04.2015 N 127-т/1. При этом каких-либо особенностей, изъятий и иных обстоятельств, позволяющих утверждать о наличии таких особенностей либо особых условий для предъявления и взыскания данной платы в отношении порожних вагонов, в отличие от груженных, не имеется.
Поскольку иной порядок исчисления платы за простой вагонов на путях общего пользования сторонами не согласован в договоре, плата начислена в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2017 по делу N А47-5707/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Орскнефтеоргсинтез" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.А. Деева |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5707/2017
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ПАО "Орскнефтеоргсинтез"
Третье лицо: ОАО "РЖД"