город Воронеж |
|
02 февраля 2018 г. |
Дело N А14-16758/2017 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Осиповой М.Б.,
без вызова лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.11.2017 по делу N А14-16758/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Козлов В.А.), по заявлению Департамента связи и массовых коммуникаций Воронежской области (ОГРН 1073667027774, ИНН 3664083641) к государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023601551071, ИНН 3666016915) о признании недействительными решений от 12.09.2017 N 266 осв и N 266 н/с,
УСТАНОВИЛ:
Департамент связи и массовых коммуникаций Воронежской области (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительными решения государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования, Фонд, Учреждение) от 12.09.2017 N 266 осв о привлечении плательщика страховых взносах к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов и решения государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 12.09.2017 N 266 н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 25.09.2017 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.11.2017 решения государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 12.09.2017 N 266 осв и N 266 н/с признаны недействительными.
На государственное учреждение - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента связи и массовых коммуникаций Воронежской области.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Фонд обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Учреждение указывает, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений (за исключением сумм, исчерпывающе поименованных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ и 20.2 Закона N125-ФЗ), производимых работодателем в пользу работников в силу наличия трудовых отношений между ними.
Отсутствие в статьях 9 Закона N 212-ФЗ и 20.2 Закона N125-ФЗ указания на суммы компенсаций затрат на санаторно-курортное лечение в связи с предоставлением отпуска является правомерным основанием для учета указанных выплат при определении базы для начисления страховых взносов.
Таким образом, Фонд полагает, что поскольку выплата компенсации стоимости санаторно-курортного лечения производится в рамках трудовых отношений, является одним из видов поощрения работников за труд, то независимо от источника финансирования таких выплат они подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Департамент возражает против доводов апелляционной жалобы Фонда, указывает на законность и обоснованность состоявшегося судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 271.1 Арбитражного процессуального кодекса апелляционный суд рассмотрел дело единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Фондом проведены выездные проверки страхователя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
Итоги проверок отражены в акте от 09.08.2017 N 266 осв и акте от 09.08.2017 N 266 н/с соответственно.
По результатам рассмотрения актов выездных документальных проверок, приложенных к ним материалов, а также возражения Департамента, 12.09.2017 Фондом социального страхования вынесены решения N 266 осв и N 266 н/с.
Решением от 12.09.2017 N 266 осв Департамент привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в размере 9 084 руб. 54 коп. Также указанным решением Департаменту предложено уплатить сумму штрафа, а также недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 45 422 руб. 72 коп. и начисленные пени в размере 664 руб. 23 коп.
Решением от 12.09.2017 N 266 н/с Депратамент привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 26.29 Федерального закона РФ от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) в виде взыскания 847 руб. 22 коп. штрафа, а также указанным решением доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 4 236 руб. 90 коп. и начислены пени в размере 311 руб. 62 коп.
Не согласившись с принятыми решениями, полагая, что их вынесением нарушены права и законные интересы страхователя, Департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая настоящий спор по существу и удовлетворяя заявленные Департаментом требования, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) страхователи (работодатели), к которым относятся организации любой организационно-правовой формы, а также в предусмотренных законодательством случаях граждане, обязаны в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Видами социальных страховых рисков, как это следует из статьи 7 Федерального закона N 165-ФЗ, являются: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу статьи 20 Федерального закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом о страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регламентированы Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 125-ФЗ физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с абзацем 7 статьи 3 Федерального закона N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 2, 17 части 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидок или надбавок, устанавливаемых страховщиком.
Согласно части 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 данного Федерального закона (часть 2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ).
При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.
Страховщиком для целей применения Федерального закона N 125-ФЗ является Фонд социального страхования Российской Федерации, который в соответствии с положениями глав 4.1, 4.2 в спорный период осуществлял контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу пунктов 1, 5 статей 2, 3 Федерального закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам. Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством. Финансирование выплаты пособий застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе:
организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в том числе определение объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов, сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов, осуществляется Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (статья 4.4. Федерального закона N 255-ФЗ).
На основании подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ установлены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
С 01.01.2011 Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в названную норму внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен (часть 6 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ).
Таким образом, основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование, в том числе страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование.
Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовые отношения, как это следует из статьи 16 ТК РФ, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным Кодексом, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (статья 20 ТК РФ).
В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ от 27.07.2004) федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной указанным Федеральным законом.
Согласно статье 23 Федерального закона N 79-ФЗ от 27.07.2004 трудовые отношения между гражданским служащим и представителем нанимателя регламентируются служебным контрактом, по которому представитель нанимателя обязуется выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставлять государственные социальные гарантии в обмен на обязательства гражданского служащего исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.
Положениями статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Пунктом 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ от 27.07.2004 установлено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Положениями статей 52, 53 Федерального закона N 79-ФЗ от 27.07.2004 установлены основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих, как связанные с исполнением служебных обязанностей, так и имеющие социальный характер, перечень которых не является исчерпывающим.
Вопросы организации государственной гражданской службы Воронежской области, отнесенные к предметам ведения Воронежской области как субъекта Российской Федерации регулируются Законом Воронежской области от 30.05.2005 N 29-ОЗ "О государственной гражданской службе Воронежской области" (далее - Закон N 29-ОЗ).
В соответствии со статьей 18 Закона Воронежской области от 30.05.2005 N 29-ОЗ оплата труда гражданского служащего производится в соответствии с федеральным и областным законодательством в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы Воронежской области.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы Воронежской области и месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы Воронежской области, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих устанавливаются законом Воронежской области. Ежемесячные и иные дополнительные выплаты устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством о гражданской службе.
Положениями статьи 20 Закона N 29-ОЗ установлены основные и дополнительные гарантии гражданским служащим. Подпунктом 4 пункта 2 статьи 20 Закона N 29-ОЗ установлено, что гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами Воронежской области, может предоставляться право в том числе на ежегодную денежную компенсационную выплату на санаторно-курортное лечение и (или) отдых при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части, а также на ежегодную денежную компенсацию на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха и обратно. Порядок и размер выплаты устанавливается в соответствии с приложением 16 к указанному Закону Воронежской области.
Пунктом 2 указанного приложения "Положение о ежегодной денежной компенсационной выплате на санаторно-курортное лечение и (или) отдых при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части, а также о ежегодной денежной компенсации на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха" (далее - Положение) предусмотрено, что гражданским служащим, использующим отпуск для лечения в санаторно-курортном учреждении, выплачивается денежная выплата на оплату стоимости санаторно-курортной путевки.
Согласно пункту 4 Положения, гражданскому служащему, не использующему отпуск для лечения в санаторно-курортном учреждении, выплачивается денежная компенсационная выплата, которая производится один раз в календарном году по месту службы по заявлению гражданского служащего при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм закона, под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, применительно к государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные гражданским служащим от нанимателя за исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом в виде денежного содержания. Выплаты в пользу гражданского служащего в рамках социальных гарантий, установленных федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ о государственной гражданской службе, не являющиеся денежным содержанием, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия "оплата труда", сформулированному в вышеприведенных нормах.
Из материалов дела следует, что спорные выплаты осуществлены на основании пунктов 2 и 4 "Положения о ежегодной денежной компенсационной выплате на санаторно-курортное лечение и (или) отдых при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части, а также о ежегодной денежной компенсации на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха".
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что доказательств, свидетельствующих о том, что данные выплаты являлись оплатой труда работников, то есть носили систематический характер и при этом зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Учреждением не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что расходы Департамента по компенсации стоимости путевок на санаторно-курортное лечение относятся к выплатам социального характера и не являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми работодателем в пользу государственных служащих по служебным контрактам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), то они не могут являться объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды РФ.
Таким образом, компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
То обстоятельство, что названные выплаты не поименованы напрямую в составе сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ и ст. 20.2 Закона N125-ФЗ, не является основанием для включения ее в облагаемую базу исходя из характера и назначения этой выплаты.
Судом апелляционной инстанции также учтено, что у сторон отсутствует спор относительно размера и оснований выплат, а также относительно размера доначислений относительно спорных выплат.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Учреждения оснований для включения оспариваемых сумм в базу для начисления страховых взносов.
Таким образом, у Учреждения не имелось оснований для доначисления страхователю страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 45 422 руб. 72 коп., а также страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 4 236 руб. 09 коп.
Согласно статье 15 Федерального закона N 125-ФЗ при задержке страховых выплат в установленные сроки субъект страхования, который должен производить такие выплаты, обязан выплатить застрахованному и лицам, имеющим право на получение страховых выплат, пеню в размере 0,5 процента от невыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки.
В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ пенями признается денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Ввиду того, что пени являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, а также учитывая обоснованный вывод суда первой инстанции о незаконности доначисления страховых взносов, то выводы суда первой инстанции о незаконности доначисления Департаменту пени в размере 664 руб. 23 коп. и пени в размере 311 руб. 62 коп. также являются правильными.
В силу пункта 1 статьи 26.29 Федерального закона N 125-ФЗ непредставление страхователем предусмотренного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по месту своего учета в срок, установленный настоящим Федеральным законом, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения налоговой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
С учетом вышеизложенного, у государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации отсутствовали основания для привлечения страхователя к ответственности в виде штрафов в размере 847 руб. 22 коп. и штрафа в размере 9 084 руб. 54 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанных норм Учреждением не представлено достоверных и достаточных доказательств законности ненормативных правовых актов.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ).
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости признать решения Учреждения недействительными и обязать Фонд социального страхования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.11.2017 по делу N А14-16758/2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Учреждения, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.11.2017 по делу N А14-16758/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.