г. Воронеж |
|
31 января 2018 г. |
Дело N А64-4330/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Алферовой Е.Е., |
судей |
Письменного С.И., |
|
Афониной Н.П., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Семеновым А.В.,
при участии:
от Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мордовская центральная районная больница": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.11.2017 по делу N А64-4330/2017 (судья Подольская О.А.) по исковому заявлению Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мордовская центральная районная больница", р.п. Мордово Мордовского района Тамбовской области (ОГРН 1026800954256, ИНН 6808003236), к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области", г.Тамбов (ОГРН 1026801160099, ИНН 6831008352) о взыскании задолженности в размере 107 827,86 руб., при участии в деле третьего лица: Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области,
УСТАНОВИЛ:
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Мордовская центральная районная больница" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за оказание медицинских услуг в размере 107 827( сто семь тысяч восемьсот двадцать семь) рублей, 86 копеек., расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 234 (четыре тысячи двести тридцать четыре) рубля 84 копейки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.11.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что проведение обязательных диагностических исследований в рамках медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе оплачивается за счёт бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители истца, ответчика и третьего лица не явились.
От Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мордовская центральная районная больница" поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с исполнением Закона о воинской обязанности ТОГУЗ "Мордовская ЦРБ" приняло на себя обязательства по оказанию гражданам, подлежащим первоначальной постановке на воинский учет, и призыву на военную службу медицинских услуг по проведению диагностических (лабораторных и инструментальных) исследований с целью определения их годности к военной службе. Для оказания указанных медицинских услуг ответчик должен был направлять призывников для прохождения диагностических исследований.
Договор о предоставлении медицинских услуг между истцом и ответчиком не заключался. Однако, несмотря на отсутствие заключенного договора, ответчиком в качестве заявок на оказание услуг были предоставлены списки граждан подлежащим первоначальной постановке на воинский учет, и призыву на военную службу. На основании данных списков проводились диагностические исследования граждан, подлежащих призыву на военную службу в полном объеме.
В период с октября 2015 по апрель 2016 истцом было проведено лабораторных и инструментальных исследований на общую сумму 107 827,86 руб., что подтверждается выставленными на оплату счетами N 1 от 08.06.2016 на сумму 32 132,74 руб., N 2 от 08.06.2016 на сумму 31 704 руб., N 3 от 08.06.2016 на сумму 43 991,12 руб., а также актами выполненных работ с приложением списка граждан, по которым проводились диагностические (лабораторные и инструментальные) исследования.
В связи с тем, что ответчиком в 2015-2016 исполнялись обязательства, предусмотренные договором, а именно: гражданам, подлежащим призыву на военную службу выдавались направления в ТОГБУЗ "Мордовская ЦРБ" для прохождения диагностических (лабораторных и инструментальных) исследований, с целью определении их годности к военной службе, истец считает договор на оказание медицинских услуг, направленный в адрес ответчика, заключенным на 2015-2016 на условиях, предусмотренных в договоре.
В соответствии с договоренностью ответчик обязан своевременно оплачивать представленные медицинские услуги, в соответствии с тарифами, в размере и порядке.
В адрес ответчика были направлены счета на оплату N 1, 2, 3 от 08.06.2016, однако до настоящего времени оплата за оказанные услуги не произведена.
Письмом исх.N ФО/786/1625 от 11.07.2016 не подписанные ответчиком счета на оплату N 1, 2, 3 от 08.06.2016 были возвращены в адрес истца, с указанием на то, что в соответствии с письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.04.2016 N 1553/30-4/1263 в разделе 5 Постановления Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и Постановления Правительства РФ от 19.12.2015 N 1382 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год" финансовое обеспечение данного вида расходов осуществляется в рамках территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.
В адрес ответчика была направлена досудебная претензия от 09.03.2017 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность в добровольном порядке.
В ответе на досудебную претензию (исх.N 100/83/442 от 28.03.2017) ответчик фактически отказался от исполнения обязательств по оплате оказанных медицинских услуг, сославшись на то, что якобы Договор на проведение гражданам лабораторных и инструментальных исследований не заключался и по данным бухгалтерского учета, военный комиссариат никаких обязательств по оплате данных исследований не принимал, задолженности перед истцом не имеет.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мордовская ЦРБ" с исковым заявлением в Арбитражный суд Тамбовской области.
В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российский Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в настоящем споре обязательства сторон возникли исходя из фактического оказания истцом услуг ответчику.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность заказчика по оплате оказанных ему услуг в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Судом первой инстанции было установлено, что факт оказания истцом внедоговорных услуг по проведению диагностических исследований для перечисленной категории граждан, подтверждается выставленными на оплату счетами N 1 от 08.06.2016 на сумму 32 132,74 руб., N 2 от 08.06.2016 на сумму 31 704 руб., N 3 от 08.06.2016 на сумму 43 991,12 руб., а также актами выполненных работ с приложением списка граждан, по которым проводились диагностические (лабораторные и инструментальные) исследования, ответчиком не оспаривается, возражения по расчёту отсутствуют, о некачественном оказании истцом услуг не заявлено.
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе", компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановление Правительства РФ 28.11.2014 N 1273, в рамках территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение проведения обязательных диагностических исследований и оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе.
Согласно Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 25.12.2014 N 1692, за счет средств ОМС не оплачиваются медицинские освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе, а также диагностические исследования в целях медицинского освидетельствования по направлению военных комиссариатов.
Как указано в п.1 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1441 от 31.12.1999, финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Обязательная подготовка граждан к военной службе включает медицинское освидетельствование и медицинское обследование, что установлено в подпункте "д" пункта 2 Положения N 1441.
Постановлением Правительства РФ N 704 от 01.12.2004 Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определен порядок компенсации соответствующих расходов.
Согласно подпункту 5 пункта 2 Правил N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в том числе, с проездом граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно, наймом (поднаймом) жилья (за исключением времени прохождения военных сборов), выплатой командировочных (суточных), в том числе при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора), органа федеральной службы безопасности к месту проведения военных сборов и обратно, а для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, - с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения), в случае подготовки по основам военной службы в учебных пунктах организаций и по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы.
Пунктом 2 Правил N 704 предусмотрено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные в том числе, с прохождением медицинского освидетельствования и медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу.
Компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации (п. 3 Правил).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 704, компенсация расходов, указанных в п. 2 Правил N 704, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ и Федеральной службе безопасности РФ.
Согласно пункту 4 Правил N 704 выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 2 Правил N 704, путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.
Статьей 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что военными комиссариатами осуществляются: проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны РФ договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы.
Из системного толкования указанных норма следует, что оплата стоимости диагностических исследований, проведенных гражданам, подлежащим призыву на военную службу, должна осуществляться военными комиссариатами за счет средств федерального бюджета.
Оказанные истцом во внедоговорном периоде услуги были направлены на обеспечение соответствующих призывов граждан на военную службу. Истец на регулярной основе продолжал выполнение спорных работ, не терпящих отлагательства. Деятельность ТОГБУЗ "Мордовская ЦРБ" в виде оказания лабораторных и инструментальных исследований в отношении граждан при призыве граждан на военную службу в спорном периоде в отсутствие государственного контракта, была направлена на защиту охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу части 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что у истца имеется право требовать от ответчика оплаты внедоговорных услуг медицинского характера оказанных в 2015-2016 г.г. на общую сумму 107 827,86 руб.
Ответчик доказательств, оплаты за оказанные медицинские услуги, в материалы дела не представил.
Довод ответчика, что расходы по оказанию спорных услуг, должны быть возмещены за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 N 1382 правомерно отклонен судом первой инстанции, по обстоятельствам, изложенным выше.
С учетом изложенного требования истца правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы ответчика о том, что расходы по оказанию спорных услуг, должны быть возмещены за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 N 1382.
Так в разделе V утверждённой постановлением Правительства РФ N 1273 от 28.11.2014 г. Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов закреплено, что в рамках территориальной программы за счёт бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение проведения обязательных диагностических исследований и оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учёт, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе.
Аналогичное положение содержит раздел V утверждённой постановлением Правительства РФ N 1382 от 19.12.2015 г. Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год.
Не вступают в противоречие с приведёнными нормами федерального законодательства и положения регионального законодательства - постановлений Администрации Тамбовской области N 1692 от 25.12.2014 г. "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (утратило силу в связи с изданием постановления администрации Тамбовской области N 480 от 06.05.2016 г.), и N 1555 от 25.12.2015 г. "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2016 год".
Таким образом, проведение обязательных диагностических исследований в рамках медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе не оплачивается за счёт бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.
Данный вывод, в частности, подтверждается письмом Министерства здравоохранения РФ N 11-У/687 от 15.02.2016 г. (абз. 6).
Доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, заявленные возражения не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.11.2017 по делу N А64-4330/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Е. Алферова |
Судьи |
С.И. Письменный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.