г. Вологда |
|
20 августа 2018 г. |
Дело N А05-17363/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 августа 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 апреля 2018 года по делу N А05-17363/2017 (судья Быстров И.В.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900510709, ИНН 2901012238; место нахождения: 163002, Архангельская область, город Архангельск, улица Касаткиной, дом 9; далее - МУП "Водоканал", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Агентству по тарифам и ценам Архангельской области (ОГРН 1042900033780, ИНН 2901128698; место нахождения: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - агентство) о признании незаконными действий по отказу в установлении в индивидуальном порядке платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения объекта капитального строительства "Инвестиционный проект "Выставочный центр "Норд-Экспо", расположенного по адресу: г. Архангельск, территориальный округ Майская горка по ул. Дачной, и исключению из расчёта платы нагрузки на нужды пожаротушения в размере 432,00 куб. м в сутки (или 18,00 куб. м в час).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Норд-Экспо" (ОГРН 1162901057054, ИНН 2901277467; место нахождения: 163062, Архангельская область, город Архангельск, улица Папанина, дом 21; далее - ООО "Норд-Экспо", общество).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10 апреля 2018 года по делу N А05-17363/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что включение в условия договора нагрузки расходов воды на противопожарные нужды соответствует действующему законодательству; ссылка суда первой инстанции на то, что размер платы за подключение должен определяться исходя из диаметра подключаемой водопроводной сети, а не от объема подключаемой нагрузки, используемой на нужды пожаротушения, не соответствует действующему законодательству.
Агентство в отзыве с доводами жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО "Норд-Экспо" 10.07.2017 обратилось в МУП "Водоканал" с заявлением на подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения объекта капитального строительства "Инвестиционный проект "Выставочный центр "Норд-Экспо", расположенного по адресу: г. Архангельск, территориальный округ Майская горка по ул. Дачной.
В заявлении общество указало общий размер нагрузки по водоснабжению объекта - 505,824 куб. м в сутки (21,076 куб. м в час), в том числе на хозяйственно-бытовые нужды 73,824 куб. м в сутки (3,076 куб. м в час), на пожаротушение 432 куб. м в сутки (18 куб. м в час).
Предприятие направило в агентство заявление от 26.09.2017 N 6298/17 об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение (технологическое присоединение) указанного объекта к централизованной системе холодного водоснабжения.
Агентство, рассмотрев заявление МУП "Водоканал" и приложенные к заявлению документы, письмом от 12.10.2017 N 313/3216 отказало предприятию в установлении размера индивидуальной платы и возвратило заявителю обосновывающие материалы без рассмотрения, а также указало на возможность применения для расчётов постановления агентства от 11.12.2014 N 67-в/17 "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск"".
В данном письме агентство со ссылкой на раздел Х Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования), указало на неправомерность включения в величину подключаемой нагрузки расхода воды на пожаротушение, а также на отсутствие предусмотренных пунктом 85 Основ ценообразования правовых оснований для установления платы на подключение объекта в индивидуальном порядке. Кроме того, агентство указало, что, по информации Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее - Министерство ТЭК и ЖКХ), в соответствии с техническими условиями пропускная способность централизованной системы холодного водоснабжения в точке подключения позволяет осуществить подключение объекта без дополнительных расходов на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности).
Предприятие посчитало, что действия агентства по отказу в установлении в индивидуальном порядке платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и исключению из расчёта платы нагрузки на цели наружного пожаротушения в размере 432,00 куб. м в сутки (или 18,00 куб. м в час) не соответствуют требованиям действующих нормативных правовых актов и нарушают права и законные интересы МУП "Водоканал", и обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) установлен порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе порядок обращения с заявлением, порядок заключения договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, порядок действий организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, порядок определения платы за подключение (технологическое присоединение).
Согласно части 13 статьи 18 Закона N 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учётом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае если объём запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утверждённом Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определённый в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Частью 9 статьи 31 Закона N 416-ФЗ установлено, что регулированию подлежит также плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемая в индивидуальном порядке. Порядок расчёта такой платы определяется основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены названные выше Основы ценообразования.
В силу пункта 81 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены Основами ценообразования.
Из содержания пункта 85 Основ ценообразования следует, что в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учётом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Расходы на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов этих систем, финансирование которых предусмотрено за счет платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен более низкий (высокий) уровень нагрузки или больший (меньший) диаметр трубопровода (по сравнению с указанным в настоящем пункте предельным уровнем нагрузки (диаметром трубопровода), при котором плата за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально.
Частью 14 статьи 18 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.
В Архангельской области не принят нормативный правовой акт, предусматривающий более низкий (высокий) уровень нагрузки по сравнению с предельным уровнем нагрузки, установленным в пункте 85 Основ ценообразования.
Заявленный предприятием размер подключаемой нагрузки (73,824 куб. м в сутки или 3,076 куб. м в час) не превышает предельный уровень нагрузки, предусмотренный Основами ценообразования.
Доводы заявителя о необходимости учета расхода воды на противопожарные нужды для целей определения платы за подключение (технологическое присоединение) не основаны на нормах действующего законодательства.
Учет объема воды на нужды пожаротушения производится при расчете пропускной способности существующей водопроводной сети в точке подключения, исходя из установленной пунктом 3 части 1 статьи 21 Закона N 416-ФЗ возможности приостановления или ограничения водоснабжения в случае необходимости увеличения ее подачи к местам возникновения пожара.
Особенности подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения определены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В подпункте "е" пункта 90 Правил N 644 указано, что для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства заявление о подключении с приложением ряда документов, в том числе баланса водопотребления и водоотведения подключаемого объекта в период использования максимальной величины мощности (нагрузки) с указанием целей использования холодной воды и распределением объёмов подключаемой нагрузки по целям использования, в том числе на пожаротушение.
Как верно указал суд первой инстанции, по смыслу приведённой нормы установление объёма водопотребления на нужды пожаротушения необходимо прежде всего организации водопроводно-канализационного хозяйства при заключении договора для выявления возможной пропускной способности труб, в том числе в случае увеличения в них давления, а не для определения платы за подключение к сетям водоснабжения.
Принимая решение об отказе заявителю в установлении платы, агентство руководствовалось Основами ценообразования, а также частью 14 статьи 18 Закона N 416-ФЗ, в соответствии с которой запрещено взимание с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением). Указанный запрет означает, что любое изменение критериев оплаты подключения (технологического присоединения) должно быть предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод предприятия о том, что все нагрузки, указанные в Правилах N 644, должны суммироваться при установлении платы за подключение, поскольку предлагаемый заявителем подход приведёт к необоснованному и неоправданному увеличению платы за подключение, что запрещено законом.
В соответствии с пунктом 85 Основ ценообразования, а также пунктами 117, 121 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э (далее - Методические указания), в отношении заявителей, величина подключаемой нагрузки которых превышает 250 куб. м в сутки, размер платы за подключение устанавливается индивидуально с учётом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения.
В соответствии с приложением N 1 к Методическим указаниям при расчёте баланса водопотребления объём воды на нужды пожаротушения не учитывается, поскольку в данном объёме абонент постоянно не нуждается.
Как верно указал суд первой инстанции, для установления платы в индивидуальном порядке необходимо наличие двух критериев: превышения установленных пределов величины нагрузки, которая определяется необходимым объёмом суточного водопотребления, и необходимости осуществления мероприятий, связанных с увеличением мощности (пропускной способности) существующей системы централизованного водоснабжения.
Исключая нагрузку на цели пожаротушения, агентство правомерно руководствовалось положениями статьи 21 Закона N 416-ФЗ, в которой перечислены общие основания, позволяющие временно прекратить или ограничить водоснабжение при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров.
Следовательно, нагрузка водоснабжения на цели пожаротушения не является определяющей при установлении платы за технологическое присоединение.
Кроме этого, Методические указания не предусматривают необходимость при определении объёма подключаемой нагрузки суммировать все нагрузки в зависимости от целей использования, в том числе на пожаротушение. Подключаемая нагрузка должна устанавливать соответствие баланса водопотребления назначению объекта (пункт 91 Правил N 644).
Суд первой инстанции верно отметил, что нагрузка на пожаротушение не является подключаемой нагрузкой. В соответствии с подпунктом "ж" пункта 95 Правил N 644 нагрузка на пожаротушение является расчётной и условной величиной. При этом необходимость в ней появляется при определённых условиях - при пожаре; нагрузка на пожаротушение измеряется в иных единицах - литрах в секунду; эта нагрузка не используется постоянно; свободная мощность, которая на момент подключения в сети уже имеется, обеспечивает возможность подачи необходимого объёма воды под повышенным давлением и позволяет обеспечить необходимую нагрузку при возникновении пожара (свободная мощность проверяется исполнительным органом государственной власти).
В свою очередь, подключаемая нагрузка является постоянной величиной, которая необходима абоненту в хозяйственной деятельности в соответствии с назначением объекта. Именно эта суточная нагрузка должна участвовать в определении платы за подключение.
Следовательно, вода, используемая на тушение пожара, не подлежит оплате, её подача в необходимом объёме (в соответствии с расчётными данными, которые указываются заявителем в документах на подключение) является обязанностью организации водопроводно-канализационного хозяйства. Поэтому плата за подключение к сетям водоснабжения также не должна включать в себя нагрузку на цели пожаротушения.
В соответствии с пунктами 74, 75 Положения о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, утверждённого постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2012 N 128-пп, Министерство ТЭК и ЖКХ уполномочено проводить анализ необходимости реконструкции и строительства новых сетей водоснабжения.
Как установлено судом первой инстанции, МУП "Водоканал" не обращалось в Министерство ТЭК и ЖКХ с заявлением о включении дополнительных мероприятий, связанных с подключением объекта капитального строительства, принадлежащего обществу.
В письме от 06.10.2017 N 203/07-17/8572 Министерство ТЭК и ЖКХ на запрос агентства сообщило, что возможность подключения спорного объекта к существующей водопроводной сети имеется, пропускная способность водопровода Ду 530 мм составляет 1137,6 куб. м в час, водопровода Ду 150 мм - 106,2 куб. м в час.
Таким образом, Министерство ТЭК и ЖКХ подтвердило отсутствие необходимости в проведении мероприятий, связанных с расширением мощности (пропускной способности) существующей централизованной системы водоснабжения.
В данном случае предприятие, заявляя о необходимости установить плату за подключение индивидуально, в силу положений Закона N 416-ФЗ должно представить агентству информацию о затратах на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства абонента (сметная стоимость таких работ).
Вместе с тем такая информация ни агентству, ни суду не представлена.
В материалы дела предъявлена утверждённая Министерством ТЭК и ЖКХ инвестиционная программа МУП "Водоканал" "Развитие систем водоснабжения и водоотведения города Архангельска на 2015-2019 годы", из которой следует, что спорный объект не включен в перечень строящихся и реконструируемых объектов. Доказательств того, что предприятие обращалось в Министерство ТЭК И ЖКХ с заявлением о включении дополнительных мероприятий, связанных с подключением спорного объекта капитального строительства, в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно установил, что заявитель не подтвердил необходимость осуществления мероприятий, связанных с увеличением мощности (пропускной способности) существующей системы централизованного водоснабжения в связи с подключением (технологическим присоединением) спорного объекта.
На основании изложенного суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что агентство законно и обоснованно исключило из расчёта платы нагрузку на нужды пожаротушения в размере 432,00 куб. м в сутки (или 18,00 куб. м в час), в связи с этим законно и обоснованно отказало предприятию в установлении в индивидуальном порядке платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения объекта капитального строительства "Инвестиционный проект "Выставочный центр "Норд-Экспо", расположенного по адресу: г. Архангельск, территориальный округ Майская горка по ул. Дачной.
Указанные действия агентства соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому основания для удовлетворения заявления отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и предоставленной ранее заявителю отсрочкой уплаты государственной пошлины последняя подлежит взысканию с общества в федеральный бюджет в размере 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 апреля 2018 года по делу N А05-17363/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900510709, ИНН 2901012238; место нахождения: 163002, Архангельская область, город Архангельск, улица Касаткиной, дом 9) в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 1 500 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.