Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 мая 2018 г. N Ф01-1742/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
30 января 2018 г. |
Дело N А79-10734/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2018.
Полный текст постановления изготовлен 30.01.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Камал" (ИНН 2129056388, ОГРН 1052128004169) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 07.11.2017 по делу N А79-10734/2016, принятое судьей Борисовым Д.В. по заявлению акционерного общества "Камал" о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары от 01.09.2016 N 15-11/200.
В судебном заседании приняли участие представители: акционерного общества "Камал" - Максимов Е.В. по доверенности от 07.11.2016;
Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары - Полубарьева О.В. по доверенности от 15.01.2018 N 05-1-19/51, Михайлов К.Г. по доверенности от 09.01.2018 N 05-1-19/05.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган) в отношении акционерного общества "Камал" (далее - Общество, АО "Камал", налогоплательщик) проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на добавленную стоимость, транспортного налога, земельного налога, водного налога, единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, правильности исполнения обязанностей налогового агента по удержанию, полноты исчисления и своевременности перечисления удержанных сумм налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
Результаты проверки зафиксированы в акте выездной налоговой проверки от 23.05.2016 N 15-11/78.
Инспекцией по результатам рассмотрения материалов проверки 01.09.2016 вынесено решение N 15-11/200 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в виде штрафа в размере 63 331 руб., за неуплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в виде штрафа в размере 43 313 руб.
Данным решением Обществу предложено уплатить НДС в сумме 3 650 711 руб., единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2012 год в сумме 2 165 680 руб., начислены пени по НДС в размере 998 312 руб. 73 коп., по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 725 437 руб. 45 коп., пени за несвоевременное перечисление удержанных сумм налога на доходы физических лиц в сумме 122 руб. 30 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 20.10.2016 N 308 решение налогового органа оставлено без изменения.
Налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании названного решения Инспекции недействительным в части начисления 3 650 711 руб. недоимки по НДС, 998 312 руб. 73 коп. пеней, 2 165 680 руб. единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, 725 437 руб. 45 коп. пеней по этому налогу, привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 63 331 руб., за неполную уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в виде штрафа в размере 43 313 руб.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии решением от 07.11.2017 заявленное требование частично удовлетворил: решение Инспекции признал недействительным в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 19 801 руб., предложения уплатить НДС в сумме 1 091 245 руб., начисления пеней в сумме 316 971 руб. 28 коп. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Дополнительным решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 28.11.2017 решение Инспекции от 01.09.2016 N 15-11/200 признано недействительным в части начисления пеней по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 443 324 руб. 01 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просило отменить судебный акт в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным решения Инспекции от 01.09.2016 N 15-11/200.
По мнению налогоплательщика, суммы, поступившие от собственников помещений в счет потребленных энергоресурсов, не являются выручкой Общества и не могут быть включены в базу для начисления налога по упрощенной системе налогообложения. Общество отмечает, что Общество не может пользоваться средствами, поступившими на его счет за потребленные собственниками помещений энергоресурсы. Как полагает заявитель жалобы, договор на управление с собственниками помещений содержит элементы агентского договора.
Общество обратило внимание, что экономическая выгода им не получена от перечисленных на его счет денежных средств в качестве субсидий (льгот) в рамках программ по предоставлению отдельным категориям населения мер социальной поддержки.
Налогоплательщик полагает, что полученные им средства на текущий ремонт общего имущества (в части причитающейся подрядчикам) не является выручкой Общества на основании поппункта14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Аналогично заявитель апелляционной жалобы считает, что средства, поступившие за аренду жилья по договорам социального найма, не являются выручкой, а являются доходом администрации г.Чебоксары. Общество лишь безвозмездно оказывало услугу по приему и перечислению в бюджет платы.
В отношении полученного банками и операторами по приему платежей вознаграждения за перечисление денежных средств в оплату жилищно-коммунальных услуг налогоплательщик также считает, что данные суммы не является выручкой Общества.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, налоговым органом не приведен обоснованный расчет, подтверждающий стоимость выполненных работ собственными силами Общества. В отношении НДС за 4 квартал 2012 года и за 4 квартал 2014 года должны быть применены подпункты 29, 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Кроме того, Общество просит снизить штрафы до 1000 руб. по каждому налогу.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал довод, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Инспекции в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, не возразили против проверки законности судебного акта в пределах апелляционной жалобы Общества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнении к ней, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 346.12 НК РФ плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, предусмотренном главой 26.2 названного Кодекса.
В силу пунктом 1 статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком (пункт 2 статьи 346.14 Кодекса).
На основании пункта 1 статьи 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 1 статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.
В соответствии со статьей 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
В пункте 1.1 статьи 346.15 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиком при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Согласно пункту 4 статьи 346.13 НК РФ если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, превысили 60 миллионов рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
Общество с 01.01.2007 являлось плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), с объектом налогообложения "доходы".
Налоговый орган по результатам проверки пришел к выводу, что Обществом неправомерно не включена в налоговую базу за 2012 год поступившая от абонентов (собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества) выручка от реализации коммунальных услуг в сумме 56 510 332 руб.
С учетом данного обстоятельства налоговый орган посчитал, что выручка Общества превысила 60 000 000 рублей в октябре 2012 года, в связи с чем оно считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения, начиная с 4 квартала 2012 года.
Обществу доначислен налог по УСН за 9 месяцев 2012 года в сумме 2 165 680 руб., а также налоги по общей системе налогообложения за период с октября 2012 года по декабрь 2014 года, в том числе НДС в сумме 3 650 711 руб.
Как установлено судом первой инстанции материалам дела, Общество в проверяемый период осуществляло деятельность по управлению и обслуживанию жилых домов, расположенных в г. Чебоксары, ул. Гражданская, дома N N 101,101/1, 109/1,113,117, 119,119/1; г. Чебоксары, бульвар Миттова, дома N N 2 (обслуживался до 2013 года), 3/2, 4 (обслуживается с 2014 года), 5, 5/1, 6, 7/1, 10, 11, 12, 13, 13а, 14, 16, 18, 18/1, 21, 25, 25/1, 27.
Управление многоквартирными домами АО "Камал" осуществляло на основании заключенных договоров на управление многоквартирным домом (типовых).
По условиям договоров управления Общество как управляющая компания обязалась оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений обслуживаемых домов и пользующимся в этом доме иным лицам, осуществляющим иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирными домами.
Обществом заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями на приобретение энергоресурсов для предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества, в том числе: договор энергоснабжения (электрическая энергия) от 01.12.2009 N 30-01/3506-804 с открытым акционерным обществом "Чувашская энергосбытовая компания", договор на снабжение тепловой энергией от 01.01.2014 N 3739 с обществом с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии", договор на отпуск воды и прием сточных вод от 01.01.2010 N 2347 с открытым акционерным обществом "Водоканал".
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
Собственники жилых помещений перечисляют управляющей организации плату за коммунальные услуги, в том числе за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (пункты 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На управляющую компанию возложены функции координатора и исполнителя работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также ответственность за качество предоставляемых потребителям коммунальных услуг.
В спорный период (2012 - 2014 годы) отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулировались Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Пункт 6 Правил N 354, признающий утрачивающим силу постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, вступил в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 258, то есть с 1 сентября 2012 года.
Указанными Правилами установлен порядок определения объема (количества) тепловой энергии, использованной на цели отопления в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 54 Правил N 354).
Пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил N 307 (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01.07.2016.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем может быть, в том числе, и управляющая организация, на которой лежат обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества перед всеми потребителями (пункт 5 Правил N 307).
В обязанности исполнителя коммунальных услуг входит заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельное производство коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям (подпункт "в" пункта 49 Правил N 307).
Согласно пункту 3 Правил N 307 ресурсоснабжающая организация осуществляет продажу коммунальных ресурсов управляющей компании. В случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг (пункты 3, 49 Правил N 307).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 49 Правил N 307 исполнитель коммунальных услуг обязан обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора.
Согласно абзацу 7 пункта 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям (абзац 1 пункта 13 Правил N 354).
Согласно пунктам 13, 54 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается лицом, осуществляющим управление общим имуществом многоквартирного дома, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу пункта 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Исходя из системного толкования пункта 14 Правил N 354, управляющая компания обязана предоставлять потребителям коммунальные услуги с момента поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся с ресурсоснабжающей организацией отношений по поставке коммунального ресурса.
Согласно формулировке раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация предоставляет коммунальные услуги. Согласно определению, приведенному в пункте 2 Правил N 354, ресурсоснабжающая организация осуществляет продажу коммунальных ресурсов управляющей компании.
В соответствии с пунктом 31 названных Правил исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Управляющая организация как абонент приобретает по договору энергоснабжения коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающей организации и предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений. В рамках договора энергоснабжения, заключенного между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией, отсутствует условие о выплате абоненту вознаграждения. Абонент обязан оплачивать полную стоимость коммунального ресурса и не вправе требовать вознаграждения за внесение платы.
Отсутствие самостоятельного экономического интереса и особые правоотношения с ресурсоснабжающей организацией (расчеты по тарифам для населения, особый порядок определения объема коммунального ресурса при отсутствии общедомовых приборов учета, льготный порядок ограничения и прекращения подачи коммунального ресурса), обусловлены целями приобретения коммунальных ресурсов. Обязанность предоставления коммунальных услуг определена для управляющей организации законом в дополнение к деятельности по содержанию и ремонту общего имущества: устраниться от оказания коммунальных услуг (даже путем заключения договора на посреднических условиях) управляющая организация не вправе.
Отсутствие добавленной стоимости при предоставлении коммунальных услуг управляющей организацией обусловлено целью - обеспечить равные условия получения коммунальных услуг всеми категориями потребителей, независимо от выбранного способа управления многоквартирным домом.
Поскольку в отношении договора управления действует специальный режим правового регулирования, довод налогоплательщика о том, что указанный договор является по своей правовой природе агентским, обоснованно не принят судом первой инстанции во внимание.
Таким образом, оплата собственниками жилых помещений оказываемых им в рамках договора управления услуг, в том числе коммунальных, является доходом Общества, подлежащим включению в налоговую базу при исчислении единого налога по УСН и налога на прибыль организаций.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на изменение редакции статьи 346.15 НК РФ признана судом несостоятельной, так как данные изменения вступили в силу с 01.01.2018 и не распространяются на порядок исчисления налога по УСН за 2012 года.
При определении величины доходов от деятельности Общества за 2012 год налоговым органом учитывалось поступление денежных средств от собственников многоквартирных домов в кассу организации и на расчетный счет (анализ счетов 50 "касса" и 51 "расчетный счет") (таблица 3 на странице 20 решения Инспекции от 01.09.2016 N 15-11/299).
При этом налоговым органом не учитывались денежные средства, отраженные на счете 86 "целевое финансирование" (где Общество отражало поступление денежных средств в качестве субсидий (льгот) в рамках программ по предоставлению отдельным категориям населения мер социальной поддержки, а также денежных средств за аренду жилья по договорам социального найма). На этом основании подлежат отклонению как несостоятельные доводы заявителя апелляционной жалобы относительно включению в выручку при исчислении УСН за 2012 год денежных средств, поступивших в качестве субсидий (льгот) и за аренду жилья по договорам социального найма.
Аналогично вознаграждение, полученное банками и операторами по приему платежей за перечисление денежных средств физических лиц в оплату жилищно-коммунальных услуг, не учитывалось налоговым органом при определении дохода от деятельности Общества за 2012 год.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования, поименованным в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, относится имущество в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, а также на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищного кодекса Российской Федерации, на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Из данной нормы следует, что указанные средства собственников, поступающие на счет управляющей компании, относятся к средствам целевого финансирования при условии, что управляющая компания за счет данных средств осуществляет только финансирование ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Поскольку в рассматриваемом случае Общество, как управляющая компания выступает в качестве непосредственного исполнителя таких работ, то средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступившие на счет управляющей компании, являются платой за выполнение этих работ и учитываются в составе выручки от реализации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно счел, что налоговый орган правомерно исходил из признания денежных средств, поступивших на счет Общества от собственников помещений за оказанные им услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, доходом управляющей компании, включаемым по правилам пункта 1 статьи 346.17 НК РФ в налогооблагаемую базу по УСН.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров, результатов выполненных работ, оказание услуг по соглашению о представлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Подпункт 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ устанавливает, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищностроительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги), реализация работ (услуг) по выполнению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с ЖК РФ, а также органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями в случаях, предусмотренных ЖК РФ.
Согласно пункта 2 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров, работ, услуг определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров, работ, услуг, полученных им в денежной и (или) натуральной формах.
На основании пункта 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров, работ, услуг определяется как стоимость этих товаров, работ, услуг, исчисленных исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса.
С учетом положений статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг) как соответствующая налоговой ставке процентная доля, указанных в пункте 1 статьи 168 Кодекса, цен (тарифов). В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
Как следует из решения Инспекции от 01.09.2016 N 15-11/200, в целях определения налоговой базы по НДС налоговым органом учтены операции по оказанию услуг по обслуживанию жилищного фонда, оказанию прочих услуг, по аренде нежилых помещений, текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов (за минусом стоимости текущего ремонта, выполненного сторонними организациями), что нашло отражение в таблице 11 на странице 31 решения Инспекции от 01.09.2016 N 15-11/200.
Таким образом, стоимость приобретения Обществом у сторонних организаций работ (услуг) по текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах не включена налоговым органом в налоговую базу для исчисления НДС, в связи с чем ссылка заявителя апелляционной жалобы на подпункты 29, 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ подлежит отклонению.
Расчет налоговых обязательств по НДС произведен налоговым органом на основании анализа главной книги, оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 20, 60, 76, 86, 90.1, 91.1, договоров подряда, заключенных Обществом со сторонними организациями и первичных документов.
Одновременно суд первой инстанции пришёл к выводу о необходимости применения налоговых вычетов по НДС. В данной части выводы суда первой инстанции не обжалуются.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что Инспекцией правомерно определена налоговая база по НДС стоимость за период с 4 квартал 2012 года по 4 квартал 2014 года в сумме 19 207 101 руб. 37 коп., в том числе от реализации работ (услуг), выполненных собственными силами, в размере 18 515 754 руб. 71 коп.; от сдачи в аренду нежилых помещений в сумме 1 682 364 руб. 84 коп. и от реализации материалов (основных средств) в сумме 83 610 руб. 37 руб.
Назначенный Обществу размер штрафа суд первой инстанции посчитал соразмеренным тяжести совершенного правонарушения. Суд первой инстанции не счел возможным дополнительно снизить размер штрафа ввиду отсутствия иных, не учтенных Инспекцией смягчающих ответственность обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки вывода суда первой инстанции в этой части.
Апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на налогоплательщика.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 07.11.2017 по делу N А79-10734/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Камал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.