город Ростов-на-Дону |
|
02 февраля 2018 г. |
дело N А32-23146/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Емельянова Д.В.,
судей Н.В. Шимбаревой, А.Н. Стрекачёва,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колпаковым В.Н.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Статус": представителя Манагарова А.В. по доверенности от 09.01.2018,
от Инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по г. Краснодару: представителя Макиевской И.В. по доверенности 26.01.2018, представителя Татулян С.Б. по доверенности от 04.07.2016, представителя Постол Н.М. по доверенности от 09.04.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по г. Краснодару
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.10.2015 по делу N А32-23146/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Статус"
ИНН 2311113385, ОГРН 1082311008691)
к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару о признании недействительными решения N41410 от 07.07.2014 в части,
принятое в составе судьи Руденко Ф.Г.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Статус" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения N 41410 от 07.07.2014 в части доначисления земельного налога в сумме 64 172 331 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафов (с учетом уточнения заявленных требований и отказа от остальной части иска, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2015 по делу N А32-23146/2015 признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару N 41410 от 07.07.2014 в части доначисления ООО "Статус" 64 172 331 руб. земельного налога, а также соответствующих сумм пени и штрафов.
Не согласившись с решением суда от 27.10.2015 по делу N А32-23146/2015 Инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что обжалуемое решение является незаконным и необоснованным, поскольку вынесено в отсутствие окончательных судебных актов по гражданским делам, в рамках которых рассматриваются исковые заявления к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об исправлении кадастровой ошибки и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости. По мнению налогового органа, ФГБУ "ФКП Росреестра" никаких ошибок не допущено, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2015 по делу N А32-23146/2015 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Инспекции федеральной налоговой службы России N 4 по г. Краснодару поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИФНС России N 4 по г. Краснодару проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации "Налоговая декларация по земельному налогу" ООО "Статус" за 2013 год, регистрационный номер 31275726.
По результатам проверки составлен акт от 19.05.2014 N 58121, заместителем начальника Инспекции принято решение от 07.07.2014 N 41410 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 15 169 543,20 руб. согласно п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других - неправомерных действий, начислены пени в сумме 2 628 123,36 руб., предложено уплатить сумму неуплаченного земельного налога в размере 86 334 240 рублей.
Всего, согласно вышеуказанному решению, заявителю предложено уплатить сумму в размере 104 131 906,56 рулей.
Основанием для вынесения решения явилось следующее:
Общество, имея в собственности 79 земельных участков, в нарушение ст. 391 НК РФ, исчислило земельный налог за 2013 год только по 27 земельным участкам, из которых по 18 участкам необоснованно занижена кадастровая стоимость. В результате сумма налога на землю за 2013 год, подлежащая уплате в бюджет, занижена обществом на 86 334 240 рублей.
Решением УФНС России по Краснодарскому краю N 21-12-902 от 01.10.2015 апелляционная жалоба на решение ИФНС России N4 по г. Краснодару от 07.07.2015 N 41410 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения.
В последующем, решениями Ленинского районного суда г. Краснодара от 11.03.2015 по делам N 2-3549/15, N 2-3558/2015 по искам Гуркова А.В. было установлено, что органом кадастрового учета были допущены технические ошибки в указании кадастровой стоимости земельных участков, собственником которых в 2013 году являлось общество, и в отношении которых оспариваемым решением налогового органа был начислен налог.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 11.03.2015 по делу N 2-3558/2015 суд обязал Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю" исправить ошибки в государственном кадастре недвижимости, путем установления с 30.03.2012 иной кадастровой стоимости, в том числе, в отношении 44 (сорока четырех) земельных участков, в отношении которых оспариваемым решением налогового органа был начислен налог, а именно:
п/п |
Кадастровый номер |
Исправленная кадастровая стоимость с 30.03.2012 |
1 |
23:43:0106012:574 |
230 600 000р. (с учетом определения от 06.04.2015) |
2 |
23:43:0106012:575 |
262 800 000р. |
3 |
23:43:0106012:576 |
26 300 000р. |
4 |
23:43:0106012:577 |
144 000 000р. |
5 |
23:43:0106012:578 |
20 700 000р. |
6 |
23:43:0106012:579 |
58 700 000р. |
7 |
23:43:0106012:581 |
50 100 000р. |
8 |
23:43:0106012:584 |
17 800 000р. |
9 |
23:43:0106012:586 |
47 100 000р. |
10 |
23:43:0106012:587 |
235 400 000р. |
11 |
23:43:0106012:588 |
31 700 000р. |
12 |
23:43:0106012:589 |
62 100 000р. |
13 |
23:43:0106012:591 |
137 900 000р. |
14 |
23:43:0106012:592 |
46 200 000р. |
15 |
23:43:0106012:593 |
235 400 000р. |
16 |
23:43:0106012:594 |
267 400 000р. |
17 |
23:43:0106012:595 |
20 700 000р. |
18 |
23:43:0106012:597 |
59 200 000р. |
19 |
23:43:0106012:598 |
20 600 000р. |
20 |
23:43:0106012:599 |
202 300 000р. |
21 |
23:43:0106012:600 |
22 100 000р. |
22 |
23:43:0106012:602 |
59 300 000р. |
23 |
23:43:0106012:603 |
93 000 000р. |
24 |
23:43:0106012:606 |
55 000 000р. |
25 |
23:43:0106012:609 |
20 900 000р. |
26 |
23:43:0106012:612 |
21 000 000р. |
27 |
23:43:0106012:613 |
54 800 000р. |
28 |
23:43:0106012:614 |
19 300 000р. |
29 |
23:43:0106012:615 |
213 800 000р. |
30 |
23:43:0106012:616 |
38 400 000р. |
31 |
23:43:0106012:617 |
157 500 000р. |
32 |
23:43:0106012:618 |
175 100 000р. |
33 |
23:43:0106012:620 |
55 900 000р. |
34 |
23:43:0106012:621 |
55 400 000р. |
35 |
23:43:0106012:622 |
58 800 000р. |
36 |
23:43:0106012:623 |
175 100 000р. |
37 |
23:43:0106012:624 |
30 000 000р. |
38 |
23:43:0106012:625 |
176 800 000р. |
39 |
23:43:0106012:626 |
195 400 000р. |
40 |
23:43:0106012:628 |
13 900 000р. |
41 |
23:43:0106012:629 |
55 500 000р. |
42 |
23:43:0106012:630 |
28 600 000р. |
43 |
23:43:0106012:631 |
218 900 000р. |
44 |
23:43:0106012:633 |
66 800 000р. |
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 11.03.2015 по делу N 2-3549/15 суд обязал Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю" исправить ошибки в государственном кадастре недвижимости, путем установления с 13.03.2013 иной кадастровой стоимости, в том числе, в отношении 16 (шестнадцати) земельных участков, в отношении которых оспариваемым решением налогового органа был начислен налог, а именно:
п/п |
Кадастровый номер |
Исправленная кадастровая стоимость с 13.03.2013 (руб.) |
1 |
23:43:0106012:811 |
11 215 000 |
2 |
23:43:0106012:812 |
15 922 000 |
3 |
23:43:0106012:813 |
11 215 000 |
4 |
23:43:0106012:814 |
11 215 000 |
5 |
23:43:0106012:815 |
11 215 000 |
6 |
23:43:0106012:816 |
11 215 000 |
7 |
23:43:0106012:817 |
11 215 000 |
8 |
23:43:0106012:819 |
11 215 000 |
9 |
23:43:0106012:820 |
11 215 000 |
10 |
23:43:0106012:821 |
11 215 000 |
11 |
23:43:0106012:822 |
11 215 000 |
12 |
23:43:0106012:823 |
11 215 000 |
13 |
23:43:0106012:824 |
17 629 000 |
14 |
23:43:0106012:825 |
11 215 000 |
15 |
23:43:0106012:826 |
11 215 000 |
16 |
23:43:0106012:827 |
11 215 000 |
Принятие указанных решений Ленинского районного суда г. Краснодара от 11.03.2015, послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании решения ИФНС России N 4 по г. Краснодару от 07.07.2015 N 41410 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" незаконным в части доначисления земельного налога в сумме 64 172 331 рублей, а так же соответствующих сумм пени и штрафов.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из представленных в материалы дела свидетельств о государственной регистрации права, в 2013 году заявитель на основании договоров купли-продажи от 30.09.2011 являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0106012:574 - 23:43:0106012:634. В результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами N 23:43:0106012:611, 23:43:0106012:619 и 23:43:0106012:627 на основании решений о разделе земельных участков N 1, N 2, N 3 от 01.04.2013 заявитель стал собственником земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0106012:811 - 23:43:0106012:827.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункты 1 и 3 статьи 393, пункт 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами:
23:43:0106012:574 - 23:43:0106012:579, 23:43:0106012:581, 23:43:0106012:584, 23:43:0106012:586 - 23:43:0106012:589, 23:43:0106012:591 - 23:43:0106012:595, 23:43:0106012:597 - 23:43:0106012:600, 23:43:0106012:602, 23:43:0106012:605, 23:43:0106012:608, 23:43:0106012:609, 23:43:0106012:612 - 23:43:0106012:618, 23:43:0106012:620 - 23:43:0106012:626, 23:43:0106012:628 - 23:43:0106012:631, 23:43:0106012:633, 23:43:0106012:81 - 23:43:0106012:827, примененная налоговым органом при расчете суммы земельного налога в оспариваемом решении, не соответствует информации из государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков, содержащейся в письмах Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю N 11107/0110 от 06.08.2015, N 11108/0110 от 06.08.2015, N 13205/01-10 от 14.09.2015.
По ходатайству ООО "Статус" и инспекции, определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 производство по настоящей апелляционной жалобе было приостановлено до результатов рассмотрения апелляционной жалобы на решения Ленинского районного суда г. Краснодара от 11.03.2015.
Определениями Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24.01.2017 по делу N 33-449/2016, и от 19.09.2017 по делу N 33-3/2017 и N 33-4/2017 решения Ленинского районного суда г. Краснодара от 11.03.2015 по делам N 2-3558/2015, N 2-3560/2015 и N 2-3549/15 соответственно оставлены без изменения.
Согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
В данном случае указанными судебными актами суд обязал исправить ошибку в определении кадастровой стоимости земельных участков, а не установил кадастровую стоимость земельных участков, равную рыночной.
Статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции N 17 от 08.12.2011 (далее - Закон N 221-ФЗ) предусмотрена возможность исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 названной статьи ошибками в государственном кадастре недвижимости является, в том числе воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
В силу части 2 статьи 28 Закона N 221-ФЗ техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
С учетом положений статей 23, 390, 391 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в размере, соответствующем налоговой базе и налоговой ставке. При этом размер земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, должен соответствовать действительным налоговым обязательствам, а не зависеть от ошибок при определении его элементов.
Однако действующее до 22.07.2014 законодательство не предусматривало возможности ретроспективного пересмотра кадастровой стоимости земельного участка.
С целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости, Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ (вступил в законную силу с 22.07.2014) внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в том числе изменена редакция статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ.
Так, в силу абзаца 5 статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) в случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
Согласно новой правовой норме, вступившей в силу с 01.01.2015, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.
При этом правовая норма, предусматривающая возможность учета сведений о кадастровой стоимости при исправлении технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, введена в пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ.
Так, в соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Из положений пункта 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Между тем внесенные изменения в пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в этой части не устраняют и не смягчают налоговую ответственность, равно как и не устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков.
В данном случае новая правовая норма направлена на регламентацию порядка определения налоговой базы по земельному налогу при исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Принимая во внимание, что основанием для исправления ошибки послужили решения Ленинского районного суда г. Краснодара от 11.03.2015 по делу N 2-3558/2015, от 11.03.2015 по делу N 2-3549/15 и от 11.03.2015 по делу N 2-3560/2015, вступившие в законную силу 24.01.2017, 19.09.2017 и 19.01.2017 соответственно, подлежат применению положения о порядке определения налоговой базы, с учетом изменений, внесенных в Закон N 135-ФЗ и НК РФ.
Кроме того, определением от 09.02.2017 N 212-О Конституционный Суд Российской Федерации при выявлении конституционного смысла положений п. 1 ст. 391 НК РФ с учетом изменений, внесенных в указанную норму права федеральными законами от 04.10.2014 N 284-ФЗ и от 30.11.2016 N 401-ФЗ сделал вывод о том, что применение кадастровой стоимости земельного участка, исправленной в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка, не относиться к тем случаям, когда исправленная кадастровая стоимость подлежит применению налогоплательщиком только со следующего налогового периода.
Аналогичная правовая позиция, предусматривающая применение новой кадастровой стоимости в любой момент в течение налогового периода, в зависимости от вступления в законную силу решения суда, послужившего основанием для изменения кадастровой стоимости, изложена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 15.05.2017 по делу N А07-21408/2015, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.10.2017 по делу N А44-774/2017.
При указанных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы налогового органа о том, что кадастровая стоимость, установленная решением суда от 11.03.2015 по делу N 2-3549/15 с 13.03.2013 подлежит применению только со следующего налогового периода являются ошибочными, поскольку как указано выше, в данном случае судебным актами установлены ошибки в определении кадастровой стоимости земельных участков, а не установление кадастровой стоимости равной рыночной.
С учетом изложенного, налоговым органом в ходе производства по апелляционной жалобе был представлен расчет, согласно которому подлежащая уплате сумма земельного налога за 2013 год в отношении 79 земельных участков составила 26 269 268 рублей.
При этом налоговый орган указал, что решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 11.03.2015 по делу N 2-3558/15 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0106012:574 определена в размере 260 000 000 руб., в то время как налогоплательщиком в расчетах по данному земельному участку использована кадастровая стоимость 230 600 000 руб. Кроме того, кадастровая стоимость участков с кадастровыми номерами 23:43:0106012:610 и 23:43:0106012:810 решениями Ленинского районного суда г. Краснодара от 11.03.2015 не определена, в связи с чем стоимость указанных участков в соответствии с данными, поступившими из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, составляет 708 610 284 руб. и 109 718 550 руб., соответственно.
ООО "Статус" в материалы дела представлен уточненный расчет, в соответствии с которым подлежащая уплате сумма земельного налога за 2013 год в отношении 79 земельных участков составила 26 181 044 руб. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0106012:610 и 23:43:0106012:810 сумма земельного налога подлежащая уплате определена исходя из кадастровой стоимости земельных участков 708 610 284 руб. и 109 718 550 руб., соответственно.
При этом ООО "Статус" представило в материалы дела определение Ленинского районного суда г. Краснодара от 06.04.2015, которым исправлена описка, допущенная в решении Ленинского районного суда г. Краснодара от 11.03.2015 при указании кадастровой стоимости земельного участка категории: земли населенных пунктов - для строительства среднеэтажной застройки площадью 69141 кв.м. кадастровый номер 23:43:0106012:574. В соответствии с указанным определением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0106012:574 составила 230 600 000 руб.
Представленный расчет проверен судебной коллегией и признан верным.
Как установлено судом, согласно представленной ООО "Статус" 03.02.2014 в налоговый орган декларации по земельному налогу за 2013 год, земельный налог за 2013 год составил 2 014 481 руб.
Таким образом, учитывая проверенный судом расчет земельного налога ООО "Статус" за 2013 год, доначислению заявителю подлежал земельный налог в сумме 24 166 563 рублей. Исходя из этого доначисление налоговым органом заявителю земельного налога в сумме 62 167 677 руб. является необоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Учитывая, что сумма задекларированного заявителем земельного налога за 2013 год являлась заниженной на момент проведения выездной налоговой проверки, заявитель правомерно привлечен налоговым органом к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Однако, размер штрафа за совершение заявителем налогового правонарушения подлежал исчислению исходя из доначисления земельного налога в сумме 24 166 563 рублей и составил 24 166 563 х 20% = 4 833 312,6 руб.
Исходя из изложенного, несмотря на то, что на момент принятия оспариваемого решения налоговым органом использовалась имеющаяся в его распоряжении информация о кадастровой стоимости земельных участков ООО "Статус", исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные заявителем в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной пришел к выводу о доказанности совокупности предусмотренных статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару N 41410 от 07.07.2014 в указанной части недействительным.
Поскольку при принятии решения от 27.10.2015 по делу N А32-23146/2015 суд первой инстанции пришел к выводам, не соответствующим установленным по делу обстоятельствам, обжалованный судебный акт подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2015 по делу N А32-23146/2015 изменить в части признания недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару N 41410 от 07.07.2014, изложив ее в следующей редакции:
"Признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару N 41410 от 07.07.2014 в части доначисления обществу с ограниченной ответственностью "Статус" 62 167 677 рублей земельного налога, а также соответствующих сумм пени и штрафов".
В остальной обжалуемой части судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Емельянов |
Судьи |
Н.В. Шимбарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.