г. Москва |
|
01 февраля 2018 г. |
Дело N А40-6873/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи Сазоновой Е.А.
Судей: А.М. Елоева, Л.А. Яремчук,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Р.А. Сасюком,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.10.2017 г.
по делу N А40-6873/17, принятое судьей Лакоба Ю.Ю. (шифр судьи 39-89)
по иску Акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (ОГРН 1067847492888, 197022, г. Санкт-Петербург, ул. Инструментальная, д. 3, литер П)
к 1.Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1);
2.Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (ОГРН 1127746460885, 103132, г. Москва, ул. Ильинка, д. 21)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Мягков С.Г. по доверенности от 27.12.2017,
от ответчика 1: Шиляев А.С. по доверенности от 10.03.2017,
от ответчика 2: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Акционерное общество "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Труда и Социальной защиты Российской Федерации о взыскании убытков, возникших от перевозки в 2013 году граждан льготных категорий, в сумме 400 697 011,90 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 октября 2017 года по делу N А40-6873/17 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика 1 в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя ответчика 2, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" является пригородной пассажирской компанией, осуществляющей согласно выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта лицензии сер. ППБ N 7803352 от 12 сентября 2011 года деятельность по перевозке на платной основе пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории ряда субъектов России и в 2013 году ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (Исполнитель по Госконтракту) осуществляло перевозку граждан - получателей социальной услуги - без оплаты последними стоимости проезда и без ограничения числа поездок и маршрута следования.
По условиям Госконтракта Заказчик обязался принимать и оплачивать оказанные Исполнителем услуги по перевозке названных граждан исходя из ежемесячно представлявшихся последним актов о выполнении обязательств и счетов за услуги на сумму, равную одной двенадцатой цены Госконтракта. Кроме того, ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" вело отдельный финансовый и статистический учёт проезда граждан - получателей социальной услуги (федеральных льготников) - по формам приложений N N 3 и 4 к Госконтракту и также ежемесячно представляло их Заказчику. При этом изначально цена Госконтракта составляла 690 946 014,00 руб.
Поскольку в силу ст. 426 ГК РФ (п. 3) ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" как перевозчик не имело права отказывать в предоставлении услуги по перевозке граждан - получателей социальной услуги, фактически расходы на перевозку федеральных льготников в период действия Госконтракта оказались больше запланированного. В результате в дальнейшем (в соответствии с дополнительным соглашением от 4 декабря 2013 г. N 2 цена Госконтракта была увеличена до 744 355 906,00 руб., которая была выплачена перевозчику в полном объеме.
Вместе с тем по итогам 2012 Перевозчик года выяснил, что и этой суммы недостаточно для покрытия в полном объёме потерь ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания", возникших от перевозки граждан - получателей социальной услуги, так как в 2013 году было оказано услуг по перевозке федеральных льготников на общую сумму 1 145 052 917,90 руб., в связи с чем размер невозмещенных потерь в дохода истца за 2013 год составил 400 697 011,90 рублей.
Истец ссылается на то, что объем оказанных услуг в 2013 году подтверждается данными автоматизированной системы продажи билетов АС "Экспресс", которая используется для оформления билетов, а факт продажи билета может быть подтвержден распечаткой из АС "Экспресс, куда вносятся данные в том числе о коде льготы, виде билета, маршруте и стоимости поездки.
Истец указывает на то что, потери ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" от перевозок федеральных льготников должны быть возмещены в полном объёме, что вытекает из требований действующего законодательства РФ, в том числе ст. 790 ГК РФ и ст. 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции, оценив в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении иска.
В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1993 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (Федеральный закон N 178-ФЗ) лица, относящиеся к указанным в статье 6.2 данного Федерального закона категориям граждан, имеют право на получение набора социальных услуг, в который включен бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте.
Организация предоставления услуги по перевозке граждан - получателей социальной услуги железнодорожным транспортом в пригородном сообщении осуществлялась Минтрудом России (далее также - Министерство) в соответствии с Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.
Согласно пункту 12 Правил средства на предоставление гражданам проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения направляются на оплату этой услуги организациям, осуществляющим перевозку граждан на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении, по перечню согласно приложению N 1, заключившим с Министерством в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", государственные контракты в соответствии с примерной формой согласно приложению N 2.
В Перечень организаций, осуществляющих перевозку граждан на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении (приложение N 1 к Правилам) включено ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания".
В соответствии с Приложением N 2 к Правилам, которым установлена Примерная форма государственного контракта на оказание услуги по перевозке граждан - получателей социальной услуги железнодорожным транспортом в пригородном сообщении между Минтрудом России и ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" был заключен Государственный контракт от 31 января 2013 года N 13-К-12-Т-30 (Госконтракт).
Подпунктом 1 пункта 10 Госконтракта в полном соответствии с примерной формой предусмотрено, что ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" обязуется обеспечить перевозку граждан - получателей социальной услуги без взимания с них платы за проезд в период действия Госконтракта без ограничения числа поездок и маршрута следования.
В соответствии с пунктом 24(1) Правил, цена Госконтракта рассчитывается по формуле:
Цд = Нп x 12 x Чп x Кф,
где:
Цд - цена государственного контракта, заключаемого Министерством с каждым перевозчиком;
Нп - норматив финансовых затрат в месяц на 1 гражданина, которому предоставляется проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, утверждаемый ежегодно Министерством;
12 - количество месяцев, соответствующее финансовому году, на которое Министерством заключается государственный контракт с каждым перевозчиком;
Чп - численность граждан из числа лиц, включенных по состоянию на 1 октября года, предшествующего году действия государственного контракта, в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи", которым в следующем календарном году будет предоставлен проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения;
Кф - коэффициент, соответствующий доле участия перевозчика в предоставлении проезда гражданам на железнодорожном транспорте пригородного сообщения согласно сведениям, предоставляемым в соответствии с пунктом 12(1) Правил.
При этом согласно Правилам, регламентирующим вопросы заключения государственных контрактов на оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан, порядок финансирования и оплаты оказанных услуг, не предусмотрено осуществление оплаты услуг перевозчиков в размерах фактически произведенных расходов.
Учитывая изложенное, цена Госконтракта была рассчитана в соответствии с Правилами и составила 690 946 014,00 рубля.
При этом изменение цены контракта возможно исключительно в случаях, предусмотренных Правилами, то есть в случае увеличения показателей, участвующих в расчете по формуле, установленной пунктом 24 (1) Правил, в частности норматива финансовых затрат в месяц на 1 гражданина, которому предоставляется проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, утверждаемого ежегодно Министерством, и численности граждан-получателей набора социальных услуг, включенных в Федеральный регистр граждан-получателей набора социальных услуг.
В соответствии с приказом Минтруда России от 13 декабря 2012 года 13.12.2012 N 595н "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения" (зарегистрировано в Минюсте России 15 января 2013 года, регистрационный N 26526) указанный норматив составлял 78 руб. и в течение 2013 года не изменялся.
Доводы истца о неправильном расчете цены Госконтракта в связи с необоснованно установленным в 2013 году размером норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Федеральным законом от 17 июля 1993 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлено, что сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Ежемесячные денежные выплаты согласно Федеральному закону от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" подлежат индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период уровня инфляции.
В законодательном порядке размер суммы, направляемой из набора социальных услуг на предоставление гражданам бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, не установлен. Однако, данная сумма входит в структуру стоимости набора социальных услуг (пункт 2 части 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона) - на предоставление гражданам бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, и, следовательно, также индексируется в вышеуказанном порядке.
С учетом уровня инфляции (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года) равного 5,5% (установлен Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"), коэффициент индексации стоимости набора социальных услуг на 2013 год составил 1,055.
Принимая во внимание, что в 2012 году норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2012 года N 168н (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный N 23631) составлял 74 рубля, то с учетом установленной индексации (коэффициент 1,055) такой норматив в 2013 году должен составлять 78 рублей, что и было установлено приказом Минтруда России от 13 декабря 2012 года 13 декабря 2012 года N 595н.
Таким образом, расчет цены Госконтракта произведен в установленном Правилами порядке.
В связи с изменением в течение 2013 года численности граждан-получателей набора социальных услуг, включенных в Федеральный регистр граждан-получателей набора социальных услуг, согласно Дополнительному соглашению от 4 декабря 2013 года N 2 к Госконтракту цена последнего была увеличена до 744 355 906,00 руб.
Согласно пункту 24 Правил, и пункту 6 Госконтракта перевозчик ежемесячно представляет в Министерство счет на оплату предоставления гражданам проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в размере, равном одной двенадцатой цены государственного контракта, рассчитанной в соответствии с пунктом 24(1) Правил.
Оплата по Госконтракту в соответствии с пунктами 4-6 Госконтракта осуществлялась по ежемесячным счетам Исполнителя на сумму, равную одной двенадцатой части цены Госконтракта, то есть вне зависимости от числа поездок, маршрутов следования и стоимости проезда граждан - получателей социальной услуги, перевезенных пригородным железнодорожным транспортом за оплачиваемый месяц.
Таким образом, исходя из Правил и положений Госконтракта, при исполнении условий последнего сторонами не должно учитываться, и не учитывались количество поездок каждого конкретного гражданина, маршруты следования каждого из граждан - получателей набора социальных услуг и фактическая стоимость их проезда в зависимости от маршрута.
При этом Исполнитель представлял Заказчику исключительно статистические данные о количестве перевезенных граждан с разбивкой по категориям получателей услуг и справку о количестве перевезенных граждан по количеству оформленных безденежных проездных документов. Представление каких-либо документов о фактических расходах перевозчика Госконтрактом не предусмотрено.
Как правильно указал суд первой инстанции, обязательства Минтруда России перед ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" были полностью выполнены в объеме, предусмотренном Госконтрактом с учетом Дополнительного соглашения и в соответствии с утвержденными Минтруду России соответствующими бюджетными ассигнованиями (копии подтверждающих платежных документов прилагаем).
Согласно статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать в совокупности нарушение обязательства, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, а также размер убытков.
Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении в совокупности всех указанных элементов ответственности.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что размеры фактически понесенных истцом расходов не могут быть признаны доказанными, поскольку представленные сведения о продаже билетов, полученные из АС "Экспресс", не подтверждают перевозку на основании этих билетов граждан-получателей набора социальных услуг по определенным маршрутам.
Ссылки истца на статью 790 ГК РФ и статью 8 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" нельзя признать обоснованными в рассматриваемом случае, поскольку указанные положения содержат отсылочную норму на то, что порядок возмещения данных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе в части бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте установлен Правилами, которыми в полной мере урегулированы вопросы финансирования и оплаты перевозчикам расходов на перевозку граждан льготных категорий. При этом Правилами не предусмотрена оплата перевозчику фактически понесенных расходов на перевозку граждан льготных категорий, либо возмещение каких-либо неполученных доходов или понесенных убытков.
Рассматривая доводы, приведенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд констатирует то, что они по смыслу аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении, и исходит из того, что эти доводы уже получили надлежащую оценку суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение на основании ст.ст. 8, 9, 12, 307-310 ГК РФ и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.10.2017 г. по делу N А40-6873/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А.Сазонова |
Судьи |
А.М.Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.