г. Москва |
|
02 февраля 2018 г. |
Дело N А40-167325/17 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда И.В. Бекетова,
рассмотрев апелляционную жалобу ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.10.2017 по делу N А40-167325/17, принятое в порядке упрощенного производства судьей В.В. Лапшиной (94-1564),
по заявлению Управления Роскомнадзора по Ульяновской области
к ФГУП "Почта России"
о привлечении к административной ответственности,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ульяновской области (заявитель, Управление Роскомнадзора по Ульяновской области) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" (ответчик, Предприятие) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением от 30.10.2017 Арбитражный суд города Москвы привлек ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Суд пришел к выводу о наличии в действиях ФГУП "Почта России" события и состава вменяемого административного правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГУП "Почта России" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в привлечении к административной ответственности, ссылаясь на нарушение порядка и истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Дело рассмотрено в порядке ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом исследованных по делу доказательств, доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для изменения (отмены) судебного акта, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Управление Роскомнадзора по Ульяновской области на основании Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ульяновской области, утвержденного Приказом Роскомнадзора, рассмотрено обращение Матвеева А.С. - получателя почтовых отправлений, о ненадлежащем оказании услуг почтовой связи ФГУП "Почта России".
При проведении проверки заявителем установлено, что ФГУП "Почта России" осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи на основании лицензии N 108074, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 11.04.2013, сроком действия до 11.04.2018.
Управлением Роскомнадзора по Ульяновской области установлено, что ФГУП "Почта России" не соблюдены установленные сроки пересылки и частота доставки заказных мелких пакетов N N RM372611212CN, RU068391018HK, RU070101765HK.
По информации и документам, предоставленным ФГУП "Почта России" заказные мелкие пакеты N N RM372611212CN, RU068391018HK, RU070101765HK следовал на имя Матвеева А.С.
07.08.2017 ФГУП "Почта России" сообщило, что заказной мелкий пакет N RM372611212CN поступил на территорию Российской Федерации 28.06.2017 в ММПО Екатеринбургского МСЦ и в тот же день передан на таможенный досмотр и выпущен таможенными органами.
В адресное отделение почтовой связи Ульяновск 432026 У ФПС Ульяновской области -филиал ФГУП "Почта России" (далее - ОПС Ульяновск 432026) заказной мелкий пакет N RM372611212CN поступил 08.07.2017, выдан в доставку 20.07.2017 и вручен лично адресату только 22.07.2017.
Срок прохождения заказного мелкого пакета N RM372611212CN, установленный подпунктом "а" пункта 6 Нормативов (без учета дня приема) между административными центрами субъектов Российской Федерации г. Екатеринбургом и г. Ульяновском составляет 5 (пять) дней. Урегулирование таможенных формальностей составляет 1 день. Таким образом, срок прохождения данного мелкого пакета путем суммирования сроков составляет 6 дней (5+1).
Фактический срок прохождения указанного мелкого пакета составил 9 дней. Замедление на пересылке составило 3 дня.
Согласно п. 4 Нормативов частота доставки письменной корреспонденции составляет на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - ежедневно не менее 1 раза в день, следовательно, указанное почтовое отправление замедлено на доставке на 11 дней.
Заказной мелкий пакет N RU068391018HK поступил на территорию Российской Федерации 24.06.2017 в АОПП Внуково, 27.06.2017 передан на таможенный досмотр и в тот же день выпущен таможенными органами.
Заказной мелкий пакет N RU070101765HK поступил на территорию Российской Федерации 30.06.2017 в АОПП Шереметьево, 02.07.2017 передан на таможенный досмотр и в тот же день выпущен таможенными органами.
Почтовые отправления N N RU068391018HK, RU070101765HK в адресное ОПС Ульяновск 432026 поступили 10.07.2017, выданы в доставку 14.07.2017 и вручены лично адресату только 22.07.2017.
Срок прохождения заказных мелких пакетов N N RU068391018HK, RU070101765HK, согласно Нормативов установлен (без учета дня приема) между г. Москвой и г. Ульяновском - 5 (пять) дней. Урегулирование таможенных формальностей составляет 1 день.
Таким образом, срок прохождения указанных мелких пакетов путем суммирования сроков составляет 6 дней (5+1).
Фактический срок прохождения вышеуказанных почтовых отправлений составил: - заказного мелкого пакета N RU068391018HK - 15 дней; - заказного мелкого пакета N RU070101765HK - 9 дней. Таким образом, замедление на пересылке составило 10 и 3 дня соответственно.
Кроме того ОПС Ульяновск 432026 нарушена частота доставки указанных почтовых отправлений (п. 4 Нормативов) замедление на доставке составило 3 дня.
Таким образом, вышеуказанные почтовые отправления пересылались и доставлялись адресату с нарушением п. 4. и п.п. "а" п. 6 Нормативов.
Учитывая изложенное, Управление Роскомнадзора по Ульяновской области пришло к выводу, что ФГУП "Почта России" нарушило: п. 5 лицензионных требований к лицензии N 108074; п. 5 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий"); ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи"; п.п. "а", "в" п. 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160); п.п. "а" п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи (утв. Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи", зарегистрирован в Минюсте России 26.12.2014 N 35442).
В отношении ФГУП "Почта России" в присутствии надлежащего извещенного представителя ответчика составлен протокол об административном правонарушении от 24.08.2017 N АП-77/3/337 по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 8-9).
Согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ.
В указанной связи Управление Роскомнадзора по Ульяновской области обратилось с заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, считает обоснованным вывод суда первой инстанции о составлении протокола об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ, п. 8 ст. 27 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Положение о федеральном государственном надзоре в области связи (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476), Приказ Минкомсвязи России от 04.05.2010 N 70 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях").
Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении составлен при соблюдении процессуальных требований, предусмотренных ст. ст. 28.5, 28.7 КоАП РФ.
Копия протокола от 24.08.2017 N АП-77/3/337 направлена ФГУП "Почта России".
Срок привлечения ФГУП "Почта России" к административной ответственности (ст. 4.5. КоАП РФ) на момент принятия решения суда не истек.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, не установил нарушений процедуры привлечения ФГУП "Почта России" к административной ответственности.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что требования Управления Роскомнадзора по Ульяновской области обоснованны и подлежат удовлетворению.
Нормой ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно п. 5 лицензионных требований к лицензии от 11.04.2013 N 108074 лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О почтовой связи" порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила оказания услуг почтовой связи утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи".
Согласно п. "а" п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции установлены Нормативом частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160).
Нарушение контрольных сроков пересылки международных мелких пакетов, а, следовательно, и вышеуказанных требований нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области почтовой связи, подтверждено материалами дела и ответчиком по существу не оспаривается.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Почта России" не были приняты все возможные и достаточные меры для соблюдения правил и норм в области связи и лицензионных требований, что свидетельствует о наличии вины в действиях заявителя.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ответчика состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности за рамками срока давности отклоняются судом апелляционной инстанции как ошибочные, поскольку в настоящем случае дело об административном правонарушении возбуждено на основании жалобы гражданина-потребителя (л.д. 19).
В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем, суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
В рассматриваемом случае своими действиями предприятие, по существу, нарушило права потребителя.
Ссылки подателя апелляционной жалобы, что не заключен договор об оказании услуг почтовой связи с Матвеевым А.С., который является получателем почтового отправления, не свидетельствуют, что правоотношения между ответчиком и гражданином не регулируются законодательством о защите прав потребителей.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает оспариваемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не установлено.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.10.2017 по делу N А40-167325/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.