г. Москва |
|
01 февраля 2018 г. |
Дело N А40-68870/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бондарева А.В.,
судей Александровой Г.С., Алексеевой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ароян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Стройтерраинвест"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24 октября 2017 года
по делу N А40-68870/17, принятое судьей Гречишкиным А.А.,
по иску Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
к ООО "Стройтерраинвест"
о взыскании задолженности по арендной плате
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Шмитов И.С. по доверенности от 09.01.2018 г.;
от ответчика: Милованова В.И. по доверенности от 23.01.2018 г.;
УСТАНОВИЛ:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области (далее -истец) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ООО "Стройтерраинвест" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка N 4734 от 01.01.2003 г. за период с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г. в размере 430 526 руб. 82 коп., пени за период с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г. в размере 16 037 руб. 12 коп.
Решением суда от 24.10.2017 г. иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить; в иске отказать.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель истца против доводов жалобы возражал, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции правоотношения сторон возникли из договора аренды земельного участка N 24 от 01.01.2003 г., в соответствии с которым арендодатель передал арендатору во временное владение и пользование земельный участок по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Барвихинское, пос. Усово-Тупик, общей площадью 5 000 кв.м.: площадью 3 874 кв.м. с кадастровым номером 50:20:0010411:457, площадью 1126 кв.м. с кадастровым номером 50:20:0010411: 458.
Договор заключен на срок с 01.01.2003 г. по 01.01.2049 г.
Арендатор обязался ежеквартально вносить арендную плату в соответствии с п.2.1., 2.2. договора.
Согласно п.2.3. Договора размер арендной платы может быть пересмотрен в случаях изменения устанавливаемых централизованно ставок, МРОТ и в других случаях, предусмотренных законодательными актами.
Дополнительным соглашением от 30.06.2003 г. к договору аренды земельного участка N 24 от 01.01.2003 г. внесены изменения в п.1: "из них: 3500 кв. м. для размещения спортивной площадки, библиотеки и спортивного зала, и 1500 кв. м. прилегающая территория не занятая постройками.
В п.2.1. читать "Общая сумма годовой платы за арендованный земельный участок составляет 449 280 руб. 01.07.20105 дополнительным соглашение изменены размер неустойки за нарушение срока внесения арендной платье на 0,05% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки и арендная плата вносится арендатором ежеквартально до 15 числа последнего месяца текущего квартала.
24.10.2005 г. дополнительным соглашением внесены изменения в п. 1.1. читать "общая площадь 5000 кв. м., из них 3874 кв. м. КN 50:20:001 04 11:0457 для размещения спортивной площадки, библиотеки и спортивного зала, и 1126 кв. м. КN 50:20:001 04 11:0233 прилегающая территория".
10.02.2006 года между Администрацией сельского поселения Барвихинское и ООО "Билдтерраинком" было подписано дополнительного соглашение к договору аренды земельного участка от 01.01.2003 N 24, в соответствии с которым, на основании Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ, решением Совета депутатов сельского поселения Барвихинского, считать Арендодателем земельного участка по действующему договору- Администрацию сельского поселения Барвихинское.
Согласно договору уступки прав и обязанностей арендатора от 27.01.2012 года по договору аренды земельного участка от 6 июня 2000 года N 12 Общество с ограниченной ответственностью "БИЛДЕТЕРРАИНКОМ" передало Новому арендатору Обществу с ограниченной ответственностью "СТРОИТЕРРАИНВЕСТ" все права и обязанности, предусмотренные договором аренды земельного участка от 01.01 2003 года N24. Вышеуказанный договор заключен на срок 46 лет (с 01.01.2003 г. по 01.01.2049 г.). Государственная регистрация сделки произведена 23 апреля 2012 года.
15.01.2013 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района и ООО "Стройтерраинвест" было подписано дополнительного соглашение к договору аренды земельного участка в соответствии, с которым, договору от 01.01.2000 N 24 присвоен новый учетный номер - N 4734. На основании постановления Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области от 14.11.2011 N455 слова по тексту договора и в приложениях к нему " прилегающая территория", заменить "для строительства многофункционального центра".
Из содержания искового заявления следует, что ежегодно на основании Закона Московской области от 07.06.1996 года N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений", на основании Законов Московской области "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области, или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области,_" устанавливался размере арендной платы за пользование земельным участком.
Как указал истец, на основании Закона Московской области от 07.06.1996 года N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений", Закона Московской области от 16.09.2014 года N 113/2014-03 "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области, или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2015 год", решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 28.04.2009 года N 14/32, размер арендной платы с 01.01.2015 года составил за земельный участок площадью 3874 кв. м. - 189 404 руб. 46 коп. в квартал и земельный участок площадью 1126 кв. м.- 25 858 руб. 95 коп. в квартал.
ООО "Стройтерраинвест" 18.03.2015 г. получено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 01.01.2000 N 4734 об изменении размера арендной платы.
Арендатор обязанность по внесению арендной платы исполнял ненадлежащим образом. Согласно расчету истца задолженность составила 430 526 руб. 82 коп. за период с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г.
Истец на основании ст. 330 ГК РФ, в соответствии с условиями договора начислил пени в размере 16 037 руб. 12 коп. за период с 16.06.2016 г. по 31.12.2016 г.
Истец направлял в адрес ответчика претензию с требованием оплатить задолженность.
Ответчик возражал против заявленных требований истца, ссылаясь на отсутствие факта подписания дополнительного соглашения к договору об изменении арендной платы на 2015 год.
Суд первой инстанции удовлетворил требования истца о взыскании задолженности и пени в заявленном размере.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Согласно п.4 ст. 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Указанным Постановлением утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности: экономической обоснованности, предсказуемости расчета размера арендной платы, предельно допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, запрета необоснованных предпочтений.
Вышеназванным Постановлением также утверждены "Правила определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений Московской области" установлен порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок определения размера арендной платы, установленный статьей 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений Московской области", соответствует основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Правила определения размера арендной платы, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, регулируют вопросы определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Порядок расчета размера арендной платы, установленный Законом Московской области, учитывает местоположение, инвестиционную привлекательность и доходность земельного участка на территории соответствующего публично-правового образования.
Согласно п.п. 10 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов правового регулирования земельных правоотношений является принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
Поскольку на федеральном уровне не установлена единая методика расчета арендной платы, из норм федерального законодательства, в том числе вышеперечисленного, следует, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, субъект Российской Федерации (Московская область) вправе в пределах своих полномочий установить способ определения арендной платы; противоречия Закона Московской области законодательству, имеющему большую юридическую силу, не имеется.
Установление на федеральном уровне применительно к земельным участкам, находящимся в федеральной собственности, предельного размера арендной платы, порядка и срока внесения арендной платы за такие земельные участки, не означает, что за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования или государственной неразграниченной собственности, размер арендной платы не может отличаться, если к земельным участкам на территории соответствующего публично-правового образования в соответствии с требованиями закона применяется, в частности, такой коэффициент как местоположение земельного участка.
Таким образом, арендная плата обоснованно рассчитана на основании статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
В силу п.2 ст.2 закона Московской области от 16.09.2014 года N 113/2014-03 "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области, или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2015 год" за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, базовый размер арендной платы устанавливается в двукратном размере. Двукратный базовый размер арендной платы применяется со дня установления факта указанных нарушений.
Поскольку ответчик не пользовался земельным участком по целевому назначению, что подтверждается актом осмотра земельного участка с КN 50:20:0010411:752, Комитет по управлению имущества в силу вышеуказанного закона обязан установить двукратный базовый размер арендной платы, который составил 5,34.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, ссылаясь на Закон Московской области от 07.06.1996 года N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений", Закон Московской области от 02.10.2013 года N 116/2013-03 "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области, или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2014 год", Закон Московской области от 16.09.2014 года N 113/2014-03 "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области, или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2015 год", Акт осмотра земельного участка от 19.06.2014 г. и решение Арбитражного суда Московской области от 15.12.2016 по делу А41-46742/2016, обосновано сделал вывод о правомерности изменения Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района базовой арендной ставки и установлении её в двукратном размере по причине не использования по целевому назначению.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии условия изменения арендной платы в одностороннем порядке, о возможности применения регулируемой арендной платы отклоняется судебной коллегией.
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменения цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если федеральный закон, предусматривающий необходимость государственного регулирования арендной платы, отсутствует, но публично-правовое образование установило правила, которыми оно руководствуется при определении арендной платы и условий сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности этого публично-правового образования, судам надлежит учитывать следующее. Акты, которыми устанавливаются такие правила, регулируют публичные отношения, связанные с управлением государственным или муниципальным имуществом, и адресованы соответствующим органам, осуществляющим управление. Поэтому их положения применяются к договору аренды лишь постольку, поскольку это предусмотрено самим договором.
Если стороны распространили действие упомянутого акта на свои отношения из договора аренды, но договор содержит какое-либо условие, изначально противоречащее действовавшему в момент его заключения положению названного акта, предполагается, если не доказано иное, что стороны отдали приоритет данному условию договора (статья 431 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, стороны урегулировали размер арендной платы, расчет которой устанавливается в соответствии с Законом Московской области от 07.06.1996 года N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений", законом Московской области об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области, или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на каждый год, решением Совета депутатов Одинцовского района N 1/34 от 26.10. 2004 г. с изменениями и дополнениями), решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района N 12/20 от 21.12.2007 г.
В силу п. 16 постановления Пленума ВАС РФ N 73 от 17.11.2011 г., регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу закона, в случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям.
В ходе исполнения договора дополнительными соглашениями стороны изменяли размер арендной платы.
Учитывая изложенное, довод заявителя апелляционной жалобы удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законный и обоснованный судебный акт. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции допущено не было.
При таких данных суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 октября 2017 года по делу N А40-68870/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Бондарев А.В. |
Судьи |
Александрова Г.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.