Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2018 г. N Ф04-1120/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
06 февраля 2018 г. |
Дело N А70-12630/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бака М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-16704/2017) Купина Максима Геннадьевича на определение Арбитражного суда Тюменской области от 30.10.2017 о прекращении производства, вынесенное в рамках дела N А70-12630/2017 (судья Сидорова О.В.), по заявлению Купина Максима Геннадьевича к Центральному банку РФ в лице Отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка РФ (Отделение Тюмень) о признании незаконным решения (ответа) начальника Управления Службы ЦБ РФ по защите прав потребителей и обеспечения доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе Кокоулина С.Е. от 07.09.2017 N С59-8-18/ОТ5866 в части отказа в признании заявителя потерпевшим и направления ему копии протокола об административном правонарушении,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Купин Максим Геннадьевич (далее по тексту - Купин М.Г., заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Центральному банку РФ в лице Отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка РФ (Отделение Тюмень) (далее по тексту - Центральный банк, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения (ответа) начальника Управления Службы ЦБ РФ по защите прав потребителей и обеспечения доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе Кокоулина С.Е. от 07.09.2017 N С59-8-18/ОТ5866 в части отказа в признании заявителя потерпевшим и направления ему копии протокола об административном правонарушении.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 30.10.2017 производство по делу N А70-12630/2017 прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Не согласившись с вынесенным определением, Купин М.Г. обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления Купина М.Г. в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, что, по мнению заявителя, выразилось в неприменении судом аналогии закона и права.
Как указывает податель апелляционной жалобы, оспариваемый ответ является процессуальным документом - ответом на ходатайство, который потерпевший может обжаловать исключительно в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), то есть главы 25 АПК РФ, в связи запретом рассмотрения таких дел по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 5 статьи 1 указанного Кодекса). Иного порядка судопроизводства законодательством не предусмотрено.
Кроме того, податель апелляционной жалобы ссылается на то, что к участию в деле об административном правонарушении административный орган заявителя не привлек. При этом КоАП предусмотрена обязательная процедура дачи ответов на ходатайства, и иного ответа на ходатайство о привлечении в качестве потерпевшего материалы дела не содержат.
В представленном до начала судебного заседания отзыве Центральный банк просит оставить обжалуемое определение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Центрального банка поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным также рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Купина М.Г., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и не заявившего ходатайства об его отложении (часть 3 статьи 156, часть 1 статьи 266 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 25.08.2017 Кравцевич М.В. от имени заявителя представил в Управление Службы ЦБ РФ по защите прав потребителей и обеспечения доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе (далее - Управление) обращение (вх. N ОЭТ-5967). В соответствии с указанным обращением заявитель просил привлечь ПАО СК "Росгосстрах" к административной ответственности за нарушение требований законодательства (нарушение сроков выплаты неустойки (пени), финансовой санкции), просил выставить страховщику обязательное для исполнения предписание, а также привлечь Купина М.Г. по делу об административном правонарушении в качестве заинтересованного (третьего) лица по делу о привлечении к административной ответственности, в случае отказа - направить процессуальные документы заявителю.
По указанному обращению Управлением подготовлен ответ, оформленный письмом от 07.09.2017 N С59-8-18/ОТ5866.
Из письма от 07.09.2017 N С59-8- 18/ОТ5866 усматривается, что вопросы, поставленные в обращении, аналогичны вопросам, содержащимся в ранее направленном обращении от 26.05.2017 вх. N ОЭТ-3498. Ответ по существу поставленных вопросов направлен письмом от 23.06.2017 N С59-8-18-ОТ/3652.
Письмом от 07.09.2017 N С59-8-18/ОТ5866 Управление также информировало заявителя о том, что по результатам рассмотрения обращения от 26.05.2017 вх. N ОЭТ-3498 Управлением было принято решение о направлении страховщику предписания об устранении выявленных нарушений, а также о вызове страховщика для составления протокола об административном правонарушении.
Управление также информировало заявителя о направлении в его адрес определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Письмо от 07.09.2017 N С59-8-18/ОТ5866 также содержит указание на то, что обращение заявителя было рассмотрено в порядке Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", положения которого не предусматривают возможности направлении в адрес заявителя предписания об устранении нарушений страхового законодательства.
Заявитель не согласен с указанным ответом в части отказа в признании его потерпевшим и направлении ему копии протокола об административном правонарушении, предписания страховщику в части выплаты неустойки, в связи с чем обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в порядке статьи 272 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Соглашаясь с выводом арбитражного суда первой инстанции о наличии оснований для прекращения производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
На основании статьи 4 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции данным Федеральным конституционным законом, АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
АПК РФ устанавливает, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (пункт 3 части 1 статьи 29 АПК РФ).
В соответствии со статьей 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Статьей 29.9 КоАП РФ предусмотрено, что результатом рассмотрения дела об административном правонарушении является вынесение постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На основании статьи 30.1 КоАП РФ обжалованию по делу об административном правонарушении подлежат постановление по делу об административном правонарушении либо определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
В силу части 1 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" определено, что в силу части 1 статьи 4 АПК РФ лицо, признанное потерпевшим в соответствии со статьями 25.2, 28.2 КоАП РФ, вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в порядке, предусмотренном нормами параграфа 2 главы 25 АПК РФ, поскольку указанное постановление затрагивает его права и законные интересы.
В соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Заявитель, являясь лицом, обратившимся в Управление с указанием на нарушение его прав и на наличие в действиях страховщика события административного правонарушения, наделен в силу статьи 25.2 КоАП РФ правами потерпевшего, в том числе в соответствии с частью 1 статьи 30.12 данного Кодекса и частью 2 статьи 207 АПК РФ правом обжалования состоявшихся по делу решений.
Указанная правовая позиция изложена в пункте 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016) (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016).
С учетом содержания приведенных выше правовых норм и разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации независимо от факта признания административным органом статуса потерпевшего, заявитель имеет право обжалования состоявшихся по делу об административном правонарушении решений.
При этом суд апелляционной инстанции соглашается с позицией Управления, поддержанной судом первой инстанции о том, что направленный в адрес заявителя оспариваемый ответ на обращение Купина М.Г. от 07.09.2017 N С59-8-18/ОТ5866 не является процессуальным документом, вынесенным в рамках КоАП РФ, и носит исключительно информационный характер, а потому не может быть обжалован.
Ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в порядке главы 24 АПК РФ, оспариваемый ответ, безусловно, также не является, поскольку он не устанавливает, не изменяет и не прекращает какие-либо права или обязанности Купина М.Г.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что при составлении протокола об административном правонарушении административный орган неправомерно не признал его потерпевшим, также не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения требований Купина М.Г.
Отсутствие данных сведений в протоколе по смыслу процитированных выше положений КоАП РФ, как уже отмечалось выше, само по себе не лишает заявителя соответствующего статуса, как следствие, не свидетельствует о нарушении каких-либо его прав и законных интересов.
По изложенным выше основаниям отклоняется судом апелляционной инстанции и довод подателя апелляционной жалобы о том, что протокол об административном правонарушении не является решением по делу об административном правонарушении и его потерпевший не может оспорить.
Как уже отмечалось выше, заявитель в силу приведенных норм КоАП РФ не лишен права оспорить определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении либо итоговые акты по делу об административном правонарушении (постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении) в случае его возбуждения, когда такими актами нарушаются какие-либо его права и законные интересы.
Протокол об административном правонарушении не относится к указанным актам, являясь промежуточным документом в деле об административном правонарушении, фиксирующим факт такого нарушения, и сам по себе не влечет для заявителя каких-либо последствий, не влияет на наличие у заявителя соответствующего статуса, в связи с чем и не предусмотрен КоАП РФ в качестве документа, который можно оспорить.
В этой связи, учитывая, что Купиным М.Г. не оспариваются состоявшиеся по делу об административном правонарушении решения административного органа, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Кроме того, из отзыва ответчика усматривается, что по результатам рассмотрения обращения от 26.05.2017 вх. N ОЭТ-3498 в отношении страховщика был составлен протокол об административном правонарушении от 11.07.2017 N СЗ-04-ЮЛ-17-8062/1020-1.
В производстве Арбитражного суда Тюменской области находится дело N А70-9980/2017 о привлечении ПАО СК "Росгосстрах" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Производство по названному делу возбуждено в связи с поступлением указанного заявления о привлечении к административной ответственности, составленного на основании протокола об административном правонарушении N СЗ-04-ЮЛ-17-8062/1020-1 от 11.07.2017).
Как усматривается из определения от 19.10.2017 по делу N А70-9980/2017, Купин М.В. был привлечен судом к участию в деле в качестве потерпевшего.
Кроме того, в материалы настоящего дела по факту обращения Купина М.Г. с жалобами на действия страховщика Управлением также представлены определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 30.06.2017 N 26817/1040-1 и от 05.10.2017 N 27032/1040-1.
Данные определения были обжалованы заявителем в судебном порядке в рамках дела N А70-9542/2017. Решением Арбитражного суда Тюменской области от 31.09.2017 по указанному делу в удовлетворении требований Купина М.Г. было отказано.
Применительно к составам административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении возбуждается с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования.
В силу положений части 3.1 статьи 28.7 КоАП РФ и части 6 статьи 28.2 КоАП РФ вопрос о привлечении к участию в деле потерпевшего не может быть разрешен ранее возбуждения дела об административном правонарушении. Поскольку дело об административном правонарушении по иным эпизодам, помимо указанных в протоколе об административном правонарушении, не было возбуждено, что также исключает возможность признания лица потерпевшим.
Оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает, что определение арбитражного суда первой инстанции от 30.10.2017 о прекращении производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба Купина М.Г. - не подлежащей удовлетворению.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на определения арбитражного суда о прекращении производства по заявлению об оспаривании решений об отказе в признании потерпевшим по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Тюменской области от 30.10.2017 о прекращении производства по делу N А70-12630/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12630/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2018 г. N Ф04-1120/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Купин Максим Геннадьевич
Ответчик: Отделение по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка РФ, Центральный банк РФ