г. Вологда |
|
05 февраля 2018 г. |
Дело N А44-789/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 февраля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Докшиной А.Ю., Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Мазалецкой О.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭК" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 10 ноября 2017 года по делу N А44-789/2017 (судья Максимова Л.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭК" (ОГРН 1155331000032; место нахождения:174401, Новгородская обл., г. Боровичи, пер. Речной, д. 2; далее - ООО "УК ЖЭК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (ОГРН 1035300272171, место нахождения: 173008, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 81; далее - Комитет) о признании недействительным предписания от 28.12.2016 N ЛК-1422-16.
Решением суда от 10 ноября 2017 года в удовлетворении требований отказано.
Общество обжаловало решение в апелляционном порядке, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также неправильное применение судом норм материального права. Доводы жалобы сводятся к тому, что истец при индексации договорной платы фактически индексировал цены на услуги, не затрагивая механизма образования первоначальной цены, и не выходил за пределы предоставленных ему полномочий.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу возражает против её доводов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в слушаниях не направили, поэтому дело рассмотрено без их участия на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе и возражениях на неё, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 23 по ул. Сушанской в г. Боровичи Новгородской области на основании договора управления от 01.04.2015 и лицензии (т. 1, л. 18-26).
В связи с обращением гражданина в отношении Общества с 13.12.2016 по 28.12.2016 проведена внеплановая документарная проверка, назначенная приказом начальника Комитета от 12.12.2016 N ЛК-1422-16 (т. 1, л. 54-55, 57). По результатам проверочных мероприятий должностным лицом Комитета составлен акт от 28.12.2016 N ЛК-1422-16, в котором зафиксированы нарушения Обществом части 7 статьи 156 и части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), выразившиеся в индексации (увеличении) с 01.08.2016 платы за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений указанного выше многоквартирного дома, в нарушение установленного порядка (т. 1, л. 8-11).
В связи с выявленными нарушениями Обществу выдано предписание от 28.12.2016 N ЛК-1422-16, обязывающее в срок до 08.02.2017 произвести перерасчёт с августа 2016 года платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома N 23 по ул. Сушанской в г. Боровичи Новгородской области в соответствии с утверждённым до 01.08.2016 размером платы в 21,00 руб. за 1 кв. м (т. 1, л. 12).
Общество не согласилось с указанным предписанием и оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несёт собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 156 ЖК РФ определено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учётом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Частью 4 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, нормами жилищного законодательства, имеющего приоритет по отношению к нормам гражданского законодательства при регулировании жилищных отношений, не предусматривается право организаций, осуществляющих содержание и обслуживание общего имущества многоквартирного дома, на одностороннее изменение размера платы за содержание общего имущества по договорам, заключённым с гражданами-потребителями.
Изменение размера платы с учётом индекса роста цен на жилищно-коммунальные услуги возможно лишь после принятия такого решения на общем собрании собственников помещений.
В рассматриваемом деле размер платы за управление многоквартирным домом, содержание и текущее обслуживание общего имущества многоквартирного дома утверждён протоколом общего собрания собственников помещений указанного дома от 30.03.2015 в размере 0 руб. 80 коп., за содержание и текущее обслуживание общего имущества дома в размере 20 руб. 20 коп. за 1 кв. м. (т. 1, л. 17).
Общество полагает, что, устанавливая самостоятельно с августа 2016 года размер платы в 22 руб. 47 коп. за кв. м, оно правомерно руководствовалось положениями пункта 4.2 договора управления многоквартирным домом от 01.04.2015.
Пунктом 4.2 договора управления предусмотрено, что плата за услуги по управлению, за содержание и текущее обслуживание общего имущества многоквартирного дома рассчитывается управляющей организацией в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями законодательства и утверждается собственниками помещений при заключении настоящего договора. Плата за услуги по управлению, содержанию и текущему обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, указанные в приложении 1 в к настоящему договору, подлежит ежегодной индексации на размер инфляции по данным Федерального органа исполнительной власти с обязательным уведомлением через местные средства массовой информации и/или официальный сайт управляющей организации не менее чем за 30 дней до её изменения.
Во исполнение условий пункта 4.2 договора управления Общество опубликовало в газете "Красная искра" от 30.06.2016 N 26 уведомление об индексации платы с 01.08.2016 на 7 %, указав, в случае несогласия с размером индексации, собственники многоквартирных домов вправе провести по своей инициативе общее собрание собственников совместно с ООО "УК ЖЭК", на котором утвердить иной размер договорной стоимости по договору управления, применяемого с 01.08.2016 (т. 1, л. 72).
Начиная с 01.08.2016 Обществом начисление платы за содержание и текущее обслуживание, в том числе платы за услуги по управлению многоквартирным домом произведено исходя из тарифа 22 руб. 47 коп. за 1 кв. м (21 руб. х 107%), который не утверждён общим собранием собственников, что установлено в акте проверки и не отрицается Обществом.
Вместе с тем, позиция заявителя является ошибочной.
Процедура изменения платы за содержание жилого помещения регулируется нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства. Поэтому условия договора от 01.04.2015 об одностороннем изменении Обществом размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме не соответствуют специальным нормам жилищного законодательства, а также положениям пункта 4 статьи 421, статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным является наличие совокупности двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом споре отсутствуют перечисленные условия. Оспариваемое предписание соответствует требованиям жилищного законодательства и не нарушает права Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции правильно установлены все юридически значимые для дела обстоятельства, доводам Общества дана надлежащая правовая оценка, нарушений в применении норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 10 ноября 2017 года по делу N А44-789/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭК" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Потеева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.