г. Москва |
|
05 февраля 2018 г. |
Дело N А40-142054/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б. Красновой
судей: |
В.А. Свиридова, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Д.В. Зыкуновой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
АО "РСК "МиГ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.11.2017 по делу N А40-142054/17,
принятое судьей О.В. Каменской,
по заявлению АО "РСК "МиГ" (ОГРН 1087746371844, ИНН 7714733528)
к Департаменту Росприроднадзора по ЦФО
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: |
Кудряшов Р.Ю. по дов. от 28.12.2017; |
от ответчика: |
не явился, извещен. |
УСТАНОВИЛ:
АО "РСК "МиГ" (далее по тексту - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента Росприроднадзора по ЦФО (далее - Департамент) и обязании осуществить зачет излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 г. в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, АО "РСК "МиГ" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Департамент Росприроднадзора по ЦФО своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о рассмотрении дела извещено надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена судом на основании статей 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, усматривает основания для отмены решения суда.
В соответствия с пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 16 ФЗ "Об охране окружающей среды", плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии со статьей 16.4 ФЗ "Об охране окружающей среды" лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
Из обстоятельств дела следует, что АО "РСК "МиГ" в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 г. перечислило в бюджет денежные средства в размере 166 045,62 рублей, в том числе плата за выбросы - 6 203,34 рубля (платежные поручения: N 4952 от 14.04.2016, N 9348 от 07.07.2016, N 14317 от 06.10.2016), плата за размещение отходов - 159 842,28 руб. (платежные поручения: N 4953 от 14.04.2016 г., N 9347 от 07.07.2016 г., N14316 от 06.10.2016 г.).
06 марта 2017 г. АО "РСК "МиГ" направило в адрес Департамента Росприроднадзора по ЦФО декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016.
Согласно указанной Декларации, размер платы за негативное воздействие на окружающую среду составил 50721,11 рубль, в том числе плата за выбросы - 3 373,11 рубля, плата за размещение отходов - 47 348,00 рублей.
Таким образом, у АО "РСК "МиГ" образовалась переплата в размере 115 326,51 руб.
31.03.2017 АО "РСК "МиГ", руководствуясь статьей 16.5 ФЗ "Об охране окружающей среды", обратилось в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 115 326,51 руб. за 2016 г. в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 г.
Письмом от 05.05.2017 исх. N 17-51/6119 Федеральная служба в сфере природопользования в лице Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу отказала в осуществлении зачета на том основании, что отсутствует утвержденный порядок проведения зачета.
Полагая, отказ незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции указал, что для проведения зачета Обществу необходимо представить:
расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласованные в установленном порядке по фактическим показателям (заверенные копии); декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 г. (заверенная копия); в случае наличия, заверенные копии ранее подписанных актов сверки и расчеты платы за сверяемый период (от даты окончания действия предыдущего акта); свидетельство о государственной регистрации юридического лица (заверенная копия); свидетельство о постановке на налоговый учет (заверенная копия); информационное письмо с банковскими реквизитами; документы, подтверждающие объемы отходов, указанных в расчетах (копии договоров о вывозе отходов на размещение, использование, переработку, копии лицензий организаций, осуществляющих транспортировку отходов, акты выполненных работ на размещение отходов и копии талонов с отметкой полигона, подтверждающие факт размещения отходов; акты сдачи-приемки отходов, подлежащих передаче на переработку, использование; копии форм государственной статистики: 2-ТП-отходы, 2-ТП-воздух, 2-ТП-водхоз); об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (заверенная копия); подтверждающий своевременность сдачи технического отчета неизменности технического процесса (заверенная копия); разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (заверенная копия); протоколы замеров качественных и количественных характеристик сточных вод (заверенные копии); разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух (заверенная копия); результаты производственного контроля (план-график) и инструментальных исследований в источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (заверенная копия); балансовая справка о наличии передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (автотранспорта) в количестве израсходованного топлива по видам.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" утвержден Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, согласно которому Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 3 статьи 3 указанного закона N 415-ФЗ, федеральные органы государственной власти, федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации, являющиеся главными администраторами доходов федерального бюджета, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вправе наделить свои территориальные органы, а также подведомственные им казенные учреждения отдельными полномочиями главных администраторов доходов федерального бюджета путем издания правового акта.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.05.2013 N 259 Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу наделен полномочиями администратора доходов федерального бюджета в отношении платежей за негативное воздействие на окружающую среду на территории г.Москвы, Московской области.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета в процессе реализации своих бюджетных полномочий вправе осуществлять начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В соответствии со статьей 16.5 Закона N 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода.
Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. В силу пункта 3 Постановления Правила применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2016 г.
Согласно пункту 36 указанных Правил сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.
В соответствии с пунктами 39, 48 Правил при проверке декларации о плате устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных лицом, обязанным вносить плату, в составе декларации о плате и прилагаемых к ней документах положениям настоящих Правил.
В случае выявления завышенного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратор платы предлагает лицу, обязанному вносить плату, оформить в установленном порядке зачет переплаты в счет будущего отчетного периода.
Лицо, обязанное вносить плату, в случае несогласия с предложением, изложенным в акте проведения контроля за исчислением платы, о зачете платы, вправе направить администратору платы заявление о возврате в установленном порядке суммы излишне внесенной платы.
Решения о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм платы принимаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Указанные Правила не содержат требования о предоставлении плательщиком с целью проведения зачета излишне уплаченных сумм платы каких-либо дополнительных документов, если таковые не потребованы контролирующим органом в ходе проведения проверки.
Кроме того, на момент обращения АО "РСК "МиГ" с заявлением о зачете действовали Методические рекомендации по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденные Приказом Росприроднадзора от 23.10.2015 N 849.
Согласно пункту 159 Методических рекомендаций при возникновении переплаты по плате за негативное воздействие на окружающую среду излишне уплаченная сумма платы при подтверждении переплаты после составления акта сверки засчитывается в счет предстоящих платежей или по заявлению плательщика (с приложением подтверждающих документов, в том числе оригиналов платежных поручений) может быть возвращена.
В силу пункта 166 Методических рекомендаций по итогам составления Акта сверки территориальный орган Росприроднадзора уведомляет плательщика о зачете переплаты в счет предстоящих платежей или о возврате излишне уплаченных платежей либо об отказе в проведении зачета (возврата).
Факт наличия у АО "РСК "МиГ" переплаты контролирующим органом не оспаривается.
Таким образом, у Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу при подтверждении наличия у АО "РСК "МиГ" переплаты за негативное воздействие на окружающую среду имелась обязанность по зачету излишне уплаченной суммы на основании заявления плательщика, с принятием решения о зачете в порядке, установленном бюджетным законодательством. Отказ в проведении зачета не соответствует положениям статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
При указанных обстоятельствах коллегия судей приходит к выводу, что у Арбитражного суда г.Москвы отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленного АО "РСК "МиГ" требования.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений незаконным.
При этом, орган, осуществляющий публичные полномочия, обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 01.11.2017 по делу N А40-142054/17 отменить.
Признать незаконным бездействие Департамента Росприроднадзора по ЦФО по непроведению зачета излишне перечисленной Акционерным обществом "РСК "МиГ" суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 г.
Обязать Департамент Росприроднадзора по ЦФО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "РСК "МиГ" путем проведения зачета излишне уплаченной суммы по заявлению АО "РСК "МиГ" от 31.03.2017 N 000-12-361-2017.
Взыскать с Департамента Росприроднадзора по ЦФО в пользу АО "РСК "МиГ" (ОГРН 1087746371844, ИНН 7714733528) 3000 руб. в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции, а также 1500 руб. в счет возмещения судебных расходов, понесенных при подаче апелляционной жалобы.
Возвратить АО "РСК "МиГ" (ОГРН 1087746371844, ИНН 7714733528) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-142054/2017
Истец: АО "РОССИЙСКАЯ САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ "МИГ", АО "РСК "МиГ"
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, Департамент Росприроднадзора по ЦФО