г. Санкт-Петербург |
|
06 февраля 2018 г. |
Дело N А42-7544/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Лужинской В.А.
при участии:
от заявителя: Осадчий А.Л. (доверенность от 09.01.2018)
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33620/2017) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.11.2017 по делу N А42-7544/2017 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области"
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской Области и Республике Карелия
о признании незаконным,
установил:
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным отказа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее - Управление), оформленного письмом от 23.08.2017 N 4424, в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения земельными участками площадью 223 кв.м с кадастровым номером 51:01:0109002:3, расположенным по адресу: Мурманская обл., г.Кола, пер.Островского, площадью 1.721 кв.м с кадастровым номером 51:19:030148:0009, расположенным по адресу: Мурманская обл., Кандалакшский р-н, пос.Зеленоборский, ул.Мира, д.1а, и в прекращении права оперативного управления расположенных на названных земельных участках административного здания N 14а площадью 90,9 кв.м, административного здания площадью 1.281,3 кв.м и здания гаража площадью 72,2 кв.м Зеленоборского филиала Кольского межрайонного центра Госсанэпиднадзора, обязании Управления принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на указанные объекты недвижимости.
Решением от 07.11.2017 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление, считая решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, полагая, что оспариваемое решение Управления не нарушает прав и законных интересов Учреждения, письмо не содержит отказа в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. По мнению подателя жалобы, Учреждение не вправе без согласия собственника отказаться от оперативного управления. Кроме того, суд принял решение, в том числе в отношении объекта недвижимого имущества с кад.N 51:19:11:03:42:01:367, тогда как согласно имеющейся в материалах дела выписке из ЕГРП от 19.08.2016 указанный объект имеет кад.N 51:19:11:03:42:01:364.
Учреждение возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждению для размещения административных зданий Кольского межрайонного центра Госсанэпиднадзора и его Зеленоборского филиала предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование находящиеся в собственности Российской Федерации земельные участки площадью 223 кв.м с кадастровым номером 51:01:0109002:3, расположенный по адресу: Мурманская обл., г.Кола, пер.Островского, и площадью 1.721 кв.м с кадастровым номером 51:19:030148:0009, расположенный по адресу: Мурманская обл., Кандалакшский р-н, пос.Зеленоборский, ул.Мира, д.1а (свидетельства о государственной регистрации права от 24.04.2012 и от 18.03.2013).
В соответствии с распоряжением Территориального управления от 09.02.2006 N 25 административные здания N 14а площадью 90,9 кв.м с условным номером 51-51-09/2011-154 и площадью 1.281,3 кв.м с кадастровым номером 51:19:11:03:42:01:367, а также здание гаража площадью 72,2 кв.м с кадастровым номером 51:19:0030148:142 переданы на праве оперативного управления Учреждения, государственная регистрация которого произведена 31.01.2012, 28.12.2008 и 29.12.2008 соответственно.
Решением Роспотребнадзора от 03.05.2017 N 204 "О передаче в казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" Учреждению согласовано прекращение права оперативного управления с последующей передачей в казну Российской Федерации неиспользуемых им объектов недвижимого имущества, перечисленных выше.
Учреждение обратилось в Управление с соответствующими заявлениями от 18.07.2017 N N 11, 12, 13, 14, 15 по вопросу принятия в государственную казну Российской Федерации названных объектов недвижимого имущества.
Письмом от 23.08.2017 N 4424 Управление сообщило, что вопросы изъятия федерального имущества в государственную казну Российской Федерации рассматриваются исключительно после определения балансодержателя возвращаемого имущества, потребности в использовании которого в настоящее время не выявлены, одновременно указав на возможность передачи этого имущества в муниципальную собственность.
Полагая данное письмо отказом в принятии испрашиваемых решений, ссылаясь на то, что спорное имущество не используется им, в связи с чем подлежит изъятию, а отказ Управления является незаконным и нарушает права заявителя, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворены судом правомерно.
В силу статьи 236 Гражданского кодекса юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Согласно пункту 3 статьи 299 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлен статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 4 которой при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пункта 4.1.19 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган Росимущества уполномочен принимать решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в случае если на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации и установлены границы земельного участка.
Пункт 2.16 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.11.2011 N 621, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Учреждению испрашиваемой им услуги.
Письмо Управления от 23.08.2017 N 4424 не содержит оснований, перечисленных в пункте 2.16 Административного регламента.
Поскольку Учреждением спорные объекты не используются для осуществления его деятельности, Учреждение обращалось в Управление с заявлением об отказе от права оперативного управления на неиспользуемое им имущество, отказ от этого имущества был согласован с Роспотребнадзором, суд, руководствуясь статьями 236, 299 ГК РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что Учреждение реализовало свое право на отказ от права оперативного управления имуществом надлежащим образом, а непринятие Управление решения о прекращении прав не соответствует закону и нарушает права Учреждения, в связи с чем заявленные требования удовлетворены судом правомерно.
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.05.2013 серии 51-АВ N 38165 за Учреждением зарегистрировано право оперативного управления на объект с кадастровым номером 51:19:11:03:42:01:367. Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что в настоящее время объект имеет иной кадастровый номер, могут служить основанием для обращения с заявлением о разъяснении порядка исполнения судебного акта.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения апелляционным судом не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.11.2017 по делу N А42-7544/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.