г. Воронеж |
|
05 февраля 2018 г. |
Дело N А48-4356/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Сурненкова А.А.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новиковой И.А.,
при участии:
от акционерного общества опытно-производственное хозяйство "Красная звезда": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Департамента сельского хозяйства Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества опытно-производственное хозяйство "Красная звезда" на решение Арбитражного суда Орловской области от 17.10.2017 по делу N А48-4356/2017 (судья Родина Г.Н.) по исковому заявлению акционерного общества опытно-производственное хозяйство "Красная звезда" (ИНН 5720013605, ОГРН 1065741016615) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (ИНН 7106510491, ОГРН 1097154014154), при участии третьих лиц: Департамента сельского хозяйства Орловской области (ИНН 5753039990, ОГРН 1065753011477), Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области (ИНН 5753004003, ОГРН 1025700833784), о признании незаконным пункта 3 распоряжения N 139 от 17.06.2016 в части распределения чистой прибыли,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество опытно-производственное хозяйство "Красная звезда" (далее - АО ОПХ "Красная звезда", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (далее - ТУ Росимущества в Орловской области) о признании незаконным п. 3 распоряжения N 139 от 17.06.2016 в части распределения чистой прибыли.
Определением от 11.10.2017 в порядке ст. 48 АПК РФ суд произвел замену ответчика по делу N А48-4356/2017 - ТУ Росимущества в Орловской области на его правопреемника - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее - МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, ответчик).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 17.10.2017 в удовлетворении заявленного иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, АО ОПХ "Красная звезда" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители АО ОПХ "Красная звезда", МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Департамента сельского хозяйства Орловской области, Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения сторон и третьих лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
От Департамента сельского хозяйства Орловской области, а также от Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области посредством факсимильной связи поступили отзывы на апелляционную жалобу, из содержания которых следует, что третьи лица поддерживают доводы апелляционной жалобы.
От МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях посредством электронного сервиса подачи документов "Мой арбитр" поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов третьих лиц на апелляционную жалобу, письменных возражений ответчика на апелляционную жалобу, поступившего посредством электронного сервиса подачи документов "Мой арбитр", судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО ОПХ "Красная звезда" создано в результате приватизации Федерального государственного унитарного предприятия опытно-производственное хозяйство "Красная звезда" и является его правопреемником, дата регистрации 19.12.2006.
В соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 10.11.2006, Уставом АО ОПХ "Красная звезда", а также согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) учредителем АО ОПХ "Красная звезда" является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Основным видом деятельности истца согласно сведениям из ЕГРЮЛ является выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки (код 01.11).
Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом принадлежит 224 950 обыкновенных именных акций АО ОПХ "Красная Звезда", что составляет 100 % уставного капитала данного общества.
Распоряжением ТУ Росимущества в Орловской области N 139 "О решениях годового общего собрания акционеров АО ОПХ "Красная звезда" 17.06.2016 во исполнение полномочий общего собрания акционеров АО ОПХ "Красная звезда", 100% голосующих акций, которого находится в собственности Российской Федерации, утвержден годовой отчет АО ОПХ "Красная звезда" за 2015 год, годовая бухгалтерская отчетность АО ОПХ "Красная звезда" за 2015 год, в том числе отчет о прибылях и убытках.
Решением N 3 годового общего собрания акционеров АО ОПХ "Красная звезда" утверждено распределение чистой прибыли АО ОПХ "Красная звезда" за 2015 год, рекомендованное советом директоров АО ОПХ "Красная звезда" (протокол заседания совета директоров АО ОПХ "Красная звезда" от 20.05.2016 N 4) в размере 17 998 000 руб. следующим образом: 8 999 000 руб. - на выплату дивидендов; 359 960 руб. - на выплату вознаграждения членам совета директоров; 8 639 040 руб. - на развитие материально-технической базы АО ОПХ "Красная звезда".
Ссылаясь на незаконность п. 3 распоряжения N 139 от 17.06.2016 в части распределения чистой прибыли, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленного иска.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
На основании ст. 225.1. АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией.
В соответствии с п. 2 ст. 31 Федерального закона N 208-ФЗ от 26.12.1995 "Об акционерных обществах" (далее - ФЗ "Об акционерных обществах") акционеры - владельцы обыкновенных акций общества могут в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом общества участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества - право на получение части его имущества.
Как следует из материалов дела, Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом является акционером АО ОПХ "Красная Звезда".
Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 24.04.2015 N 165 "О закреплении федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных казенных предприятий, акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью с государственным участием за структурными подразделениями Росимущества, а также делегировании территориальным управлениям Росимущества отдельных прав акционера - Российской Федерации по акционерным обществам" в целях дальнейшего совершенствования порядка осуществления полномочий собственника от имени Российской Федерации в отношении пакетов акций (долей) акционерных обществ утвержден перечень акционерных обществ, отдельные права акционера - Российской Федерации по которым осуществляют ТУ Росимущества (Приложение N 3).
В п. 828 указанного перечня содержатся сведения о том, что в отношении ОАО ОПХ "Красная звезда" (в настоящее время АО ОПХ "Красная звезда") отдельные права акционера - Российской Федерации осуществляет ТУ Росимущества в Орловской области (правопредшественник МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях).
В соответствии с п. 1 ст. 42 ФЗ "Об акционерных обществах" общество вправе по результатам отчетного года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Решение о выплате (объявлении) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия и девяти месяцев финансового года может быть принято в течение трех месяцев после окончания соответствующего периода. Общество обязано выплатить объявленные по акциям каждой категории (типа) дивиденды. Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом.
В соответствии с п. 11.2 Устава АО ОПХ "Красная звезда" дивиденды выплачиваются деньгами.
В силу п. 3 ст. 42, подп. 10.1 п. 1 ст. 48 ФЗ "Об акционерных обществах" решения о выплате (объявлении) дивидендов, в том числе решения о размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа), принимаются общим собранием акционеров.
При этом размер дивидендов не может быть больше рекомендованного советом директоров (наблюдательным советом) общества (п. 4 ст. 42 ФЗ "Об акционерных обществах").
Аналогичные положения содержатся в п. п. 11.3, 14.3, подп. 11 п. 14.2, подп. 9 п. 15.3 Устава АО ОПХ "Красная звезда".
В п. 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" также разъяснено, что решение о выплате (объявлении) дивидендов, в том числе о размере дивиденда и форме его выплаты, принимается общим собранием акционеров по акциям каждой категории (типа), в том числе по привилегированным, в соответствии с рекомендациями совета директоров (наблюдательного совета) общества.
В соответствии с Порядком осуществления отдельных прав акционера - Российская Федерация территориальными управлениями Росимущества, утвержденным Приказом Росимущества от 24.04.2015 N 165, позиция акционера - Российской Федерации по вопросам собраний (заседаний) органов управления акционерных обществ, отдельные права акционера - Российской Федерации, в отношении которых делегированы территориальным управлениям Росимущества (далее - делегированные общества), оформляется распоряжениями (директивами) территориальных управлений Росимущества.
В целях совершенствования управления находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и формирования доходов федерального бюджета Правительством РФ принято Распоряжение от 29.05.2006 N 774-р, в соответствии с которым федеральным органам исполнительной власти при формировании позиции акционера - Российской Федерации в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - акционерные общества) по вопросам выплаты дивидендов следует руководствоваться следующими положениями:
- направление на выплату дивидендов не менее 25 процентов чистой прибыли акционерного общества (без учета доходов, полученных от переоценки финансовых вложений), если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации (в ред. распоряжения Правительства РФ от 12.11.2012 N 2083-р);
- направление чистой прибыли, не распределенной на финансирование инвестиционных проектов и иные цели, на выплату дивидендов;
- соответствие инвестиционных проектов установленным в акционерном обществе требованиям доходности.
В соответствии с п. 2 ст. 31 ФЗ "Об акционерных обществах" акционеры - владельцы обыкновенных акций общества могут в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом общества участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества - право на получение части его имущества.
В рассматриваемом случае 17.06.2016 распоряжением ТУ Росимущества в Орловской области N 139 "О решениях годового общего собрания акционеров АО ОПХ "Красная звезда" во исполнение полномочий общего собрания акционеров АО ОПХ "Красная звезда", 100% голосующих акций, которого находится в собственности Российской Федерации, утвержден годовой отчет АО ОПХ "Красная звезда" за 2015 год, годовая бухгалтерская отчетность АО ОПХ "Красная звезда" за 2015 год, в том числе отчет о прибылях и убытках.
Решением N 3 годового общего собрания акционеров АО ОПХ "Красная звезда" утверждено распределение чистой прибыли АО ОПХ "Красная звезда" за 2015 год, рекомендованное советом директоров АО ОПХ "Красная звезда" (протокол заседания совета директоров АО ОПХ "Красная звезда" от 20.05.2016 N 4) в размере 17 998 000 руб. следующим образом: 8 999 000 руб. - на выплату дивидендов; 359 960 руб. - на выплату вознаграждения членам совета директоров; 8 639 040 руб. - на развитие материально-технической базы АО ОПХ "Красная звезда".
Арбитражный суд области обоснованно отклонил довод истца о том, что при определении размера дивидендов необходимо исключать из расчета чистой прибыли субсидии во избежание нецелевого расходования бюджетных средств и выплаты дивидендов за счет средств целевого финансирования (субсидий).
Источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества). Чистая прибыль общества определяется по данным бухгалтерской отчетности общества (п. 2 ст. 42 ФЗ "Об акционерных обществах").
В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Обстоятельство получения истцом в 2015 году субсидий в сумме 11 747 198 руб., из них 8 439 723 руб. за 2015 год и 3 307 475 руб. за 2013-2014 года, подтверждается материалами дела.
В отчете о финансовых результатах общества за 12 месяцев 2015 года отражены суммы полученных субсидий в 2015 году в строке 2340 "прочие доходы" в размере 16 669 тыс. руб., размер чистой прибыли составил 17 998 тыс. руб. (строка 2400 отчета).
Из материалов дела следует, что на момент поступления субсидий, расходы уже были понесены и отражены в бухгалтерском учете и отчетности, субсидии отражены в составе прочих доходов общества.
Учитывая, что субсидии, полученные АО ОПХ "Красная звезда", направлены на компенсацию уже понесенных расходов АО ОПХ "Красная звезда", отнесенных на затраты предприятия в момент их несения, довод истца о том, что выплата дивидендов в случае удовлетворения требований истца будет осуществлена из средств субсидий, что приведет к их нецелевому использованию, признан судом области несостоятельным.
В силу положений ст. 271 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) государственная помощь учитывается в отчете о прибылях и убытках в составе доходов организации и участвует в формировании чистой прибыли.
Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении облагаемой базы по налогу на прибыль организаций, приведен в ст. 251 НК РФ (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений).
В данном перечне не поименованы субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 774-р "О формировании позиции акционера - Российской Федерации в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности" не содержит положений об исключении сумм субсидий, получаемых из бюджета, из общей суммы чистой прибыли, подлежащей распределению на выплату дивидендов.
Таким образом, действующее законодательство не содержит положений об исключении из расчета чистой прибыли в целях определения размера дивидендов сумм полученных субсидий, отраженных в бухгалтерской отчетности АО ОПХ "Красная звезда" за 2015 год в строке "прочие доходы".
Как указал суд первой инстанции, расходы, осуществляемые (компенсируемые) за счет средств, полученных в качестве субсидий, следует рассматривать как произведенные для ведения деятельности, направленной на получение дохода, поскольку средства, полученные в качестве субсидий, учитываются в составе доходов.
Судом области также отмечено, что письмо Минэкономразвития "О решениях годовых общих собраний акционеров" Д08И-810 от 14.05.2015 и письмо заместителя руководителя Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Никитина Г.С. "О порядке учета средств целевого финансирования при расчете дивидендов ОАО" N ГН-12/10 от 07.05.2008 не являются нормативными правовыми актами, подлежащими обязательному применению.
Довод истца о том, что размер дивидендов должен определяться с учетом рекомендаций Совета директоров АО ОПХ "Красная звезда" об исключении из суммы дивидендов сумм господдержки, правильно отклонен судом первой инстанции.
Согласно протоколу N 4 от 20.05.2016 заседания Совета директоров АО ОПХ "Красная звезда" по четвертому вопросу повестки дня "о выплате дивидендов по итогам работы АО ОПХ "Красная звезда" за 2015 год" принято решение "в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 N 705-р рекомендовать выплатить дивиденды за 2015 год из расчете 50% от чистой прибыли АО ОПХ "Красная звезда" в размере 8 999 тыс. рублей". При этом при принятии решения по четвертому вопросу повестки дня Советом директоров принята во внимание позиция Управления корпоративных технологий Федерального агентства по управлению государственным имуществом, изложенная в письме Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 08.04.2015 N 311/13506 "О подготовке проведения годового общего собрания акционеров по итогам 2014 года" о том, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 774-р не предусмотрена возможность исключения из суммы чистой прибыли сумм государственных субсидий, полученных акционерным обществом в рамках каких-либо государственных программ.
Довод истца о том, что Советом директоров АО ОПХ "Красная звезда" было рекомендовано выплатить дивиденды за 2015 год в размере 3 125,5 тыс. руб. из расчета 50% от чистой прибыли АО ОПХ "Красная звезда" с учетом исключения из нее суммы господдержки и суммы выплаты вознаграждения членам Совета директоров, также не принят во внимание арбитражным судом области как не соответствующий действительному содержанию решения Совета директоров АО ОПХ "Красная звезда", принятому по четвертому вопросу повестки дня.
Исходя из буквального содержания решения Совета директоров АО ОПХ "Красная звезда" по четвертому вопросу повестки дня принято решение о рекомендации выплатить дивиденды за 2015 год в размере 8 999 тыс. руб., а также предложено акционеру при проведении годового общего собрания акционеров рассмотреть возможность при расчете размера дивидендов исключить из чистой прибыли сумму господдержки 11 747 тыс. руб. и выплатить дивиденды за 2015 год в размере 3 125,5 тыс. руб. из расчета 50% от чистой прибыли общества с учетом исключения из нее суммы господдержки и суммы выплаты вознаграждения членам Совета директоров.
Само по себе предложение акционеру при проведении годового общего собрания исключить размер субсидий из расчета чистой прибыли для выплаты дивидендов не исключает данной Советом директоров АО ОПХ "Красная звезда" рекомендации о выплате дивиденды за 2015 год в размере 8 999 тыс. руб.
Таким образом, п. 3 распоряжения ТУ Росимущества в Орловской области N 139 от 17.06.2016 в части определения акционером размера дивидендов 8 999 тыс. рублей, не превышает размера дивидендов, рекомендованного Советом директоров АО ОПХ "Красная звезда", согласно протоколу N 4 заседания Совета директоров от 20.05.2016, и является законным.
Учитывая изложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленного иска.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права основаны на неверном толковании действующего гражданского законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела и подлежат отклонению.
Иные доводы АО ОПХ "Красная звезда", изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с установленными в решении суда обстоятельствами и их оценкой, однако иная оценка заявителем этих обстоятельств не может служить основанием для отмены принятого судебного акта.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на её заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 17.10.2017 по делу N А48-4356/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
А.А. Сурненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.