г. Санкт-Петербург |
|
05 февраля 2018 г. |
Дело N А56-40547/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сотова И.В.
судей Казарян К.Г., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Панковой Н.А.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: представитель Николайчук Е.А. по доверенности от 03.10.2017 г.
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27995/2017) АС "Строительные ресурсы"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2017 по делу N А56-40547/2017 (судья Домрачева Е.Н.), принятое
по иску ООО "Тверьстройком"
к АС "Строительные ресурсы"
3-е лицо: Ассоциация Саморегулируемая организация "Тверское объединение строителей "
об обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тверьстройком" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Ассоциации строителей "Строительные ресурсы" (далее - ответчик, Ассоциация) об обязании ответчика внести в реестр членов Ассоциации сведения о добровольном прекращении членства истца в связи с переходом в другую саморегулируемую организацию в порядке части 5 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ, а также об обязании ответчика перечислить в Ассоциацию Саморегулируемая организация "Тверское объединение строителей " денежные средства компенсационного фонда в размере 200 000 руб.
Решением от 14.09.2017 г. суд обязал Ассоциацию строителей "Строительные ресурсы" (ОГРН 1117800003078 дата регистрации 20.04.2011 г.) внести в реестр членов Ассоциации строителей "Строительные ресурсы" сведения о добровольном прекращении членства с 25.11.2016 г. общества с ограниченной ответственностью "Тверьстройком" (ОГРН 1026900579310 дата регистрации 04.09.1997 г.) в данной саморегулируемой организации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 14.09.2017 г., АС "Строительные ресурсы" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворенных исковых требованиях.
В обоснование жалобы ответчик ссылается на непредоставление истцом документов, подтверждающих факт принятия решения Общего собрания участников Общества о выходе из Ассоциации, в связи с чем не представлялось возможным установить объем полномочий лица, подписавшего Уведомление о добровольном прекращении членства.
При этом, дополнительным решением от 18.01.2018 г. суд обязал Ассоциацию строителей "Строительные ресурсы" перечислить на специальный счет Ассоциации Саморегулируемой организации "Тверское объединение строителей" денежные средства компенсационного фонда в сумме 200 000 рублей, и данное (дополнительное) решение от 18.01.2018 г. кем-либо из участвующих в деле лиц не обжалуется (не оспаривается).
Истец и третье лицо в заседание апелляционного суда не явились, однако о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, а равно как считаются они извещенными и в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, содержащихся в пункте 5 постановления от 17.02.2011 г. N 12, и при соблюдении требований абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ), в связи с чем и в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело (апелляционная жалоба на решение суда от 14.09.2017 г.) рассмотрено в их отсутствие.
В судебном заседании ответчик доводы апелляционной жалобы поддержал.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке, предусмотренном статьями 268-270 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, установлено судом, ООО "Тверьстройком" было принято в члены Ассоциации строителей "Строительные ресурсы", сведения об истце внесены в реестр членов Ассоциации.
23.11.2016 г. ООО "Тверьстройком" направило в адрес Ассоциации уведомление о добровольном прекращении членства в саморегулируемой организации с 25.11.2016 г., основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство в связи с переходом в другую саморегулируемую организацию.
07.12.2016 г. ответчик принял решение об отказе в приеме уведомления истца от 23.11.2016 г. о добровольном прекращении членства.
Протоколом N 8 от 03.04.2017 г. истец был принят в члены Ассоциации Саморегулируемая организация "Тверское объединение строителей", зарегистрированной в государственном реестре саморегулируемых организаций.
В связи с переходом в другое СРО истец 10.04.2017 г. направил ответчику заявление с просьбой перечислить внесенные обществом в компенсационный фонд денежные средства в размере 200 000 руб. на счет Ассоциации Саморегулируемая организация "Тверское объединение строителей ".
Полагая, что отказ ответчика в приеме Уведомления является неправомерным, а также указав на неперечисление средств компенсационного фонда на счет третьего лица, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции решением от 14.09.2017 г. обязал ответчика внести в реестр членов Ассоциации строителей "Строительные ресурсы" сведения о добровольном прекращении членства с 25.11.2016 г. общества с ограниченной ответственностью "Тверьстройком" в данной саморегулируемой организации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 5 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) в редакции Федерального закона N 372-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации, в срок не позднее 01.12.2016 г. обязаны письменно уведомить такую организацию (далее - Уведомление):
1) о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию;
2) о сохранении членства в такой некоммерческой организации с приложением документов, предусмотренных частью 2 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с частью 6 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ членство лиц, указанных в пункте 1, прекращается с даты, указанной в таком Уведомлении, но не позднее 01.07.2017 г.
При этом, под саморегулируемой организацией в настоящей статье понимается саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее в настоящей статье - саморегулируемая организация).
В части 3 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ указано, что с 01.10.2017 г. орган надзора за саморегулируемыми организациями принимает решение об исключении некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, из государственного реестра саморегулируемых организаций в следующих случаях:
1) некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации, не представила в орган надзора за саморегулируемыми организациями документы, подтверждающие соответствие такой некоммерческой организации требованиям, установленным частями 1-4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, не зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением иностранных юридических лиц, а также случая, если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует зарегистрированная в установленном законом порядке саморегулируемая организация, соответствующая требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, не выразившие в установленный частью 5 настоящей статьи срок намерение добровольно прекратить или сохранить членство в некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, исключаются из членов такой некоммерческой организации по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации с 1 июля 2017 года.
Таким образом, в случае если членом саморегулируемой организации не будет подано уведомление о намерении добровольно прекратить членство, срок подачи которого установлен до 01.12.2016 г., саморегулируемая организация в силу вышеуказанных положений будет обязана исключать с 01.07.2017 г. своих членов, не зарегистрированных в том же субъекте, что и саморегулируемая организация.
В соответствии с указанными нормами закона истец в установленный законом срок (до 01.12.2016 г.) направил 23.11.2016 г. в адрес ответчика уведомление о добровольном прекращении членства в Ассоциации с 25.11.2017 г. с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию.
Обосновывая невозможность принятия такого уведомления, Ассоциация сослалась на Требования к членству в Ассоциации, положениями которого предусмотрено приложение к Уведомлению документов, которые не были представлены истцом, в частности: решение учредителей (участников) юридического лица - члена Ассоциации о выходе из Ассоциации.
Однако предоставление вместе с уведомлением вышеуказанных документов не предусмотрено нормами Федерального закона N 191-ФЗ.
При этом, в силу положений статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация, имеющая право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - саморегулируемая организация), обязана разработать и утвердить:
1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - свидетельство о допуске), - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;
3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
Саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить:
1) стандарты саморегулируемых организаций - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ;
2) правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Саморегулируемая организация не вправе разрабатывать и утверждать документы, устанавливающие обязательные требования к членам саморегулируемой организации, их деятельности, за исключением разработки и утверждения, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи документов.
Документы саморегулируемой организации не должны:
1) противоречить требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям технических регламентов;
2) противоречить целям, указанным в части 1 статьи 55.1 настоящего Кодекса;
3) устанавливать преимущества для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся учредителями такой организации;
4) привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам.
Ни положениями статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ни какими-то иными нормами данного Кодекса на саморегулируемые организации не возложена обязанность по разработке указанного в Федеральном законе N 191-ФЗ порядка уведомления саморегулируемой организации о намерении добровольно прекратить членство.
Данный порядок носит исключительно уведомительный характер, не предполагающий каких-либо дополнительных проверок. При необходимости и наличии сомнений в актуальности имеющейся у саморегулируемой организации сведений ею могут быть соответствующие сведения запрошены у члена СРО, представившего уведомление.
Учитывая, что в рассматриваемом случае воля истца о добровольном прекращении членства в Ассоциации в связи с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию выражена надлежащим образом в установленный законом срок, правовых оснований для отказа в прекращении членства истца в Ассоциации не имелось.
Апелляционная жалоба не содержит доводов способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта. Изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Таким образом, апелляционный суд признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела (при отсутствии помимо прочего и оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ), а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2017 г. по делу N А56-40547/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ассоциации строителей "Строительные ресурсы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Сотов |
Судьи |
К.Г. Казарян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.