г. Ессентуки |
|
05 февраля 2018 г. |
Дело N А20-2569/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровым О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.09.2017 по делу N А20-2569/2017 (судья А.Л. Сохрокова),
по заявлениям ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" и ООО "Газэнергоинформ" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по КБР об оспаривании решения и предписания, |
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР - Гаев Р.А. по доверенности N 05/02 от 09.01.2018;
от ООО "Газэнергоинформ" - Разборова Д.В. по доверенности от 19.07.2016,
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик", КБР обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением об оспаривании решения и предписания УФАС по КБР от 06.07.2017 г. по делу N ФЗ223 05-08/17.
Определением Арбитражного суда КБР 13.07.2017 заявление принято к производству по делу А20-2569/2017.
Общество с ограниченной ответственностью "Газэнергоинформ", г. Санкт-Петербург обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене Решения и Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР от 06.07.2017 по делу N ФЗ-223 05-08/17.
Определением Арбитражного суда КБР от 17.07.2017 заявление принято к производству по делу А20-2572/2017.
Определением от 02.08.2017 суд объединил дела N А20-2569/2017 и N А20-2572/2017 в одно производство, так как указанными заявлениями оспаривается одно и то же решение и предписание УФАС по одним и тем же основаниям.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО "Каббалкместпром" - как лицо на основании жалобы которого УФАС проведена проверка.
29.09.2017 судом вынесено решение об удовлетворении требований ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" и ООО "Газэнергоинформ".
УФАС по КБР не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 29.09.2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Газэнергоинформ" просит оставить решение суда от 29.09.2017 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель УФАС по КБР поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ООО "Газэнергоинформ" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru и на электронной площадки в сети Интернет (http://gazneftetorg.ru - Торговая система Газнефтеторг.ру) 05.06.2017 было размещено извещение о проведении открытого запроса предложений в электронной форме N 31705188479 "Проведение работ по заправке и восстановлению картриджей для нужд ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик"".
Согласно извещению о закупке: дата и время окончания подачи заявок -15.06.2017 в 11:59; дата и время рассмотрения заявок -22.06.2017 в 16:00; дата и время подведения итогов -22.06.2017 в 17:00.
Начальная (максимальная) цена предмета закупки: цена договора для участников, не освобожденных от уплаты НДС (с НДС): 735 885,46 рублей; цена договора для участников, использующих право на освобождение от уплаты НДС или не являющихся налогоплательщиками НДС (без НДС): 623 631,75 рублей.
Заказчиком закупки является ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик". Организатором закупки является ООО "Газэнергоинформ".
Согласно протоколу открытия доступа к заявкам, поданным в электронной форме на участие в открытом запросе предложений в электронной форме N 123857, на участие в запросе предложений было подано 3 заявки: ООО "Ант-Информ" (г.Санкт-Петербург), ООО "Каббалкместпром" (г.Нальчик), ООО"Интегра-Софт" (г. Нальчик).
Согласно протоколу рассмотрения заявок участников открытого запроса предложений в электронной форме N 123857 (размещенному в ЕИС 23.06.2017), двум участникам закупки отказано в допуске к участию в запросе предложений (ООО "Каббалкместпром", ООО "Интегра-Софт"). Процедура запроса предложений признана состоявшейся.
Основанием отказа в допуске к участию в запросе предложений ООО "Каббалкместпром" указано: п. 6.6.4 Положения о закупках, п. 2.3.2.5 документации - документы в архивах.
Основанием отказа в допуске к участию в запросе предложений ООО "Интегра-Софт" указано: п. 6.6.4 Положения о закупках, п. 1.6.1 документации - представлена недостоверная информация в части отражения цены заявки.
ООО "Каббалкместпром" обратилось в УФАС по КБР с жалобой на действия ООО "Газэнергоинформ" и ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме N 123853.
УФАС по КБР, рассмотрев указанную жалобу, признало ее обоснованной, вынесло оспариваемое решение, в котором указало, что ООО "Газэнергоинформ" и ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" нарушили требования части 1 ст. 2, пунктов 2,3,9,10 части 1 статьи 10, пункта 4 части 1 статьи 3 Федерального закона РФ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" N 223-ФЗ.
ООО "Газэнергоинформ" и ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" не согласились с вынесенным решением по делу N ФЗ-223 05-08/17 и предписанием от 06.07.2017, что и послужило основанием для обращения в арбитражный суд с данными требованиями.
Из пункта 4, части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции следует, что жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, а в случае если при рассмотрении спора применению подлежит Закон о закупках, то жалоба должна содержать указание, по крайней мере, на одно из действий (бездействий), перечисленных в ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.
В части 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" приведен исчерпывающий перечень оснований для обращения заявителя в УФАС, а именно:
1) не размещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) не размещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно позиции изложенной в определении Верховного Суда РФ от 11.04.2017 по делу N 304-КП 6-17592, А27-24989/2015 положения ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяют лишь общий порядок обращения с жалобой в антимонопольную службу, и являются общими по отношения к нормам, указанным в Законе о закупках. Соответственно, при принятии решения, какой правовой нормой руководствоваться, приоритет должен быть отдан нормам, являющимся специальными и исключающим действие общих норм. Таким образом, ч. 10 ст. 3 Закона о закупках носит специальный, императивный характер, приведенный в ней перечень случаев для обжалования действий заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим.
Если жалоба не содержит вышеназванные сведения, предусмотренные частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, то такая жалоба возвращается заявителю (ч. 9 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции) и не подлежит рассмотрению Антимонопольным органом по существу.
По мнению заявителей, так как ООО "Каббалкместпром" не обжаловало действия Организатора и Заказчика закупки по основаниям, перечисленным в ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, а оспаривало правомерность причин отклонения заявки, то УФАС по КБР рассмотрев указанную жалобу, вышло за пределы предоставленных ему полномочий, нарушив положения части 10 ст. 3 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" N 223-ФЗ.
ООО "Каббалкместпром" при обращении в УФАС по КБР указал, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, выразившимися в необоснованном отказе в допуске к участию в запросе предложений. Заявитель указывает также, что в нарушение пункта 5 статьи 4 Закона о закупках, протокол рассмотрения заявок должен быть размещен в единой информационной системе не позднее 22.06.2017, однако протокол размещен 23.06.2017. Кроме того, заявитель считает, что в документации необоснованно завышены требования к оформлению заявки на участие в запросе предложений, при этом данные требования не определены Положением о закупке.
Учитывая, что заявителем оспаривался срок размещения информации, то УФАС по КБР правомерно была принята к рассмотрению жалоба ООО "Каббалкместпром".
Согласно извещению о закупке: дата и время рассмотрения заявок -22.06.2017 в 16:00. Следовательно протокол рассмотрения заявок участников открытого запроса предложений в электронной форме N 123857 был подписан 22.06.2017.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, протокол рассмотрения заявок участников открытого запроса предложений в электронной форме N 123857 в ЕСИ был размещен 23.06.2017. УФАС по КБР установлено, что организатором аукциона не было допущено нарушение сроков.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что УФАС по КБР не правомерно вынес решение и предписание обществу.
Между ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" (далее - Принципал) и ООО "Газэнергоинформ" (далее - Агент) заключен агентский договор N А/2016/243 от 14.12.2016, во исполнение которого ООО "Газэнергоинформ" выступает Организатором закупок для нужд ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик".
Поскольку ООО "Газэнергоинформ" по вышеуказанному агентскому договору переданы полномочия по организации и проведению закупочных процедур от имени ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик", Агент наделяется правами и обязанностями Заказчиками закупки.
Так, в силу п. 2.18.6 Агентского договора ООО "Газэнергоинформ" осуществляет рассмотрение, оценку и сопоставление заявок, представленных для участия в закупке, на предмет их соответствия требованиям, которые определены в извещении и документации о проведении закупки.
Согласно п. 6.6.4. Положения о закупках товаров, работ, услуг ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик", утвержденного Решением единственного участника ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" от 21.10.2016 N 03/16 (далее - Положение), по результатам рассмотрения и проверки информации об участниках запроса предложений Организатор вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений в случае несоответствия заявки, поданной участником запроса предложений, требованиям Документации о запросе предложений и Положения.
Таким образом, из указанного пункта Положения о закупках следует, что Организатор закупки для того, чтобы принять решение о допуске или отклонении заявки участника, обязан рассмотреть поданную заявку на предмет соответствия ее требованиям Документации о закупке и Положения о закупках товаров, работ, услуг Заказчика.
В силу пункта 12 Извещения о проведении запроса предложений участники закупки должны подать заявку в форме электронных документов через сайт торговой системы "Газнефтеторг.ру".
Согласно п. 6.4.2.1. Положения о закупках товаров, работ, услуг ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" для участия в запросе предложений участник подает заявку на участие в закупке в срок и по форме, которые установлены Документацией о закупке.
Аналогичное требование к порядку подачи заявки закреплено в п. 6.4.1.2. Положения, согласно которому для участия в запросе предложений участник процедур закупки подает заявку на участие в запросе предложений в соответствии с требованиями, установленными в документации о запросе предложений.
Следовательно, Положение о закупке содержит отсылку к Документации о запросе предложений, в том числе определяет, что требования к порядку и форме подачи заявки устанавливаются в Документации о закупке.
Требования, указанные в пунктах 6.4.1.2. и 6.4.2.1. Положения о закупках, не нарушают положений Федерального законаN 223-ФЗ "О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц" от 18 июля 2011 г. (далее - Закон N 223-ФЗ).
Напротив, в пункте 2 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ прямо предусмотрено, что требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке указываются в Документации о запросе предложений.
Как следует из Письма Министерства экономического развития РФ от 09.09.2016 N ОГ-Д28-10667. участник закупки представляет заявку в соответствии с требованиями, предусмотренными документацией о закупке, подготовленной в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ.
Организатор закупки, руководствуясь положениями пункта 2 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, пунктами 6.4.1.2. и 6.4.2.1. Положения о закупках Заказчика, правомерно указал в Документации о закупке требования к порядку подготовки заявки на участие в запросе предложений.
Таким образом, положения Документации о запросе предложений N 123857, регламентирующие порядок и форму подачи заявки, соответствуют требованиям действующего законодательства о закупках и не нарушают права и законные интересы участников запроса предложений.
Пунктом 2.3.2.3. Документации предусмотрено, что каждый документ должен быть представлен в виде отдельного файла и подписан электронной цифровой подписью. Все файлы не должны иметь защиты от их открытия, копирования их содержимого или их печати. Файлы должны быть поименованы так, чтобы из их названия было бы понятно, какой документ в каком файле располагается. Не допускается архивирование файлов в составе заявки.
ООО "Каббалтместпром" разместил на сайте торговой площадки "Газнефтеторг.ру" восемь архивных файлов, которые не были поименованы, что являлось нарушением Документации, хотя общество имело возможность исполнить требования закупочной документации.
Кроме того, обществом допущено нарушение по условиям оплаты.
В силу п. 3.29 Документации о закупке условия оплаты не являются критерием оценки заявок, а выступают в качестве обязательного требования Закупочной документации и не подлежат одностороннему изменению участниками закупочной процедуры.
Согласно п. 2.3.1.5.2 Документации если к условиям оплаты установлены обязательные требования, Участник Закупки не вправе предложить иные условия оплаты кроме тех, которые указаны в Документации.
Обязательные требования к условиям оплаты по запросу предложений N 123857 были указаны в п.3.27 Документации, так, Заказчик производит расчет по договору в следующем порядке и сроки: "Оплата Заказчиком оказанных услуг производится на основании подписанного Сторонами Акта сдачи-приемки оказанных услуг при наличии счета (счета-фактуры), оформленного в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя не позднее последнего календарного дня месяца, следующего за месяцем подписания сторонами Акта сдачи-приемки оказанных услуг".
ООО "Каббалкместпром" в письме о подаче заявки и предложении о качестве выполнения работ (форма 4) указало условия оплаты, которые не соответствуют обязательным требованиям закупочной документации, а именно: "Оплата в размере 100% осуществляется Заказчиком в срок от 26 (двадцати шести) до 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания уполномоченными представителями первичных документов, подтверждающих приёмку-передачу выполненных работ (оказанных услуг) и отвечающих требованиям законодательства РФ".
В соответствии с пп. "е" п. 2.9.2.3. Документации, п. 6.6.4. Положения о закупках товаров, работ, услуг организатор закупки отклонил заявки, которые не соответствует требованиям Документации о закупке и Положения о закупках товаров, работ, услуг Заказчика.
Суд правильно счел не обоснованным также вывод УФАС по КБР о том, что заказчик, пытался ввести участников в заблуждение, указав в пункте 3.30 информационной карты 19 дополнительных критериев:
- Цена закупки;
- Условия оплаты;
- Срок выполнения работ (оказания услуг);
- Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке;
- Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 5 (пять) лет, предшествующие дате публикации Извещения о закупке;
- Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в натуральном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке;
- Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в натуральном выражении за последние 5 (пять) лет, предшествующих дате публикации Извещения о закупке;
- Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в газовой отрасли в натуральном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке;
- Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в газовой отрасли в натуральном выражении за последние 5 (пять) лет, предшествующих дате публикации Извещения о закупке;
- Наличие трудовых ресурсов;
- Количество положительных отзывов за последние 5 (пять) лет;
- Срок гарантии качества выполненных работ (оказанных услуг) и др.
По каждому указанному в документации критерию расписаны порядок оценки критерия.
Так, по критерию "Условия оплаты" указано:
Для Участников, являющихся субъектами СМП |
Баллы R2j |
Для участников, не являющихся СМП |
Оплата в размере 100% осуществляется Заказчиком в срок от 10 (десяти) до 14 (четырнадцати) календарных дней с даты подписания уполномоченными представителями первичных документов, подтверждающих приёмку-передачу выполненных работ (оказанных услуг) и отвечающих требованиям законодательства РФ |
0 |
Оплата в размере 100% осуществляется Заказчиком в срок от 10 (десяти) до 19 (девятнадцати) календарных дней с даты подписания уполномоченными представителями первичных документов, подтверждающих приёмку-передачу выполненных работ (оказанных услуг) и отвечающих требованиям законодательства РФ |
Оплата в размере 100% осуществляется Заказчиком в срок от 15 (пятнадцати) до 19 (девятнадцати) календарных дней с даты подписания уполномоченными представителями первичных документов, подтверждающих приемку-передачу выполненных работ (оказанных услуг) и отвечающих требованиям законодательства РФ |
30 |
Оплата в размере 100% осуществляется Заказчиком в срок от 20 (двадцати) до 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания уполномоченными представителями первичных документов, подтверждающих приёмку-передачу выполненных работ (оказанных услуг) и отвечающих требованиям законодательства РФ |
Оплата в размере 100% осуществляется Заказчиком в срок от 20 (двадцати) до 25 (двадцати пяти) календарных дней с даты подписания уполномоченными представителями первичных документов, подтверждающих приёмку-передачу выполненных работ (оказанных услуг) и отвечающих требованиям законодательства РФ |
60 |
Оплата в размере 100% осуществляется Заказчиком в срок от 31 (тридцати одного) до 44 (сорока четырех) календарных дней с даты подписания уполномоченными представителями первичных документов, подтверждающих приёмку-передачу выполненных работ (оказанных услуг) и отвечающих требованиям законодательства РФ |
Оплата в размере 100% осуществляется Заказчиком в срок от 26 (двадцати шести) до 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания уполномоченными представителями первичных документов, подтверждающих приёмку-передачу выполненных работ (оказанных услуг) и отвечающих требованиям законодательства РФ |
100 |
Оплата в размере 100% осуществляется Заказчиком в срок от 45 (сорока пяти) календарных дней с даты подписания уполномоченными представителями первичных документов, подтверждающих приёмку-передачу выполненных работ (оказанных услуг) и отвечающих требованиям законодательства РФ |
Перечисление критериев не могли ввести в заблуждение общество, так как пункт 3.29 содержит исчерпывающий перечень критериев по которым будет произведена оценка. К таким критериям относятся: "Цена за единицу услуги" и "Наличие техники и оборудования".
Кроме того вопрос о том, что это общество могло быть введено в заблуждение не было предметом жалобы. Таким образом УФАС по КБР не правомерно по мнению суда вышло за пределы жалобы, в то время как оценку доводам, о нарушении указания условий оплаты УФАС по КБР не дало.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" и ООО "Газэнергоинформ".
Доводы УФАС по КБР, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.09.2017 по делу N А20-2569/2017.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.09.2017 по делу N А20-2569/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.