г. Хабаровск |
|
06 февраля 2018 г. |
А73-9935/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от ООО "Страховая компания "Даль-РОСМЕД": не явились;
от КГБУЗ "Городская поликлиника N 16" министерства здравоохранения Хабаровского края: Малашкин В.В., представитель по доверенности от 14.08.2017;
от АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед": Ренчковская С.В., представитель по доверенности от 27.11.2017 N 8,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед"
на решение от 22.11.2017
по делу N А73-9935/2017
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Лазаревой И.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Даль-РОСМЕД"
к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 16" министерства здравоохранения Хабаровского края
о взыскании 434 628,40 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "ДАЛЬ-РОСМЕД" (ОГРН 1022701131760, место нахождения: г. Хабаровск, далее - ООО "СК "ДАЛЬ-РОСМЕД") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 16" министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1022701194867, место нахождения: 680045, г. Хабаровск, далее - КГБУЗ "Городская поликлиника N 16") с требованием о взыскании штрафов в размере 434 628,40 руб.
Определением суда от 27.07.2017 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
Определением от 27.09.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением от 22.11.2017 иск удовлетворен частично: с КГБУЗ "Городская поликлиника N 16" в пользу ООО "СК "ДАЛЬ-РОСМЕД" взыскан штраф в размере 53 760 руб., судебные расходы в сумме 2 150 руб.
Акционерное общество страховая компания "СОГАЗ-Мед", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
Одновременно в апелляционной жалобе заявлено ходатайство о замене истца на правопреемника - акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ Мед" (ОГРН 1027739008440, АО "СК "СОГАЗ Мед") в соответствии со статьей 48 АПК РФ, в связи с реорганизацией юридического лица ООО "СК "ДАЛЬ-РОСМЕД" в форме присоединения к АО "СК "СОГАЗ Мед".
В обоснование жалобы указано на необоснованную ссылку суда на Приложение N 10 к Соглашению о тарифах на 2016 г., поскольку тариф, установленный в приложении, применяется для оплаты медицинской помощи, а не для определения размера санкций; вывод суда о том, что расчет суммы штрафа в отношении ответчика должен осуществляться с применением размера подушевого финансирования, установленного Соглашением о тарифах, не соответствует нормативно-правовым актам.
Отзыв на жалобу не представлен.
Ходатайство о правопреемстве подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил (часть 3 статьи 48 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть произведена в форме: слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.
С учетом представленных документов и норм права, апелляционный суд считает возможным произвести замену истца по настоящему делу на правопреемника - АО "СК "СОГАЗ Мед" (ОГРН 1027739008440).
В судебном заседании представитель АО "СК "СОГАЗ Мед" поддержала доводы жалобы, настаивая на ее удовлетворении.
Представитель КГБУЗ "Городская поликлиника N 16" возражал по доводам апелляционной жалобы, дав соответствующие пояснения.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Согласно материалам дела 01.01.2013 между ООО "Страховая компания "Даль-Росмед" (СМО) и КГБУЗ "Городская поликлиника N 16" (медицинская организация) заключен договор N 26 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, по условиям которого медицинская организация обязалась оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязалась оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В силу договора страхования СМО вправе получать от медицинской организации сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением требований к предоставлению медицинской помощи застрахованным лицам, информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи и иные сведения об объеме и в порядке, определенных договором, осуществлять проверку их достоверности, обеспечивать их конфиденциальность и сохранность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 2.1).
При выявлении нарушений обязательств, установленных договором, СМО вправе не оплачивать или не полностью оплачивать затраты медицинской организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в страховую медицинскую организацию и (или) уплаты организацией штрафов (пункт 2.2).
Согласно пункту 4.1 договора страхования СМО обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам, в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 1 к настоящему договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - территориальный фонд) путем перечисления указанных средств на расчетный счет организации на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов, до 25 числа каждого месяца включительно.
Пунктом 5.4 договора предусмотрена обязанность медицинской организации представлять СМО сведения, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (медицинскую, учетно-отчетную документацию, результаты внутреннего и ведомственного контроля качества медицинской помощи при наличии).
В силу пункта 8.1 договора медицинская организация несет ответственность в соответствии со статьями 39 и 41 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Обязательства медицинской организации, следствием неисполнения которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, в том числе размер сумм, не подлежащих оплате и штрафов, предусмотрены в Приложении N 3 к договору.
Согласно части 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, включающим в себя методику исчисления неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, указанных штрафов и установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Пунктом 66 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (утв. Приказом ФФОМС от 01.12.2010 N 230) (далее - Приказ ФФОМС N 230) установлено, что результатом контроля (в том числе по итогам проведенной МЭЭ, в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) является уплата медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества (по страховому случаю, при котором дефекты медицинской помощи и/или нарушения при оказании медицинской помощи).
Размеры санкций установлены в Соглашении о тарифах на 2016 год в виде перечня "Размер неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также 2016 год) и Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2016 год (утверждена постановлением Правительства Хабаровского края от 24.12.2015 N 467-пр).
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной ООО "Страховая компания "Даль-Росмед" экспертизы выявлены нарушения, выразившиеся в несоответствии данных первичной медицинской документации данным реестра счетов, выставленных на оплату.
На основании актов ЭКМП, МЭЭ оформлены предписания: N 360 от 28.09.2016, N 396 от 28.09.2016, N 577 от 20.01.2017, N 578 от 20.01.2017 на уплату штрафов на общую сумму 434 628,40 руб.
В связи с неисполнением предписаний страховой медицинской организации об оплате штрафов в адрес ответчика направлены претензии N 779 от 27.02.2017, исх. N 6100 от 26.10.2016, оставленные последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, подлежат регулированию Законом N 326-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 39 указанного Федерального закона договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом (часть 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
В соответствии с частью 9 статьи 40 Закона N 326-ФЗ результаты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи оформляются соответствующими актами по формам, установленным Федеральным фондом.
По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные статьей 41 настоящего Федерального закона и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования (часть 10 статьи 40 Закона N 326- ФЗ).
Пунктом 7 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 (далее - Порядок), предусмотрено, что медико-экономический контроль в соответствии с частью 3 статьи 40 Закона N 326-ФЗ представляет собой установление соответствия сведений об объемах оказанной медицинской помощи застрахованным лицам на основании предоставленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, территориальной программе обязательного медицинского страхования, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи. Медико-экономический контроль осуществляется специалистами страховых медицинских организаций и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 8).
В силу части 9 статьи 40 Закона N 326-ФЗ результаты медико-экономической экспертизы, оформленные соответствующим актом по форме, установленной Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, являются основанием для применения к медицинской организации мер, предусмотренных статьей 41 Федерального закона, условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Статья 65 АПК РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно материалам дела акты нарушений, допущенные медицинской организацией, подтверждены актами ЭКМП, актами МЭЭ, оформленными в установленном законом порядке.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, применив указанные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности начисления истцом штрафов по предписаниям: N 360 от 28.09.2016, N 396 от 28.09.2016, N 577 от 20.01.2017, N 578 от 20.01.2017.
По расчету истца размер штрафа по предписанию N 360 от 28.09.2016 составил 13 645,70 руб. за один случай, за нарушение по пункту 4.6 (приложение N28 к Соглашению о тарифах на 2016 г.) за 3 случая - 40 937,10 руб.; по предписанию N 396 от 28.09.2016 размер штрафа - 13 645,70 руб., за 13 случаев -177 394,10 руб.; по предписанию N 577 от 20.01.2017 размер штрафа - 13 510,10 руб. за одни случай, за 15 случаев - 202 651,50 руб.; по предписанию N 578 от 20.01.2017 размер штрафа за один случай - 13 645,70 руб.
Общая сумма штрафа составила 434 628,40 руб.
Проверив расчет истца, судом первой инстанции принят во внимание контррасчет ответчика, в соответствии с которым размер штрафа по предписанию N 360 составил 5 040 руб., по предписанию N 396 - 21 840 руб., по предписанию N 577 - 25 200 руб., по предписанию N 578 - 1 680 руб.; всего - 53 760 руб., исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации.
Частью 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, включающим в себя методику исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, указанных штрафов и установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи и штрафов, исчисленных и установленных в соответствии с настоящей частью, указываются в тарифном соглашении, заключаемом в соответствии с частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 127.5 Правил обязательного медицинского страхования (утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н) размер штрафа, применяемого к медицинской организации за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества (Сшт ), рассчитывается по формуле:
Сшт = РП *Кшт, где:
РП - размер подушевого норматива финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации на дату оказания/отказа в оказании медицинской помощи;
Кшт - коэффициент для определения размера штрафа - устанавливается в соответствии с Перечнем оснований.
В силу пункта 4.2 Соглашения о тарифах на оплату медицинской помощи по обязательному медицинской страхованию на территории Хабаровского края от 29.12.2015 для медицинских организаций, финансируемых в рамках подушевого способа оплаты (АПП, СМП), в целях осуществления расчетов размера неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи или штрафа, а также определения размера суммы регрессного взыскания используются тарифы за единицу объема медицинской помощи (Приложение N 5) и (или) тарифы за выполненный вызов скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации, применяемые для осуществления межтерриториальных расчетов (Приложение N 24).
Приложением N 10 к Соглашению о тарифах установлен размер подушевого финансирования, составляющий 1 200 руб., а с учетом коэффициента дифференциации (КД) - 1 680 руб. для КГБУЗ "Городская поликлиника N 16".
Учитывая установленный для ответчика размер подушевого финансирования, суд первой инстанции счел контррасчет КГБУЗ "Городская поликлиника N 16" обоснованным, взыскав штраф в сумме 53 760 руб.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном применении подушевого норматива финансирования, установленного Соглашением о тарифах на 2016 год, поскольку в Соглашении о тарифах не указан "подушевой норматив финансирования", а указаны подушевые нормативы финансирования по видам и условиям оказания медицинской помощи, применяемые в целях оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, а не в целях определения штрафа, подлежит отклонению, как основанные на неверном толковании норм права и самого Соглашения о тарифах на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Хабаровского края от 29.12.2015, а также части 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ.
Таким образом, поскольку данное Соглашение (пункт 4.2), подписанное ООО "СК ДАЛЬ-РОСМЕД", содержит условие о размере штрафов, применяемых к медицинским организациям, КГБУЗ "Городская поликлиника N 16" относится к медицинским организациям, финансируемым в рамках подушевого способа оплаты, применение Соглашения при производстве контррасчета штрафа является правомерным.
При этом, само по себе подписание актов проверок ответчиком без разногласий не свидетельствует о согласии с размером штрафа, который в актах не был указан.
С учетом установленного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В этой связи решение отмене или изменению не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 48, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену истца общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "ДАЛЬ-РОСМЕД" (ОГРН 1022701131760) на правопреемника - акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ОГРН 1027739008440).
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.11.2017 по делу N А73-9935/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.