г. Вологда |
|
05 февраля 2018 г. |
Дело N А44-3191/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 февраля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.
при участии от администрации Великого Новгорода Алфимова О.В. по доверенности от 19.09.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 октября 2017 года по делу N А44-3191/2017 (судья Деменцова И.Н.),
установил:
администрация Великого Новгорода (место нахождения: 173007, Великий Новгород, ул. Большая Власьевская, д. 4; ОГРН 1035300275372, ИНН 5321035692, далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области (место нахождения: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; ОГРН 1025300788094, ИНН 5321028776, далее - Департамент финансов), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (место нахождения: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1; ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, далее - Министерство финансов) о взыскании 7 635 620 руб. убытков причиненных в результате обеспечения жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области.
Решением суда от 26 октября 2017 года с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу администрации Великого Новгорода взыскано 7 635 620 руб. в возмещение убытков. В иске к Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области отказано.
Министерство финансов с решением не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы ссылается на отсутствие оснований для возложения на Российскую Федерацию обязанности по возмещению убытков. Полагает, что обеспечение жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, должно финансироваться за счет субъектов Российской Федерации. Администрацией пропущен срок исковой давности.
Администрация в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Новгородского районного суда Новгородской области от 27.08.2013 по делу N 2-4394/13 на Администрацию возложена обязанность предоставить Пименовой Л.В., являющейся инвалидом, страдающей тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (далее - Перечень заболеваний N 378), состоящей на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 30 кв. м на территории города Великий Новгород (том 1, листы 23-25).
Во исполнение указанного решения Администрация в соответствии с постановлением от 17.11.2014 N 5991 предоставила Пименовой Л.В. жилое помещение - однокомнатную квартиру N 73 общей площадью 30,9 кв. м, в том числе жилой 16,5 кв. м, по адресу: пр. Мира, д. 28, корп. 1 (том 1, лист 31).
Согласно муниципальному контракту от 08.10.2014 рыночная стоимость данной квартиры составила 1 701 900 руб. (том 1, листы 26-30).
20.11.2014 Пименовой Л.В. и Администрацией заключен договор социального найма N 369н на предоставленное жилое помещение (том 1, листы 32-36).
Также, вступившим в законную силу решением Новгородского районного суда Новгородской области от 03.03.2014 по делу N 2-1953/14 на Администрацию возложена обязанность предоставить Савельеву М.В., являющемуся инвалидом, страдающему тяжелой формой хронического заболевания (туберкулез), входящего в Перечень заболеваний N 378, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в границах города Великий Новгород не менее нормы предоставления, действующей на территории города Великий Новгород (том 1, листы 40-44).
Во исполнение решения суда Администрация в соответствии с постановлением от 17.11.2014 N 5992 предоставила Савельеву М.В. жилое помещение - однокомнатную квартиру N 97 общей площадью 28,0 кв. м, в том числе жилой 13 кв. м, по адресу: ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 117 (том 1, лист 51).
Согласно муниципальному контракту от 13.10.2014 рыночная стоимость данной квартиры составила 1 701 900 руб. (том 1, листы 46-50).
27.11.2014 Савельевым М.В. и Администрацией заключен договор социального найма N 383н на предоставленное жилое помещение (том 1, листы 52-56).
Вступившим в законную силу решением Новгородского районного суда Новгородской области от 04.03.2014 по делу N 2-1898/14 на Администрацию возложена обязанность предоставить Волкову Е.О., являющемуся инвалидом, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень заболеваний N 378, и Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817, состоящему на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма в границах Великого Новгорода не менее нормы предоставления, действующей на территории Великого Новгорода (том 1, листы 60-63).
Во исполнение решения суда Администрация в соответствии с постановлением от 17.11.2014 N 5990 предоставила Волкову Е.О. жилое помещение - однокомнатную квартиру N 48 общей площадью 29,1 кв. м, в том числе жилой 17,9 кв. м, в доме N 76, по Большой Санкт-Петербургской улице (том 1, лист 70).
Согласно муниципальному контракту от 09.10.2014 рыночная стоимость данной квартиры составила 1 701 900 руб. (том 1, листы 65-69).
20.11.2014 Волковым Е.О. и Администрацией заключен договор социального найма N 368н на предоставленное жилое помещение. В дальнейшем жилое помещение приватизировано и в соответствии с договором от 14.01.2015 передано в собственность нанимателя (том 1, листы 71-76).
Вступившим в законную силу решением Новгородского районного суда Новгородской области от 30.01.2015 по делу N 2-418/15 на Администрацию возложена обязанность предоставить Сандлер Г.С., являющейся инвалидом, страдающей тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень заболеваний N 378, и Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817, состоящей на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение согласно нормам предоставления жилой площади, с учетом права на дополнительную жилую площадь (том 3, листы 38-41).
Во исполнение решения суда Администрация в соответствии с постановлением от 22.09.2015 N 4056 предоставила Сандлер Г.С. жилое помещение - однокомнатную квартиру N 2 общей площадью 37,7 кв. м, в том числе жилой 19,2 кв. м, в доме N 3, корп. 2 по ул. Коровникова (том 1, лист 83).
Согласно отчету об оценке N 196-4/12/2016 рыночная стоимость квартиры по состоянию на 22.09.2015 составляет 1 349 920 руб. с НДС (том 1, листы 85-113).
Постановлением Администрации от 12.03.2015 N 1001 жилое помещение общей площадью 31,5 кв. м, расположенное по адресу: г. Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 21, корп. 3, кв. 25, было предоставлено Суханову Н.И., как лицу, имеющему право на внеочередное обеспечение жилым помещением в связи с наличием у него тяжелой формы хронического заболевания (туберкулез с бактериовыделением), входящего в Перечень заболеваний N 378 (том 1, листы 119-122).
Согласно отчету об оценке N 196-2/12/2016 рыночная стоимость предоставленной Суханову Н.И. квартиры по состоянию на 12.03.2015 составляла 1 180 000 руб. с НДС (том 1, листы 123-153).
19.03.2015 Сухановым Н.И. и Администрацией заключен договор социального найма N 167н на предоставленное жилое помещение (том 3, листы 86-89).
Ссылаясь на возникновение убытков в размере стоимости выбывших из владения муниципального образования жилых помещений, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция, проверив судебный акт, не находит оснований для его отмены или изменения.
Так, согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление следующих обстоятельств: противоправности действий (бездействия) ответчика; факта и размера понесенного ущерба; причинной связи между действиями ответчика и возникшими убытками.
В соответствии с абзацем первым статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу абзаца второго преамбулы Закона N 181-ФЗ предусмотренные данным Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения Закона N 181-ФЗ предусматривают разное правовое регулирование порядка обеспечения жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года и после указанной даты. Так, в соответствии с нормами абзацев второго и четвертого статьи 17, а также нормами статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
В отношении лиц, вставших на учет после 1 января 2005 года, абзац третий статьи 17 Закона N 181-ФЗ предусматривает, что в таком случае инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрена возможность установления федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма. Жилые помещения муниципального жилищного фонда данным категориям граждан могут предоставляться органами местного самоуправления по договорам социального найма в случае наделения муниципальных образований в установленном законодательством порядке соответствующими государственными полномочиями (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).
Пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ гарантировано гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, включенных в соответствующий перечень, право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма.
В силу положений части 1 статьи 14, статей 52, 54, 56, 57 ЖК РФ ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставление жилых помещений гражданам по договорам социального найма осуществляется органами местного самоуправления.
В части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации закреплено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в определениях от 01.09.2015 N 9-КГ-15-13, от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12721, от 11.11.2016 N 309-ЭС16-8490, установление лица, к чьим расходным обязательствам относится компенсация расходов, понесенных муниципальным образованием на обеспечение жилья инвалидов, имеющих право на его внеочередное получение, производится с учетом конкретных обстоятельств дела и действующих в спорный период норм федерального и регионального законодательства.
Как установлено судом, вопрос компенсации расходов, связанных с предоставлением жилых помещений больным туберкулезом, на территории Новгородской области соответствующими нормативными правовыми актами не урегулирован.
В связи с этим, вывод суда об отсутствии оснований полагать, что затраты на предоставление жилья льготной категории граждан, предусмотренной Законом N 77-ФЗ, должны компенсироваться за счет средств субъекта Российской Федерации, является правильным.
Учитывая, что льгота по предоставлению жилой площади лицам, страдающим заразными формами туберкулеза, предусмотрена федеральным законодательством, а также то, что порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен и компенсация расходов на обеспечение жильем лиц, страдающих заразными формами туберкулеза, не предусмотрена за счет средств субъекта Российской Федерации, финансирование расходов по предоставлению жилых помещений должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Следовательно, должником в спорном обязательстве по возмещению убытков является Российская Федерация.
Вышеназванная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.11.2016 N 309-ЭС16-8490 по делу N А50-13344/2015, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) (ред. от 26.04.2017).
Доказательств того, что в спорный период из федерального бюджета выделялись средства в виде финансовой помощи на реализацию установленных мер, ответчиком в рамках рассматриваемого дела не представлено.
Более того, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Администрация выполнила обязанность по предоставлению жилых помещений лицам, страдающим хроническими заболеваниями, однако, федеральный орган государственной власти встречную обязанность не исполнил, расходы истца не компенсировал.
Довод апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности рассмотрен судом первой инстанции и правомерно им отклонен.
В рассматриваемом случае Администрация заявила требование о взыскании убытков, следовательно, срок исковой давности следует исчислять с момента их возникновения, то есть с момента предоставления жилого помещения.
Анализ указанных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что иск предъявлен в арбитражный суд в пределах трехгодичного срока исковой давности.
По мнению апелляционной коллегии, судом первой инстанции при рассмотрении дела произведен тщательный правовой анализ всех представленных сторонами документов и дана правильная оценка доказательствам и доводам сторон.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт в апелляционной жалобе не содержится.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина подателем жалобы в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 октября 2017 года по делу N А44-3191/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.