г. Санкт-Петербург |
|
06 февраля 2018 г. |
Дело N А26-2460/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Савиной Е.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Петрук О.В.
при участии:
от истца: Суетнова-Багаева Е.В. по доверенности от 16.06.2017 N 17
от ответчика: Заречная Н.В., глава с/п на осн. распоряжения от 12.09.2013 N 64
от 3-го лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31083/2017) ООО "Петербургтеплоэнерго"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.10.2017 по делу N А26-2460/2017 (судья Васильева Л.А.), принятое
по иску ООО "Петербургтеплоэнерго"
к Администрации Ляскельского сельского поселения
3-и лица: 1)Правительство Республики Карелия, 2)Казенное учреждение Республики Карелия "Управление капитального строительства Республики Карелия"
о взыскании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (ОГРН: 1047833020058, ИНН: 7838024362; далее - истец, Общество, ООО "Петербургтеплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Администрации Ляскельского сельского поселения (далее - ответчик, Администрация) о взыскании 183 210 руб. 87 коп., в том числе 179 208 руб. 55 коп. задолженности за потребленную тепловую энергию за декабрь 2016 года в домах N N 3а и 4а по ул. Карельская в п. Ляскеле, N 1а по ул. Ладожская, в деревне Хийденсельга, а также 4 002 руб. 32 коп. пеней за несвоевременную оплату тепловой энергии за период с 24.01.2017 года по 31.03.2017 года.
Представитель истца в судебном заседании уточнила исковые требования и просила взыскать с ответчика 182 810 руб. 64 коп., в том числе: 179 208 руб. 55 коп. задолженности за потребленную тепловую энергию за декабрь 2016 года, 3 602 руб. 09 коп. пеней за несвоевременную оплату тепловой энергии за период с 24.01.2017 года по 31.03.2017 года.
Решением от 04.10.2017 в иске отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь в обоснование доводов жалобы на то, что суд первой инстанции, применяя нормы ЖК РФ и Правила N 354 не учел отсутствия статуса МКД у объекта, не дал надлежащую правовую оценку, имеющимся в деле доказательствам, применил закон, не подлежащий применению. Кроме того, по мнению подателя жалобы, суд первой инстанции необоснованно не принял возражения ответчика.
В судебном заседании представитель истца доводы жалобы поддержал. Представитель истца возражал против отмены или изменения решения суда первой инстанции, приобщил к материалам дела технические условия подключения к тепловым сетям ООО "Петербургтеплоэнерго".
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в отсутствие заключенного между сторонами договора на поставку коммунального ресурса (тепловая энергия), в декабре 2016 года ООО "Петербургтеплоэнерго" поставлена в вышеуказанные многоквартирные дома ответчика тепловая энергия на сумму 183 210 руб. 87 коп. Также истцом начислены пени за несвоевременную оплату тепловой энергии на основании статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в сумме 3 602 руб. 09 коп. за период с 24.01.2017 года по 31.03.2017 года. При этом период начисления пеней определен с учетом следующих обстоятельств: установленного срока оплаты по договору 20.01.2017; с учетом времени отправки счета-фактуры 23.01.2017.
Поскольку ответчик потребленную тепловую энергию не оплатил, ООО "Петербургтеплоэнерго" обратилось в арбитражный суд.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В представленном истцом расчете иска указано, что задолженность определена по всем многоквартирным домам без выделения объема поставленной тепловой энергии по каждому многоквартирному дому в отдельности. Величина тепловой нагрузки определена в соответствии с техническими условиями подключения, выданными ООО "Гидрострой".
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) потребитель тепловой энергии - это лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность).
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 190-ФЗ количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Закона N 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 114 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила), определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 115, 116 названных Правил при отсутствии в точках учета приборов учета или работы приборов учета более 15 суток расчетного периода определение количества тепловой энергии, расходуемого на отопление и вентиляцию, осуществляется расчетным путем и основывается на пересчете базового показателя по изменению температуры наружного воздуха за весь расчетный период.
В качестве базового показателя принимается значение тепловой нагрузки, указанное в договоре теплоснабжения.
В силу пункта 117 Правил пересчет базового показателя производится по фактической среднесуточной температуре наружного воздуха за расчетный период, принимаемой по данным метеорологических наблюдений ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции оказания государственных услуг в области гидрометеорологии.
Судом первой инстанции верно установлено, что договор теплоснабжения между сторонами не заключен, соответственно, значение тепловой нагрузки сторонами не согласовано.
При таких обстоятельствах, представленный истцом расчет задолженности обоснованно признан судом не обоснованным и не подтвержденным соответствующими доказательствами.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (часть 1 статьи 548 ГК РФ). Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Принимая во внимание, что тепловая энергия поставлялась для предоставления коммунальных услуг гражданам-потребителям, к спорным правоотношениям судом первой инстанции обоснованно применены положения Жилищного Кодекса Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с пунктом 3 статьи 67 ЖК РФ плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязан вносить наниматель.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора. В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения. Наниматели жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 153 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов соответственно.
Следовательно, действующее законодательство связывает прекращение обязательств, в частности органа местного самоуправления, по внесению платы за содержание общего имущества и коммунальные услуги с моментом заселения жилого помещения, которое оформляется составлением между сторонами договора социального найма акта приема-передачи жилого помещения.
Действующим гражданским законодательством, в частности статьями 210, 249 и 294 ГК РФ, а также статьей 30 ЖК РФ именно на лицо, которому помещения в многоквартирном доме принадлежат на вещном праве, возложена обязанность по содержанию данного имущества.
Поскольку все квартиры в спорных многоквартирных домах заселены, что не оспаривается Обществом, взыскание названных расходов с Администрации фактически направлено на освобождение физических лиц (нанимателей, собственников), проживающих в жилом доме, от внесения платы за занимаемые ими помещения, что жилищным законодательством не предусмотрено.
В силу п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В силу статьи 42 Правил N 354, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к названным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
В соответствии с п. 5 Правил "Установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" утвержденными Постановлением правительства РФ от 23.05.2006 N 306, нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
Следовательно, истец расчет стоимости потребленного ресурса произвел в нарушение положения действующего законодательства.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 9.1. статьи 15 Закона N 190-ФЗ, потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Пунктом 9.4 статьи 15 Закона N 190-ФЗ установлено, что собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.
Согласно пункту 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Расчет пеней произведен истцом в нарушение пункта 9.4 статьи 15 Закона N 190-ФЗ.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы жалобы подлежат отклонению ввиду их необоснованности. Суд первой инстанции на основе полного исследования представленных доказательств установил фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, имеющие значение для дела обстоятельства выяснены в полном объеме. Следовательно, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела, в силу чего отсутствуют основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.10.2017 по делу N А26-2460/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.