г. Челябинск |
|
07 февраля 2018 г. |
Дело N А07-29004/2017 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Малышева М.Б., рассмотрел в открытом судебном заседании, без вызова сторон, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Стерлитамак Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14 декабря 2017 года по делу N А07-29004/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Валеев К.В.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Стерлитамак Республики Башкортостан (далее - заявитель, Управление, ГУ - УПФ РФ в г. Стерлитамак Республики Башкортостан, страховщик, фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к товариществу собственников жилья "Артема, 70" (далее - заинтересованное лицо, ТСЖ "Артема, 70", страхователь) о взыскании финансовых санкций в сумме 2000 рублей за непредставление в установленных законом срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за февраль 2017 года.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.12.2017 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований фонду отказано.
В апелляционной жалобе (с учетом дополнений) Управление просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального и процессуального права. В частности страховщик полагает, что в действиях ТСЖ "Артема, 70" имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) что выразилось в предоставлении страхователем недостоверных и неполных сведений по форме СЗВ-М за отчетный период февраль 2017 года. Фонд указывает на то, что сведения в отношении 4-х застрахованных лиц по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" не были представлены при первоначальном представлении. В решении суд необоснованно ссылается на пункт 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, поскольку вышеназванный приказ утратил силу. Освобождение страхователя в судебном порядке от ответственности в виде штрафа лишает смысла установления в Законе ответственности за какое-либо правонарушение и умаляет дисциплинирующий эффект от совершения правонарушения.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии со статьями 123, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без вызова сторон в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, товарищество собственников жилья "Артема, 70" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1140280053825.
ТСЖ "Артема, 70" 15.03.2017 в форме электронного документа, представило в Управление Пенсионного фонда форму СЗВ-М за февраль 2017 года, указав отчетный период - "02", и сведения о 10-ти застрахованных лиц по типу формы "исх" (л.д. 10, 11).
Заявитель 24.04.2017 представил в Управление дополняющую форму СЗВ-М за февраль 2017 на четырех застрахованных лиц, в отношении которых сведения первоначально не представлялись (л.д. 12, 13).
Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Стерлитамак Республики Башкортостан 05.05.2017 по результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета страхователем, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, был составлен акт о выявленных правонарушениях N 002S18170008679 (л.д. 15).
Управлением 07.06.2017 вынесено решение N 002S19170009702 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым ТСЖ "Артема, 70" привлечено к ответственности, предусмотренной часть 3 статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, с назначением штрафа в сумме 2000 руб. за непредставление страховщиком в установленный срок сведений о застрахованных лицах (л.д. 17).
Страхователю на основании указанного решения Управлением 30.06.2017 выставлено требование N 002S01170416735 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, ТСЖ "Артема, 70" предложено уплатить сумму финансовых санкций в срок до 18.07.2017 (л.д. 19).
Фонд 21.07.2017 обратился в арбитражный суд первой инстанции с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании финансовых санкций.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.08.2017 по делу N А07-24343/2017 судебный приказ о взыскании с ТСЖ "Артема, 70" финансовых санкций за нарушением законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период - февраль 2017 года в сумме 2 000 рублей отменен.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения Управления Пенсионного фонда за взысканием финансовой санкции в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии в действиях страхователя состава вменяемого правонарушения.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Частью 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) установлено, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в главе 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (ч. 1 ст. 213 АПК РФ).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (ч. 2 ст. 213 АПК РФ).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (ч. 4 ст. 215 АПК РФ).
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (ч. 6 ст. 215 АПК РФ).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, ТСЖ "Артема, 70" в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлены порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Страхователь предоставляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ, Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Таким образом, срок представления сведений на застрахованных лиц по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 года N 83п, за февраль 2017 года приходился на 15.03.2017.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ к правам органов Пенсионного фонда Российской Федерации отнесено в числе прочего: требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
К обязанностям органов Пенсионного фонда Российской Федерации отнесено в числе прочего, осуществление контроля за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. (статья 17 Закона N 27-ФЗ).
Для привлечения страхователя к ответственности на основании абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Из оспариваемого страхователем решения следует, что страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Ссылаясь на то, что сведения в отношении 4-х застрахованных лиц по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за февраль 2017 года представлена ТСЖ "Артема, 70" страховщику 24.04.2017 впервые, а также то, что они не были отражены в сведениях по форме СЗВ-М за февраль 2017 года с типом "исходная", апеллянт полагал, что страхователем представлены неполные и недостоверные сведения по форме СЗВ-М за февраль 2017 года.
Действительно, страхователем 24.04.2017 сведения по форме СЗВ-М за февраль 2017 года с типом "дополняющая" на четырех застрахованных лиц (А.А.О., З.А.В., К.Ю.Р., Ч.М.Н.) фактически были представлены впервые. Однако, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, страхователем в Управление также были представлены сведения на 10-ти застрахованных лиц по форме СЗВ-М за февраль 2017 года с типом формы "исходная" по электронным каналам связи 15.03.2017, то есть с соблюдением установленного законом срока (до 15.03.2017).
Следовательно, первоначальные сведения за февраль 2017 года ТСЖ "Артема, 70" были представлены своевременно (15.03.2017).
В последующем, заявителем была самостоятельно выявлена ошибка в указании сведений о застрахованных лицах, в связи, с чем ТСЖ "Артема, 70" направило в Управление дополняющую форму СЗВ-М.
Делая вывод о том, что в действиях страхователя имеется состав правонарушения, выразившейся в несвоевременном и неполном представлении ежемесячной отчетности формы СЗВ-М за февраль 2017 года Управление не учло следующее.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Федерального закона N 27-ФЗ закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ с 01 апреля 2016 года утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым, в силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы.
Всего предусмотрено три типа:
1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утв. Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Пунктом 39 указанной Инструкции установлено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В соответствии с письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Указанное письмо является действующим, не отменено, не изменено и по своей сути является указанием вышестоящего органа нижестоящему контролирующему органу, и соответственно подлежит применению в части не противоречащей утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Представленные страхователем сведения персонифицированного учета содержали недочеты, которые подлежали корректировке в установленном законом порядке.
Исследовав периоды представления страхователем в Управление Пенсионного фонда сведений о застрахованных лицах за февраль 2017 года по форме СЗВ-М - 15.03.2017 года и сведений в виде дополняющей формы СЗВ-М за февраль 2017 года на четырех застрахованных лиц - 24.04.2017, обстоятельство направления дополняющей формы СЗВ - самостоятельное выявление ошибки в представленных ранее сведениях о застрахованных лицах, и даты составления Управлением акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования - 05.05.2017, оспариваемого решения - 07.06.2017, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии вины общества в совершении нарушения требований Федерального закона N 27-ФЗ, так как оно самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях за отчетный период - февраль 2017 года и предприняло меры к ее устранению, путем направления дополняющей формы в Управление, которое, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы сведений (а не исходной), провело проверку представленных сведений, и выявило указанное выше нарушение Федерального закона N 27-ФЗ.
Кроме того, согласно пункту 39 приказа Минтруда России от 21.12.2016 N 766н органом Пенсионного фонда не направлено ни одного уведомления об обязании заявителя устранить имеющиеся расхождения, то есть, несоответствие или недостоверность представленной в отчетности информации, до предоставления заявителем дополняющей формы не выявлялась.
Ссылка Управления на применение судом первой инстанции недействующего нормативного правового акта не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку данное обстоятельство, не повлекло принятие неправильного судебного акта.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, основания для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14 декабря 2017 года по делу N А07-29004/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Стерлитамак Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.