Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 мая 2018 г. N Ф08-2392/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
07 февраля 2018 г. |
дело N А32-31439/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Р.Р. Илюшина,Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2017 по делу N А32-31439/2017 (судья Миргородская О.П.)
по иску муниципального унитарного предприятия ритуальных услуг города Краснодара
к муниципальному казённому учреждению "Управление коммунального хозяйства и благоустройства" муниципального образования город Краснодар, администрации муниципального образования город Краснодар
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие ритуальных услуг муниципального образования город Краснодар (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к МКУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства" муниципального образования город Краснодар (далее - учреждение) с требованиями о взыскании задолженности по договору ответственного хранения N 1/2015 от 12.01.2015 в размере 99 900 рублей.
Определением суда от 18.10.2017 к участию в деле в качестве соответчика было привлечено муниципальное образование г. Краснодара в лице Администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2017 иск удовлетворен по отношению к администрации муниципального образования, в иске к учреждению отказано, распределены судебные расходы.
Администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просит судебный акт в части удовлетворения требований отменить, в иске отказать, поскольку администрация муниципального образования города Краснодар является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит судебный акт оставить без изменения, полагая, что судом сделан правильный вывод о том, что администрация является надлежащим ответчиком по делу.
Согласно статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Кодекса.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 25 постановления от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
Представители сторон в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 12.01.2015 между МКУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства" муниципального образования город Краснодар от имени муниципального образования город Краснодар, именуемое "поклажедатель" и муниципальным унитарным предприятием ритуальных услуг муниципального образования город Краснодар, именуемое "хранитель" был заключен договор ответственного хранения N 1/2015, по условиям которого поклажедатель передает, а хранитель принимает на ответственное хранение и обязуется временно хранить товарно - материальные ценности, указанные в приложении N 1 к договору, а также возвратить эти товарно - материальные ценности (ТМЦ) поклажедателю в сохранности по его требованию.
Пунктом 1.3 договора стороны согласовали сроки хранения ТМЦ, начало - с момента подписания акта приема - передачи ТМЦ на хранение, окончание - до востребования, но не позднее 31.03.2015.
Согласно пункту 2.1 договора стоимость услуг составила 99 900 рублей, в том числе НДС 18%.
В соответствии с пунктом 2.2 договора, поклажедатель производит оплату в пределах утвержденных бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) путем перечисления денежных средств на расчетный счет хранителя в течении 30 дней с даты окончания срока хранения ТМЦ...
Актом приема - передачи ТМЦ на ответственное хранение ответчику были переданы ТМЦ.
Актом N 2411 от 31.03.2015ТМЦ были возвращены ответчику.
Поскольку, услуги истцом были оказаны в необходимом объеме и ответчик указанные услуги принял без претензий и возражений, на стороне ответчика возникает обязательство оплатить оказанные услуги в размере установленном договором.
Ответчик обязательства по оплате услуг не осуществил, в связи с чем истец направил в адрес ответчика претензию, которая была оставлена последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с иском.
Судом первой инстанции правильно квалифицированы правоотношения сторон, как подлежащие регулированию нормами статей 886-889 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом выполнение истцом обязательств и размер задолженности ответчиком фактически не оспариваются.
Проверяя доводы апелляционной жалобы в части определения судом первой инстанции надлежащего ответчика, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции с учетом положений пункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьям 125, 126, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" сделан правильный вывод о том, что муниципальный контракт заключен от имени, в интересах и за счет средств бюджета муниципального образования город Краснодар для обеспечения муниципальных нужд для удовлетворения потребностей населения муниципального образования, поэтому должником по обязательствам, является само муниципальное образование в лице исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город Краснодар (главного распорядителя денежных средств местного бюджета).
Как следует из материалов дела, цель заключения договора ответственного хранения от 12.01.2015 N 1/2015 явно свидетельствует о том, что договор не был направлен на удовлетворение собственных нужд МКУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства" муниципального образования город Краснодар, а был заключен для нужд муниципального образования в целом.
Из преамбулы договора также следует, что данный договор заключен от имени и в интересах муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, учреждение при заключении с истцом спорного договора действовало в интересах и от имени муниципального образования.
В пункте 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации дается понятие государственного или муниципального контракта как договора, заключенного органом государственной власти или органом местного самоуправления от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.
В силу статьи 158 и пункта 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам, предъявляемым к муниципальному образованию о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, его интересы представляет главный распорядитель бюджетных средств.
Довод администрации о том, что она не является главным распорядителем бюджетных средств в отношении учреждения является необоснованным, поскольку в соответствии со статьей 38 Устава муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 21.04.2011 N 11, администрация муниципального образования город Краснодар является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Краснодар. Администрация муниципального образования город Краснодар в области планирования, бюджета и финансов устанавливает и исполняет расходные обязательства муниципального образования город Краснодар (п. 5 ст.41 Устава).
Администрация муниципального образования город Краснодар выступает в суде от имени названного муниципального образования, осуществляя функции судебного представительства как орган общей компетенции, и является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Поскольку при заключении муниципальных контрактов на оказание услуг для муниципальных нужд муниципальные заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования, то на основании статей 125 и 126 ГК РФ должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование, в данном случае - муниципальное образование город Краснодар в лице администрации, у которого должны находиться выделенные для оплаты указанных услуг по ответственному хранению бюджетные средства.
Кроме того, исполнение судебного акта, по которому долг взыскан за счет казны публично-правового образования производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации независимо от того, в лице какого органа участвовало публично-правовое образование при рассмотрении дела в суде.
Удовлетворение иска за счет одного из органов муниципального образования не изменяет установленный нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям за счет средств казны. В данном случае муниципальное образование город Краснодар обязано организовать работу уполномоченных органов таким образом, чтобы восстановить нарушенное право истца, обеспечив координацию между различными службами вне зависимости от трудностей по исполнению, возникающих в их деятельности.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2017 по делу N А32-31439/2017 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.