Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 апреля 2018 г. N Ф05-3801/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
06 февраля 2018 г. |
Дело N А41-76724/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ИП Дубашинской Р.Э.: Елиницкий О.И., по доверенности от 19.10.2017;
от Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов: Лебеденко Е.В., по доверенности от 28.12.2017 N 204;
от Администрации городского округа Серпухов: Лебеденко Е.В., по доверенности от 29.12.2017 N 58,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дубашинской Ритты Эдуардовны на решение Арбитражного суда Московской области от 25 октября 2017 года по делу N А41-76724/17, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по исковому заявлению Администрации городского округа Серпухов, Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов к индивидуальному предпринимателю Дубашинской Ритте Эдуардовне об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Серпухов, Комитет по управлению имуществом городского округа Серпухов обратились в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Дубашинской Ритте Эдуардовне со следующими требованиями:
- обязать индивидуального предпринимателя Дубашинскую Ритту Эдуардовну в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу демонтировать и вывести за счет собственных средств самовольно установленный нестационарный торговый объект - киоск, изготовленный из металлического каркаса, обшитого металлическими листами белого-серого цвета, с остеклением и металлическими решетками, выносным холодильным оборудованием, общей площадью ориентировочно 10 кв.м., расположенный по адресу: г. Серпухов, ул. Оборонная, около дома 19; - в случае неисполнения ответчиком решения суда в установленный срок предоставить истцам право совершить соответствующие действия по демонтажу и вывозу временного сооружения за счет ответчика со взысканием с него необходимых расходов.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 октября 2017 года по делу N А41-76724/17 требования Администрации городского округа Серпухов и Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истцов против указанных доводов возражал.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 10 ноября 2014 года между Администрацией города Серпухов и индивидуальным предпринимателем Дубашинской Р.Э. заключен договор N 52/14 на право размещения нестационарного торгового объекта, по условиям которого Администрация предоставляет хозяйствующему субъекту право на размещение нестационарного торгового объекта киоска для осуществления торговой деятельности. Специализация объекта: продовольственные товары. Режим работы: с 7:00 до 22:00. Адресный ориентир в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Серпухов: ул. Оборонная, около д. 19. Срок договора составляет с 10.11.2014 по 31.12.2015.
Уведомлением от 18.07.2017 N 1.1.21/3212исх, Администрация городского округа Серпухов Московской области отказалась от договора N 52/14. Уведомление получено ответчиком 28.07.2017, что подтверждается квитанцией и отчетом об отслеживании отправлении Почты России.
Комиссией по выявлению и демонтажу самовольно установленных торговых объектов на территории городского округа Серпухов 08.08.2017 составлен акт N 11/17 об установлении факта незаконного размещения указанного нестационарного торгового объекта.
В связи с установлением факта незаконного размещения указанного выше объекта, принадлежащего ответчику, истцом в адрес ИП Дубашинской Р.Э. заказным письмом было направлено предписание о демонтаже самовольно установленного объекта и освобождения занимаемого ею земельного участка в течение двух недель с момента получения настоящего уведомления.
Поскольку предписание ответчиком исполнено не было, истцы обратились в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" установлено, что нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 данного Закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На территории городского округа Серпухов нестационарные торговые объекты размещаются в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Серпухов Московской области" на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением главы города Серпухова от 16.02.2016 года N 336, с соответствующими изменениями, вносимыми в него, в том числе постановлением от 12.05.2017 года N 931.
В соответствии с указанной схемой предполагается размещение нестационарного торгового объекта по адресу: г. Серпухов, ул. Оборонная, около д. 19, то есть по тому адресу, по которому у ответчика размещен нестационарный торговый объект.
В своей апелляционной жалобе ответчик указывает, что поскольку в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Серпухов Московской области" предусмотрено размещение нестационарного объекта, принадлежащего предпринимателю, до 2020 года, то истцы не имеют права требовать произвести демонтаж данного нестационарного объекта.
Апелляционный суд отклоняет указанный довод, ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия:
- реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
- в соответствии с настоящим Федеральным законом разработка и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности;
- установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации;
- проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
- разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
- иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
Соответственно, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В этой связи, вопрос порядка предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли, в том числе вопросов срока размещения таких объектов, определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3.1 Методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области, утвержденных распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 02.06.2014 года N 16РВ-34, размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области осуществляется по результатам проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области, который проводится органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области после утверждения схемы в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.
Исходя из содержания пункта 3.3 Методических рекомендаций на основании утверждённой схемы и по результатам аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом заключается договор, предметом которого является предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта.
Указанные договоры могут содержать положения, регулирующие пользование земельным участком под нестационарным торговым объектом, либо ссылку на существующий договор, регулирующий пользование земельным участком.
Согласно положениям пункта 3.5 Методических рекомендаций, договор не может быть заключен на срок, превышающий срок действия схемы.
Договор заключается отдельно на каждый нестационарный торговый объект (пункт 3.7 Методических рекомендаций).
Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 01.11.2016 года N 17РВ-42 утверждено Примерное положение о проведении открытого аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также с Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся вопросы создания условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В силу положений статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления имеют право принимать соответствующие нормативные правовые акты.
В целях урегулирования вопроса размещения нестационарных объектов на территории городского округа Серпухов, решением Совета депутатов города Серпухова Московской области от 30.11.2015 года N 45/5 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области, в соответствии с которым размещение нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области осуществляется на конкурсной основе, если иное не установлено действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1.7 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области, размещение нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова осуществляется на основании договора на право размещения объекта, заключенного между администрацией города Серпухова и хозяйствующим субъектом, оформленного в соответствии с приложением N 1 к настоящему положению.
Соответственно, на территории городского округа размещение нестационарного объекта торговли осуществляется в следующем порядке:
- утверждение схемы размещение нестационарных объектов торговли; - проведение аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования;
- заключение договора на размещения нестационарного торгового объекта, сорок которого не может превышать срока действия утверждённой схемы.
В силу положений пункта 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В данном случае, несмотря на то, что сам порядок размещения нестационарного объекта торговли регулируется в административном порядке, вопросы, связанные с правами и обязанностями сторон по размещению нестационарного торгового объекта, в том числе, определение срока размещения нестационарного объекта торговли, устанавливаются договором в рамках гражданских правоотношений, складывающихся между сторонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 425 ГК РФ, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Согласно пункту 3 статьи 425 ГК РФ Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Как указывалось выше, между истцом и ответчиком 10 ноября 2014 года был заключен договор N 52/14 на право размещения нестационарного торгового объекта, сроком действия по 31.12.2015.
При этом в соответствии с пунктом 2.4.7 договора, хозяйствующий субъект (предприниматель) обязан своевременно демонтировать объект с установленного места его расположения и провести прилегающую к нестационарному объекту территорию в первоначальное состояние в течение 14 дней с момента окончания срока действия договора, а также в случае досрочного расторжения настоящего договора.
Как следует из материалов дела, и не отрицалось сторонами, по окончании срока действия договора стороны продолжали исполнять по нему принятые на себя обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ, в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В данном случае, принимая во внимание, что в соответствии с договором, заключенным между сторонами, и действующим законодательством не урегулирован вопрос, связанный с расторжением подобного вида договоров, по которым стороны продолжают исполнять принятые на себя обязательства по окончании срока их действия, суд считает, что к данным правоотношениям применимы нормы, регулирующие сходные правоотношения, связанные с действием договора аренды.
Согласно положениям статьи 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 610 ГК РФ предусмотрено, что если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.
В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
В соответствии с общими положениями гражданского законодательства, содержащимися в статьей 450.1 ГК РФ, предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).
Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В уведомлении от 18.07.2017, истец сообщил ответчику об отказе от договора и о его прекращении с момента направления уведомления.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что договор N 52/14 на право размещения нестационарного торгового объекта от 10.11.2014 в настоящее время прекратил свое действие и ответчик обязан по условиям договора демонтировать объект с установленного места его расположения.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 25 октября 2017 года по делу N А41-76724/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.