г. Москва |
|
07 февраля 2018 г. |
Дело N А40-152248/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Вигдорчика Д.Г.,
судей: |
Попова В.И., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АНО "Национальные Традиции Поволжья"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.2017 по делу N А40-152248/17, принятое судьей О.В. Сизовой
по заявлению Автономная некоммерческая организация "Национальные Традиции Поволжья"
к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве
третьи лица: 1) Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятниками истории и культуры, 2) Министерство культуры РФ
о признании незаконным решения от 13.07.2017 г. N И22-09/13615, обязании согласовать проект приказа о передаче в аренду на срок 15 лет нежилых помещений общей площадью 292,6 кв.м., расположенных по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Рождественская, д.23,
при участии:
от заявителя: |
Петрусенко А.А. по доверенности от 17.01.18; |
от заинтересованного лица: |
Зайчикова Е.А. по доверенности от 01.03.17; |
от третьих лиц: |
1.Никольская А.Н. по доверенности от 25.12.17; 2.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация "Национальные Традиции Поволжья" обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве о признании незаконным решения от 13.07.2017 г. N И22-09/13615, обязании согласовать проект приказа о передаче в аренду на срок 15 лет нежилых помещений общей площадью 292,6 кв.м., расположенных по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Рождественская, д.23.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 16.11.2017 в удовлетворении требований заявителя отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требованиях. Указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм и процессуального материального права.
Информация о принятии апелляционных жалоб вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд, решение суда от 16.11.2017 оставить без изменения.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятниками истории и культуры в судебное заседание явился, с доводами заявителя согласился, просил решение суда первой инстанции отменить
Представитель Министерства не явился, извещен надлежащим образом, своевременно.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АНО "Национальные Традиции Поволжья" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Территориального управления Росимущества в городе Москве от 13.07.2017 г. N И22- 09/13615; обязать Ответчика согласовать проект приказа Министерства культуры Российской Федерации о передаче в аренду на срок 15 (Пятнадцать) лет Заявителю нежилых помещений общей площадью 292,6 кв. м. (подвал: пом. N N 1. 3-13; антресоль: пом. NN 1-4; 1 этаж: пом. NN 1-6), расположенных по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. 2 Рождественская, д. 23, являющегося объектом культурного наследия федерального значения, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, для использования с их целевым назначением.
В обоснование заявленных требований АНО "Национальные Традиции Поволжья" ссылается на то, что согласно графе 2 Устава организации, целями являются: поддержка, развитие и продвижение культуры питания на территории Нижегородской области и других регионов Российской Федерации: пропаганда культуры национальных кухонь мира и традиций питания; сохранение и развитие культурного наследия и культурных ценностей.
Суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований, исходя из следующего.
В соответствии с п. 4.1 раздела II Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Росимущества от 5 марта 2009 г. N 67, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, зарегистрированными на территории города Москвы, а также в отношении федерального недвижимого имущества, расположенного на территории города Москвы. в том числе, составляющего казну Российской Федерации.
Согласно п. 4 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 N 537, решения о распоряжении недвижимым имуществом, закрепленным за Агентством, принимаемые Минкультуры России, подлежат обязательному согласованию с Росимуществом.
05.04.2016 г. Автономная некоммерческая организация "Национальные Традиции Поволжья" (далее - Заявитель), обратилась в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее - Агентство), по вопросу предоставления в аренду без проведения торгов помещений в объекте культурного наследия, расположенном по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 23, лит. А.
В соответствии с Письмом Агентства от 11.04.2016 г. N 817/4 филиал Агентства по Приволжскому федеральному округу предоставил документы, подтверждающие социальную ориентированность указанной некоммерческой организации в соответствии с п.1 ст. 31.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в целях направления комплекта документов на согласовании в Министерство культуры России (далее - Министерство) в рамках Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 г. N 537.
Письмом от 13 июля 2017 г. N И22-09/13615 Территориальное управление отметило, что в представленном проекте приказа Министерства в качестве основания для заключения договора аренды без торгов указаны пункт 4 части 1 и пункт 3 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Представленные для рассмотрения документы не позволяют сделать вывод о возможности применения указанной нормы закона в данном случае, поскольку цель деятельности Некоммерческой организации, указанная в Уставе не соответствует виду деятельности указанной в статье 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", позволяющей заключить договор аренды федерального недвижимого имущества без проведения процедуры торгов.
В силу пункта 1 части 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе некоммерческим организациям, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности: деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.
Согласно Уставу АНО "НТИ", исходя из целей своей организации, является некоммерческой организацией, преследующей цели по поддержке, развитию и продвижению культуры питания на территории Нижегородской области, а также иных регионов Российской Федерации; по пропаганде культуры национальных кухонь мира и традиций питания; по сохранению и развитию культурного наследия и культурных ценностей.
В соответствии с частью 3 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций. В силу пункта 6 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.
В соответствии с пунктом 7 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций. Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, а также порядок и условия предоставления во владение и (или) в пользование включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (п. 8 ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях).
Обязательным условием для предоставления нежилых помещений, общей площадью 292,6 кв.м. (подвал: пом. N N 1, 3-13; антресоль: пом. NN 1-4; 1 этаж: пом. NN 1-6), расположенных по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Рождественская, д. 23. является включение их в специальный перечень государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям.
При этом, апелляционная коллегия, соглашается с выводом суда первой инстанции, что АНО "НТИ" в данном споре не является надлежащим заинтересованным лицом, поскольку письмом Территориального управление не был согласован приказ Минкультуры России.
Апелляционный суд также учитывает, что третьим лицом ФГБУК АУИПИК в суд первой инстанции были представлены копии доказательств, подтверждающих социальную ориентированность деятельности заявителя. При этом согласно объяснениям ответчика указанные доказательства были представлены исключительно в суд первой инстанции. Доказательств обратного заявителем и третьими лицами не представлено. Таким образом, указанные доказательства не были представлены ответчику и не могли быть им учтены при принятии обжалуемого решения. При этом процедура обжалования ненормативного правового акта не может подменять административную процедуру.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Довод апелляционной жалобы, что заявитель не было извещено надлежащим образом о дате судебного заседания, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный и не соответствующий материалам дела.
Положениями части 1 статьи 121 АПК РФ предусмотрено, что по общему правилу лица, участвующие в деле и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания путем направления копии судебного акта не позднее, чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Согласно статье 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
Таким образом, суд может рассмотреть дело в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, если он сделал все от него зависящее для их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, использовал все доступные суду способы для обеспечения заинтересованному лицу возможности участия в процессе.
В пунктах 4 и 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" разъяснено, что арбитражный суд к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия должен располагать сведениями о получении лицом, участвующим в деле, иным участником арбитражного процесса копии первого судебного акта по делу либо иными сведениями, указанными в части 3 статьи 123 АПК РФ. Первым судебным актом для лица, участвующего в деле, является определение о принятии искового заявления (заявления) к производству и возбуждении производства по делу.
Из материалов дела следует, что определением от 21.08.2017 предварительное судебное заседание назначено на 21.09.2017. Согласно протоколу судебного заседания от 21.09.2017 представитель заявителя по доверенности (Маляков Е.И.) обеспечил явку в судебное заседание, расписался в извещении о времени и месте судебного заседания, назначенного на 26.10.2017 (л.д.89-90). Согласно протоколу судебного заседания 26.10.2017, представитель заявителя по доверенности (Маляков Е.И.) обеспечил явку в судебное заседание, ходатайствовал перед судом об объявлении перерыва в судебном заседании. Как следует из протокола судебного заседания, ходатайство заявителя было удовлетворено и судом объявлен перерыв в судебном заседании до 02.11.2017 (л.д. 121).
В соответствии с п. 3 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Из изложенных правовых норм следует, что суд по своему усмотрению с учетом характера и сложности дела решает вопрос о возможности рассмотрения дела по существу либо отложении судебного разбирательства, то есть отложение дела является правом суда, а не обязанностью.
Суд счел возможным рассмотреть дело по имеющимся в нем доказательствам в отсутствие представителя заявителя, что не является нарушением норм процессуального права и не привело к принятию неправильного решения.
Апелляционный суд также учитывает, что заявитель в случае болезни представителя был вправе направить иного представителя.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.11.2017 по делу N А40-152248/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Г. Вигдорчик |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.