г. Воронеж |
|
1 февраля 2018 г. |
Дело N А48-5391/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 февраля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синюгиной Ю.А.,
при участии:
от ИП Главы КФХ Ветровой Александры Ивановны: Лысов С.А., представитель по доверенности от 07.07.2017, удостоверение;
от Департамента сельского хозяйства Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 02.11.2017 по делу N А48-5391/2017 (судья Володин А.В.) по заявлению Индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ветровой Александры Ивановны (ОГРНИП 308574131200010, ИНН 572000684105, Орловская область) к Департаменту сельского хозяйства Орловской области (ОГРН 1065753011477, ИНН 5753039990) о признании незаконным бездействие Департамента сельского хозяйства Орловской области, выразившееся в непредоставлении субсидии,
УСТАНОВИЛ :
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ветрова Александра Ивановна (далее - заявитель, глава КФХ Ветрова А.И.) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Департаменту сельского хозяйства Орловской области (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным бездействие Департамента сельского хозяйства Орловской области, выразившееся в непредоставлении ИП Главе КФХ Ветровой Александре Ивановне субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производств семенного картофеля, семян сельскохозяйственных культур и овощей открытого грунта в размере 602 700 рублей и возврате письмом N 8-1/1278 от 14.06.2017 заявления о предоставлении субсидии и прилагаемых документов, и устранить допущенные нарушения путем обязания Департамента сельского хозяйства Орловской области предоставить ИП Главе КФХ Ветровой Александре Ивановне субсидию на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производств семенного картофеля, семян сельскохозяйственных культур и овощей открытого грунта в размере 602 700 рублей (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 02.11.2017 по делу N А48-5391/2017 заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Департамента сельского хозяйства Орловской области, выразившееся в непредоставлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ветровой Александре Ивановне субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производств семенного картофеля, семян сельскохозяйственных культур и овощей открытого грунта в размере 602 700 руб. и возврате письмом N 8-1/1278 от 14.06.2017 заявления о предоставлении субсидии и прилагаемых документов и Департамент сельского хозяйства Орловской области обязан устранить нарушения прав и законных интересов путем предоставления главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ветровой Александре Ивановне субсидию на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производств семенного картофеля, семян сельскохозяйственных культур и овощей открытого грунта в размере 602 700 руб.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Департамент обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что Департаментом не были совершены действия по установлению оснований для предоставления субсидий либо отказа для ее предоставления. Пакет документов, представленный в Департамент на оказание субсидии, был возвращен заявителю в полном объеме без рассмотрения.
Также указывает, что суд первой инстанции не выяснил и не дал надлежащей оценки тому, имелись на дату подачи заявления индивидуальным предпринимателем бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на выплату субсидии.
Считает, что суд первой инстанции неверно указал способ защиты нарушенного права.
Полагает, что суд не может обязать Департамент выдать субсидию, а только может обязать Департамент рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок.
В представленном суду отзыве ИП глава КФХ Ветрова А.И. соглашается с выводами суда первой инстанции, настаивает на несостоятельности доводов заявителя апелляционной жалобы.
Представитель ИП главы КФХ Ветровой А.И. в судебном заседании просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департамент явку своих представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не обеспечил, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.
Дело рассматривалось в отсутствие представителей указанного лица в порядке ст.ст.123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, Ветрова Александра Ивановна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и является главой крестьянского (фермерского) хозяйства (выписка из ЕГРП).
17.03.2017 между ЗАО "Октябрьское" (Поставщик) и ИП Главой КФХ Ветровой А.И. (Покупатель) был заключен договор поставки N 27 кс, по условиям которого Поставщик обязуется поставить Покупателю, а Покупатель принять и своевременно оплатить картофель семенной в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Договором.
В силу п. 1.2 Договора наименование, ассортимент, количество, цена Товара согласовываются сторонами в спецификации, а также указываются в товаросопроводительной документации. Спецификация является неотъемлемой частью данного Договора.
Согласно спецификации к Договору Покупателем был приобретен, в том числе, картофель "Невский", с/элита в количестве 44 тонны стоимостью 836 000 рублей, который был поставлен заявителю. На указанное количество картофеля выдан сертификат РСЦ 047 003 Е1 0399-17 от 24.04.2017.
Из акта N 4 апробации сортовых посевов картофеля от 17.07.2017 следует, что картофель сорта "Невский" на площади 21 га посажен ИП Главой КФХ Ветровой А.И. семенами, полученными от ЗАО "Октябрьский" согласно указанному сертификату.
Из п. 3 акта N 4 от 17.07.2017 следует, что указанный сорт картофеля был посажен в период с 01.05.2017 по 03.05.2017.
Согласно п.4 акта N 4 от 17.07.2017 на 1 га высажено 2,1 тонн картофеля, что в перерасчете на 21 га составляет 44 тонны.
05.06.2017 в Департамент сельского хозяйства Орловской области от ИП (Главы КФХ) Ветровой А.И. поступило заявление на предоставление субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производств семенного картофеля, семян сельскохозяйственных культур и овощей открытого грунта с приложениями.
Департаментом сельского хозяйства Орловской области в соответствии с пунктом 10 Порядка предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля, семян сельскохозяйственных культур и овощей открытого грунта (Приложение 2 к постановлению Правительства Орловской области от 13.02.2013 года N 34) были рассмотрены представленные ИП (Главой КФХ) Ветровой А. И. документы.
14.06.2017 Департамент сельского хозяйства Орловской области направил в адрес ИП главе КФХ Ветровой А.И. письмо N 8-1/1278, а также документы, ранее поданные заявителем, указав, что согласно разъяснению Минсельхоза России, предоставление второй субсидии в этом случае невозможно, поскольку возможен только один вид поддержки на 1 га площади, занятой семенным картофелем.
Не согласившись с бездействием Департамента сельского хозяйства Орловской области, выразившимся в непредоставлении ИП Главе КФХ Ветровой Александре Ивановне субсидии индивидуальный предприниматель обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
- из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
- из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
- из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса установлены в приложении N 9 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 года N 717 (далее - Государственная программа).
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства установлены в приложении N 7 к Государственной программе (далее Правила N7).
Подпунктом "б" пункта 2 Правил N 7 установлено, что субсидии предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией государственной программы субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям по направлению оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы, семян подсолнечника, семян сахарной свеклы и овощей открытого грунта на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы, семян подсолнечника, семян сахарной свеклы и овощей открытого грунта, в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в расчете на 1 гектар посевной площади.
В качестве Приложения N 1 Приказом Минсельхоза России от 09.03.2017 N 106 утвержден Перечень семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы, семян подсолнечника, семян сахарной свеклы и овощей открытого грунта, в который вошел, в том числе, и элитный семенной картофель.
Согласно п.7 Правил N 7 поддержка в области развития производства семенного картофеля, семян и овощей открытого грунта осуществляется при наличии у сельскохозяйственного товаропроизводителя:
а) посевных площадей, занятых семенным картофелем, и (или) семенными посевами кукурузы для производства семян родительских форм гибридов и гибридов первого поколения F1, и (или) семенными посевами подсолнечника для производства семян родительских форм гибридов и гибридов первого поколения F1, а также оригинальных и элитных семян, и (или) семенными посевами сахарной свеклы для производства семян родительских форм гибридов и гибридов первого поколения F1, и (или) овощами открытого грунта, и (или) маточниками овощных культур открытого грунта, и (или) семенниками овощных культур открытого грунта;
б) документов, подтверждающих производство и реализацию семенного картофеля, и (или) овощей открытого грунта, и (или) семян овощных культур открытого грунта, и (или) семян кукурузы, и (или) семян подсолнечника, и (или) семян сахарной свеклы либо производство и использование семенного картофеля, и (или) семян овощных культур, и (или) семян кукурузы, и (или) семян подсолнечника, и (или) семян сахарной свеклы для посадки (посева) в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
в) подтверждения соответствия партий семян семенного картофеля, и (или) семян кукурузы, и (или) семян подсолнечника, и (или) семян сахарной свеклы, и (или) семян овощных культур открытого фунта документам в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О техническом регулировании".
Из указанных приложений к Государственной программе усматривается, что одним из условий предоставления и расходования субсидий из федерального бюджета является наличие Государственной программы субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Орловской области утверждено постановление от 27.11.2012 года N 436 "Об утверждении Государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области" (далее - государственная программа Орловской области).
В целях реализации мероприятий Государственной программы и государственной программы Орловской области Правительством Орловской области приняты постановление от 09.02.2017 года N 34 "О субсидировании мероприятий, направленных на развитие агропромышленного комплекса" и постановление от 13.02.2013 года N 34 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и порядка предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля, семян сельскохозяйственных культур и овощей открытого грунта".
В силу п. 7 данного Порядка сельскохозяйственные товаропроизводители для получения субсидий представляют в Департамент следующие документы:
1) заявление на предоставление субсидии (далее также - заявление), в котором подтверждается:
- наличие статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя;
- соответствие требованиям, указанным в пункте 8 настоящего Порядка;
2) справку-расчет на предоставление субсидии;
3) справку об итогах сева под урожай текущего года, согласованную с районным органом управления агропромышленным комплексом;
4) подтверждение соответствия использованных под урожай текущего года партий семян семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы, семян сахарной свеклы, семян подсолнечника сертификатами соответствия и (или) актами апробации;
5) справку о структуре уставного (складочного) капитала (для юридических лиц);
6) проект соглашения о предоставлении субсидии, в обязательном порядке предусматривающий положения о согласии получателя субсидии на осуществление Департаментом и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии, устанавливающий показатель (показатели) результативности предоставления субсидии, основания возврата полученных субсидий, в соответствии с типовой формой, установленной Департаментом финансов Орловской области (далее - соглашение о предоставлении субсидии);
7) в срок до 20 декабря текущего года - справку о сборе урожая семенного картофеля и (или) овощей открытого грунта за текущий год, согласованную с районным органом управления агропромышленным комплексом, и заверенные получателем копии документов, подтверждающих реализацию семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы, семян сахарной свеклы, семян подсолнечника, направленных на посадку (посев) в целях их размножения на собственных и (или) арендованных землях в текущем году;
8) документы, подтверждающие соответствие требованиям, указанным в подпунктах 1-3 пункта 8 настоящего Порядка (представляются по собственной инициативе).
Согласно п.8 указанного Порядка получатели субсидии должны соответствовать следующим требованиям:
1) у получателей субсидий должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) получатели субсидий не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50%:
3) получатели субсидий не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не должны иметь ограничения на осуществление хозяйственной деятельности;
4) получатели субсидий не должны получать средства из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, указанные в пункте 3 настоящего Порядка.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что 05.06.2017 в Департамент сельского хозяйства Орловской области от ИП главы КФХ Ветровой А.И. поступило заявление на предоставление субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производств семенного картофеля, семян сельскохозяйственных культур и овощей открытого грунта.
К заявлению были приложены документы, а именно:
- справка-расчет на предоставление субсидии - в 2 экз.;
- справка о структуре уставного (складочного) капитала - в 1 экз.;
- справка об итогах сева под урожай текущего финансового года - в 1 экз.;
- копия сертификатов соответствия и (или) актов апробации, подтверждающих соответствие использованных под урожай текущего года партий семян семенного картофеля, овощных культур открытого грунта, кукурузы, сахарной свеклы, подсолнечника;
- проект соглашения о предоставлении субсидии - в 2 экз.
В срок до 20 декабря текущего года заявитель обязался представить:
- справку о сборе урожая семенного картофеля и (или) овощей открытого грунта за текущий год, согласованную с районным органом управления агропромышленным комплексом;
- заверенные получателем копии документов, подтверждающих реализацию семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы, семян сахарной свеклы, семян подсолнечника, направленных на посадку (посев) в целях их размножения на собственных и (или) арендованных землях в текущем году.
Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заявителем был соблюден п. 7 Порядка предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и порядка предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля, семян сельскохозяйственных культур и овощей открытого грунта.
Письмом от 14.06.2017 N 8-1/1278 Департамент сельского хозяйства Орловской области возвратил пакет документов, представленный на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производств семенного картофеля, семян сельскохозяйственных культур и овощей открытого грунта, указав, что ИП Глава КФХ Ветрова А. И. в 2017 году уже получила субсидию на имеющиеся у нее посевные площади под сельскохозяйственными культурами, учитывая письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 17.05.2017 года N 19/2433, согласно которому в финансовом году может оказываться один вид поддержки на 1 гектар площади.
Вместе с тем, как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.04.2017 на основании заявления о предоставлении субсидии между Департаментом сельского хозяйства Орловской области и ИП главой КФХ Ветровой А. И. было заключено Соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса N 62/3 (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 1.1 предметом настоящего Соглашения является предоставление из областного бюджета в 2017 году субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.
Пунктом 2.1 Соглашения предусмотрено, что субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Департаменту как получателю средств областного бюджета на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения, в следующем размере: в 2017 году 26 615 (двадцать шесть тысяч шестьсот пятнадцать) рублей 00 копеек.
05.05.2017 между Департаментом сельского хозяйства Орловской области и ИП Главой КФХ Ветровой А. И. было заключено дополнительное соглашение N 1 к соглашению о предоставлении из областного бюджета субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса от 11.04.2017 N 62/3.
Пункт 2.1 Соглашения был изложен в следующей редакции: "Субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Департаменту как получателю средств областного бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения, в следующем размере: в 2017 году 536 615 (пятьсот тридцать шесть шестьсот пятнадцать) рублей 00 копеек по коду БК 008 04 05 ПИВ03Я5430 814 из них: по БК 008 04 05 ПИВ03Я5438814 - 26 615; по БК 008 04 05 ПИВ03Я5435814 - 510 000".
ИП Главой КФХ Ветровой А.И. на имеющиеся у нее посевные площади под сельскохозяйственными культурами были получены субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян в сумме 510 000 рублей, в том числе из федерального бюджета - 484 500 рублей, из областного - 25 500 рублей.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 предусматривает предоставление различных видов субсидий, направленных на достижение отдельных показателей развития в сфере сельского хозяйства.
В качестве приложения N 9 к Государственной программе утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (далее - Правила N 9).
В силу пп."а" п.4 данных Правил средства из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставляются по ставкам, определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство по ставке на 1 гектар площади, занятой под сельскохозяйственной культурой.
09.02.2017 было принято постановление Правительства Орловской области N 34 "О субсидировании мероприятий, направленных на развитие агропромышленного комплекса".
Согласно п.1 данного постановления Правительства Орловской области было определено, в том числе, направление использования субсидии на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса, поступившей из федерального бюджета в областной бюджет (далее - субсидия из федерального бюджета) на приобретение элитных семян.
Одновременно, в качестве приложения N 2 к данному постановлению Правительства Орловской области был утвержден Порядок предоставления субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства.
В силу п. 3 Порядка предоставления субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства субсидии предоставляются на возмещение части затрат на приобретение элитных семян сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе льносеменоводческим станциям, льно- и пенькозаводам, у организаций, занимающихся производством семян и (или) их подготовкой к посеву (с полным технологическим циклом их подготовки к посеву в соответствии с принятой технологией по каждой сельскохозяйственной культуре), или у лиц, уполномоченных этими организациями, на 1 гектар посевной площади.
Как следует из содержания данной нормы показателем, на основании которого рассчитывается данная субсидия, является 1 га посевной площади.
При этом, в силу того же п. 3 Порядка предоставления субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства сельскохозяйственный товаропроизводитель должен иметь на территории Орловской области посевные площади под сельскохозяйственными культурами, перечень которых определяется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (при условии, что элитные семена сельскохозяйственных культур относятся к сортам, включенным в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, по конкретному региону допуска (для защищенного грунта - по световой зоне).
Как указал суд области, картофель указан в Перечне сельскохозяйственных культур, по которым предоставляются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на приобретение элитных семян, являющемся Приложением N 1 к Приказу Минсельхоза России от 11.02.2015 N 46, что дает возможность сельскохозяйственному товаропроизводителю получать субсидии в отношении приобретения элитных семян картофеля.
Для получения данной субсидии заявитель приобрел элитные семена, а затем подал вместе с соответствующим заявлением документы на возмещение части своих затрат на приобретение элитных семян.
В соответствии с п. 12 Порядка предоставления субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства в случае отсутствия оснований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, Департамент не позднее 25 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов заключает с получателем субсидии Соглашение о предоставлении субсидии и издает приказ о предоставлении субсидии (далее - приказ). Перечень получателей размещается в государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня издания приказа.
05.05.2017 между заявителем и ответчиком было заключено дополнительное соглашение N 62/3 от 11.04.2017 о предоставлении из областного бюджета субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса. В дальнейшем субсидия была выплачена заявителю.
В соответствии с п. 3 Порядка субсидии предоставляются на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы, семян подсолнечника, семян сахарной свеклы и овощей открытого грунта, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы, семян подсолнечника, семян сахарной свеклы и овощей открытого грунта, в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в расчете на 1 гектар посевной площади (далее - поддержка в области развития производства семенного картофеля, семян сельскохозяйственных культур и овощей открытого грунта, получатель).
Как верно отметил суд первой инстанции, ИП Глава КФХ Ветрова А.И. с момента обращения за получением второй субсидии и до настоящего времени не получает данный вид субсидии, хотя требованиям, предъявляемым для получения субсидии также соответствует. Ранее ИП Глава КФХ Ветрова А.И. получала субсидию на возмещение части затрат на приобретение элитных семян семенного картофеля.
Заявителю в 2017 году была предоставлена субсидия на возмещение части затрат на приобретение элитных семян семенного картофеля. Показателем, на основании которого рассчитывается данная субсидия, является 1 га посевной площади. Для получения данной субсидии заявитель приобрел элитные семена, а затем подал документы на возмещение части своих затрат.
В дальнейшем заявитель обратился за другой субсидией - на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителям в области развития производства семенного картофеля. Показателем, на основании которого рассчитывается данная субсидия, также является 1 га посевной площади. Однако для получения данной субсидии необходимо засеять посевную площадь и получить урожай семенного картофеля элитной категории.
На основании изложенного апелляционная коллегия соглашается с судом области, что цели и основания предоставления субсидий различаются.
В соответствии с п.9 Порядка документы на получение второй субсидии должны быть представлены в период времени с 1 июня по 15 июня текущего финансового года, за исключением документа, указанного в подпункте 7 пункта 7 настоящего Порядка.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что ИП Глава КФХ Ветрова А.И. представила в Департамент полный объем документов для предоставления спорной субсидии 05 июня 2017 года, то есть в срок, предусмотренный Порядком.
В соответствии с п. 11 Порядка в предоставлении субсидии отказывается в случае:
- несоответствия заявителя требованиям, установленным настоящим Порядком:
- представления недостоверной информации и (или) представления документов, указанных в подпунктах 1-6 пункта 7 настоящего Порядка, не в полном объеме и (или) с нарушением установленных настоящим Порядком сроков;
- отсутствия на дату подачи заявления бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
Как следует из представленных ответчику документов, согласно положений п. 11 Порядка заявитель соответствует всем предъявляемым для получения субсидии требованиям.
Судом установлено, и ответчиком не опровергнуто, что ИП Глава КФХ ВЕтрова А.И. не предоставляла недостоверную информацию, представила все документы в полном объеме.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правильно установил, что оснований для отказа в предоставлении субсидий не имеется.
Согласно п. 12 Порядка в случае наличия оснований, указанных в пункте 11 настоящего Порядка, Департамент направляет заявителю уведомление об отказе в предоставлении субсидии с указанием причин отказа в течение 25 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов.
В силу п.13 Порядка в случае отсутствия оснований, указанных в пункте 11 настоящего Порядка, Департамент не позднее 25 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов заключает с получателем субсидии соглашение о предоставлении субсидии и издает приказ о предоставлении субсидии.
Согласно процедуре, установленной в пунктах 12-13 Порядка, Департамент должен был направить заявителю уведомление об отказе в предоставлении субсидии с указанием причин, предусмотренных п. 11 Порядка, либо заключить с получателем субсидии соглашение о предоставлении субсидии и издать приказ о предоставлении субсидии.
Вместе с тем, Департаментом не были совершены действия, предусмотренных действующим законодательством.
Департамент направил письмо о возвращении документов заявителю.
Указанное действие, как верно указал суд первой инстанции, не предусмотрено действующим Порядком.
Отклоняя ссылку ответчика при отказе в предоставлении субсидии на письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 17.05.2017 года N 19/2433, согласно которому в финансовом году может оказываться один вид поддержки на 1 гектар площади, занятой семенным картофелем суд области правомерно исходил из следующего.
Вопросы, связанные с предоставлением оспариваемой субсидии регулируются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Порядок, установленный Правительством Орловской области, устанавливает закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии, данные основания соответствуют основаниям, предусмотренным Общими требованиями, установленными Правительством РФ.
Министерство сельского хозяйства РФ не наделено какими-либо иными нормотворческими полномочиями, которые бы позволяли бы данному органу произвольно изменять основания для отказа в предоставлении субсидий.
Действия Департамента в возврате письмом от 14.06.2017 г. N 8-1/1278 заявления о предоставлении субсидии и прилагаемых документов являются незаконными.
Оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, о том, что бездействие Департамента сельского хозяйства Орловской области, выразившееся в непредоставлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ветровой Александре Ивановне субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производств семенного картофеля, семян сельскохозяйственных культур и овощей открытого грунта в размере 602 700 руб. и возврате письмом N 8-1/1278 от 14.06.2017 заявления о предоставлении субсидии и прилагаемых документов, является незаконным.
Правильность расчет субсидии Департаментом не опровергнута, как и не опровергнут тот факт, что заявителем предоставлены все необходимые для предоставления субсидии документы и наличие оснований для ее непредоставления.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, подлежит отклонению.
Согласно требованиям пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Статьей 4 АПК РФ установлено, что целью обращения в арбитражный суд является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При этом суд, выбирая способ восстановления нарушенного права, определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент рассмотрения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции, руководствуясь указанными выше нормами права, с целью восстановлении нарушенного права предпринимателя надлежащим образом, принимая во внимание характер спора и предмет заявленного требования, счел необходимым обязать Департамент принять решение о предоставлении субсидии.
Поскольку указанный способ восстановления нарушенного права является соразмерным допущенному Департаментом нарушению и имеет своей целью реальное его устранение, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки выводов суда в данной части.
Указанная правовая позиция, как указал суд области, отражена в определении Верховного Суда РФ от 20.06.2016 N 303-КГ16-1274 по делу N А51-5330/2015.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что судом не исследовался вопрос о наличии бюджетных ассигновании и лимиты бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на выплату субсидии признается судом апелляционной инстанции несостоятельной.
Как указано в п.11 Порядка в предоставлении субсидии, одним из оснований об отказе является отсутствие на дату подачи заявления бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, однако из письма Департамента от 14.06.2017 N 8-1/1278 не усматривается, то, что на момент подачи заявления отсутствовали бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств.
Не предоставил таких доказательств Департамент и в ходе рассмотрения дела.
Кроме того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель индивидуального предпринимателя пояснил, что в спорный период, Департаментом предоставлялись субсидии другим хозяйствующим субъектам.
Иных, аргументированных доводов, позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не заявлено.
Исследовав повторно и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанций соглашается с выводами суда первой инстанции, что в данном случае бездействие Департамента неправомерно.
Судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
С учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы расходы по государственной пошлине относятся на заявителя по делу.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 02.11.2017 по делу N А48-5391/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.