Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 мая 2018 г. N Ф02-1272/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
08 февраля 2018 г. |
Дело N А78-10262/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.В. Басаева, Е.О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 30 ноября 2017 года по делу N А78-10262/2017 по заявлению Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (ОГРН 1087536008306, ИНН 7536095430) к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536010825, ИНН 7536098079) о признании недействительным представления от 26 мая 2017 года N 17-1/23,
суд первой инстанции, судья Горкина Д.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Лхасаранов Б.Ц., представителя по доверенности от 03.10.2017;
от заинтересованного лица: Бадамшиной М.С., представителя по доверенности от 10.01.2018;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Правительство Забайкальского края (ОГРН 1087536008163 ИНН 7536095293): Лхасаранов Б.Ц., представителя по доверенности от 24.08.2017;
Министерство образования и науки Российской Федерации (ОГРН 1047796287440, ИНН 7710539135): не было;
установил:
Заявитель, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным представления от 26 мая 2017 года N 17-1/23 Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю.
Решением суда первой инстанции от 30.11.2017 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в перечень базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, необоснованно включены 14 указанных выше учреждений, что повлекло нарушение п. 16 Перечня основных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы (Приложение N 3), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 297.
Министерство, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Министерства в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив суду, что выводы суда первой инстанции о нецелевом использовании средств полученных в рамках рассматриваемого соглашения являются ошибочными.
Из апелляционной жалобы следует, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными, основаны на неверном толкования действующего законодательства.
Представитель Управления в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении, пояснив, что Министерство образования не имело законных оснований включать в указанное соглашение 14 общеобразовательных организаций, поскольку они осуществляют общеобразовательную деятельность по специальным адаптированным образовательных программам.
Представитель Правительства Забайкальского края в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Министерства образования и науки Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 10.01.2018.
Согласно пункту 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением была проведена выездная проверка в Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, с целью проверки использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" (ИКМ:2017-ПВ.29.1011.9100.032) за 2015-2016 годы.
По итогам проверки Управлением 24.04.2017 составлен акт (т. 1, л. 122).
26.05.2017 в адрес Министерства Управлением вынесено представление N 91-23-13/91 (т. 1, л. 75).
Данным представлением, от Министерства потребовали рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения, в течение 30 дней с даты получения представления.
В мотивировочной части представления указано о неправомерном включении 14 специальных общеобразовательных учреждений в Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Забайкальского края "О предоставлении субсидии из федерального бюджета на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов" от 02.07.2015 N 07-Ст.65.24.0191 (т. 1, л. 86) (далее - Соглашение), в денежном выражении нарушение составило 6 766 666 руб. и чем нарушен п. 16 приложения N3 государственной программы "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 297 (т.1, л. 76).
Министерство, как уполномоченный орган Правительства Забайкальского края в области общего образования, посчитав, что указанное представление нарушает права и законные интересы Правительства Забайкальского края и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как следует из материалов дела, предметом Соглашения N 07.ст65.24.0191 от 02.07.2015 (т. 1, л. 86) является выделение субсидий бюджету 2015 Забайкальского края на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, в целях создания в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих универсальную безбарьерную среду и оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием и автотранспортом (в целях обеспечения физической доступности общеобразовательных организаций), для организации коррекционной работы и образования детей-инвалидов на основании Закона Забайкальского края от 23.12.2014 N 1116-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов" и государственной программы Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края от 24..04.2014 N 225.
Условиями использования субсидий является: наличие утверждённой программы (плана) субъекта РФ предусматривающего реализацию на территории субъекта мероприятий, на софинансирование которой осуществляется предоставление субсидии..; наличие в бюджете Забайкальского края бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, на софинансирование которого осуществляется предоставление субсидии.
Пунктом 1.5 Соглашения согласован перечень общеобразовательных учреждений, в которых финансируются мероприятия согласованной субсидией.
Всего согласовано сторонами 66 общеобразовательных организаций.
Управление считает, что в данный перечень незаконно включено 14 специальных общеобразовательных организацией и пришло к выводу, о нарушении тем самым пункта 16 приложения N 3 "Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015" года утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 297.
В соответствии с п.1.5 Соглашения субсидия используется на реализацию указанных мероприятий в 66 общеобразовательных организациях, в том числе:
1. п. 27, муниципальном казенном специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 10",
2. - п. 53, государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Борзинская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида",
3. - п. 54, государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Хилокская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида",
4. - 55, государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Хохотуйская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида",
5. - п. 56, государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Могочинская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида",
6. - п. 57, государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Малетинская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида",
7. - п. 58, государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Урульгинская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида",
8. - п. 59, государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Петровск- Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат",
9. - п. 60, государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида "Читинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа",
10. - п. 61, государственном общеобразовательном учреждении "Центр образования" для детей-инвалидов Забайкальского края,
11. - п. 62, государственном оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении "Читинская санаторная школа- интернат" Забайкальского края,
12. - п. 63, государственном специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа "Сретенская школа".
13. - п. 64, государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида "Черновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат",
14. - п. 65, государственном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-медико- социального сопровождения "ДАР" Забайкальского края,
По мнению Управления, при финансировании названных образовательных организаций невозможно достигнуть ожидаемого результата установленного пункта 16 приложения N 3 "Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015" года утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 297, который устанавливает ("Ожидаемый результат" при реализации данной программы и в частности "Создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом" - создание условий для получения детьми-инвалидами образования в системе обычных образовательных организаций и создание общеобразовательных организациях, реализующих программы общего образования, необходимых условий для обучения детей-инвалидов).
Статьей 268 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Суд апелляционной инстанции, оценив доводы стороны и выводы суда первой инстанции в порядке ст. 71 АПК РФ, исходит из следующего.
Государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 (ред. от 19.02.2015) установлены цели, состоящие в формировании к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.
Задачами программы провозглашены оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами; модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.
Ожидаемые результаты реализации Программы состоят
- в увеличении доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (с 12 процентов в 2010 году до 45 процентов к 2016 году);
- увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов (с 30 процентов в 2010 году до 55 процентов к 2016 году);
- увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов (с 30 процентов в 2010 году до 49,6 процента к 2016 году);
- увеличение доли главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации (с 10 процентов в 2010 году до 86 процентов к 2016 году);
- увеличение доли инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые, дети) (с 42,2 - 51,7 процента в 2010 году до 44 - 52 процентов к 2016 году).
В перечне основных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы п. 16 приложение N 3 установлены:
В качестве основного мероприятия указано: 1.16 "Создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом"
"Ожидаемый результат": при реализации данной программы состоит "создание условий для получения детьми-инвалидами образования в системе обычных образовательных организаций 2011 год - 300 образовательных организаций; 2012 год у - 450 образовательных организаций; в 2013 году - 500 образовательных организаций; в 2014 году - 2600 образовательных организаций; в 2015 году - 3150 образовательных организаций".
"Основные направления реализации" программы с целью достижения результата состоят в следующем: "создание в общеобразовательных организациях, реализующих программы общего образования, необходимых условий для обучения детей-инвалидов (устройство пандусов, расширение дверных проемов, замена напольных покрытий, демонтаж дверных порогов, установка перил вдоль стен внутри здания, устройство разметки, оборудование санитарно-гигиенических помещений, переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов, создание информационных уголков с учетом особых потребностей детей-инвалидов, установка подъемных устройств, приобретение специального, в том числе учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования и автотранспорта, и др.)".
Ответственным исполнителем в данной части программы является Минобрнауки, следовательно, главным распорядителем средств в данной части является также Министерство образования Российской Федерации.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции усматривает, что между сторонами заключено гражданско-правовое соглашение, которым стороны согласовали перечень организаций подлежащих финансированию на цели определенные государственной программой.
При этом, в силу особого статуса правоотношений обременённых требованиями бюджетного законодательства, Минобрнауки России ответственное за исполнение указанной государственной программы, согласовало Правительству Забайкальского края перечень образовательных организаций подлежащих финансированию в рамках указанной государственной программы.
Доказательств того, что Правительство Забайкальского края полученные средства в рамках указанного Соглашения использовало на цели не связанные с исполнением данного Соглашения и исполнения государственной программы в материалы дела не представлено. Более того доказательств, что данное соглашение заключено с нарушением установленного порядка или в нарушение требований государственной программы также в суд не представлено.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что отказ в иске на том основании, что требование истца основано на оспоримой сделке, возможен только при одновременном удовлетворении встречного иска ответчика о признании такой сделки недействительной или наличии вступившего в законную силу решения суда по другому делу, которым такая сделка признана недействительной (п.71).
Доказательств, что рассматриваемая сделка между Минобрнаукой Росси и Правительством Забайкальского края является недействительной в части рассматриваемых образовательных организаций в материалы дела не представлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Соглашением N 07.ст65.24.0191 от 02.07.2015 (т. 1, л. 86 ) установлено, что его предметом является выделение субсидий бюджету 2015 Забайкальского края осуществляется на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети общеобразовательных организаций в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, в целях создания в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих универсальную безбарьерную среду и оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием и автотранспортом (в целях обеспечения физической доступности общеобразовательных организаций), для организации коррекционной работы и образования детей-инвалидов на основании Закона Забайкальского края от 23.12.2014 N 1116-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов" и государственной программы Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края от 24..04.2014 N 225 (п.1.1).
Таким образом, из программы "Доступная среда" и данного соглашения следует, что ими предусматривается финансирование общеобразовательных организаций.
Статьей 23 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п.18);
Статьей 23 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности (ч.1).
Частью 2 данной статьи установлено, что в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
Доказательств, что указанные 14 организаций не относятся к образовательным учреждениям, Управление в ходе проверки не установило. Суд первой инстанции также не установил данного обстоятельства.
В отсутствие иных доказательств, указанные 14 организаций относятся образовательным организациям, что не оспаривается Управлением. Данное обстоятельство в суде апелляционной инстанции было подтверждено Управлением.
Учитывая, что в деле нет доказательств, что указанные образовательные организации относится дошкольным образовательным организациям, к профессиональным образовательным организациям; к образовательным организациям высшего образования, суд апелляционной инстанции соглашается с тем, что данные образовательные организации являются к общеобразовательными организациям.
То обстоятельство, что в названиях некоторых организаций отсутствует указание на то, что это общеобразовательная организация, не свидетельствует о том, что они не являются таковыми.
Признаком общеобразовательной организации, является осуществление образовательной организацией в качестве основной цели ее деятельности образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.
Доказательств, что указанные 14 организаций не осуществляют указанную деятельность, Управление в ходе проверки не установило и в суд не представило. Суд первой инстанции также не установил, что данные 14 образовательных организаций не осуществляют общеобразовательную деятельность по указанным образовательным программам.
Ссылки Управления на специальные общеобразовательные организации, не могут быть приняты во внимание, поскольку Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не содержит такого понятия, как "специальное общеобразовательная организация".
Довод Управления о том, что данные общеобразовательные организации осуществляют общеобразовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, не может быть принят судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство не устанавливалось в ходе проверки и доказательств указанного в материалы дела не представлено.
Кроме того суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с доводами Управления и выводами суда первой инстанции, исходит из следующего.
Статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч.1).
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися (ч.2).
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ч.3).
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ч.4).
Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ч.5).
Таким образом, образовательные организации, в которых обучаются учащиеся с ограниченными возможностями, по адаптированным общеобразовательным программам также являются общеобразовательными организациями.
Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что для целей настоящего Федерального закона применяются следующе понятие - инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Таким образом, оценивая указанную государственную программу и рассматриваемое Соглашение, суд апелляционной инстанции усматривает, что основной их целью является обеспечение равного доступа к образованию, в данном случае общему, для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, с целью получения общего образования.
Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.
При этом суд апелляционной инстанции понимает, что инклюзивное образование осуществляется, в том числе в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам путем создания специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, выводы Управления, как и суда первой инстанции о том, что в названных 14 образовательных организациях, являющихся общеобразовательными организациями, невозможно достичь ожидаемого результата в виде "создания условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащения общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом" являются ошибочными, не основанных на материалах дела.
Более того данные выводы являются ошибочными еще и по тем основаниям, что Управление в представлении выделяет "обычные образовательные организации", в которых по их мнению должны адаптироваться дети с ограниченными возможностями.
Между тем Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", не выделяет такие государственных образовательных организаций.
Как было указано ранее, данная программа распространяется на все образовательные организации, которые являются общеобразовательными и не содержит ограничений для общеобразовательных организаций, созданных для обучения лиц с ограниченными возможностями, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Учитывая, что в названное соглашение включены общеобразовательные организации, суд апелляционной инстанции усматривает, что в каждой из них должно осуществляться обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, т.е. инклюзивное образование, путем создания необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц.
На основании указанного суд апелляционной инстанции считает, ошибочными выводы, как Управления, так и суда первой инстанции о том, что указанные 14 общеобразовательных организаций неправомерно включены в государственную программу "Доступная среда" и в связи с чем они неправомерно получали соответствующее финансирование.
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, в соответствии со статьёй 270 АПК РФ, как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Требования заявителя подлежат удовлетворению, а представление подлежит признанию незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от "30" ноября 2017 года по делу N А78-10262/2017 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Представление от 26 мая 2017 года N 17-1/23 Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю признать незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю устранить нарушения прав и законных интересов Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-10262/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 мая 2018 г. N Ф02-1272/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Министерство образования и науки Российской Федерации, Правительство Забайкальского края
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1272/18
08.02.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7318/17
30.11.2017 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-10262/17
11.08.2017 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-10262/17