г. Санкт-Петербург |
|
06 февраля 2018 г. |
Дело N А56-74256/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.
при участии:
от заявителя: Золотавин Т.В. - доверенность от 01.08.2017
от ответчика: Сухарева Е.А. - доверенность от 22.06.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32399/2017) Кингисеппской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2017 по делу N А56-74256/2016 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению закрытого акционерного общества "Востокхимволокно",
к Кингисеппской таможни Северо-Западного Таможенного Управления Федеральной Таможенной Службы
о признании незаконным решения о корректировке
установил:
Закрытое акционерное общество "Востокхимволокно" (адрес: 197022, Санкт-Петербург, ул.Проф.Попова, д.23, лит.М, пом.32-Н) (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решения Кингисеппской таможни (адрес: 188480, Ленинградская обл., г.Кингисепп, ул.Большая Гражданская, д.5) (далее - таможня) о корректировке таможенной стоимости в отношении ДТ N 10218040/080416/0008409 от 30.06.2016, решения N 04-14/57 от 21.09.2016 по жалобе на решение таможенного органа в отношении ДТ N 10218040/080416/0008409; об обязании таможни восстановить нарушенные права заявителя путем принятия таможенной стоимости товара по ДТ N 10218040/080416/0008409 "по стоимости сделки с ввозимыми товарами" и вернуть заявителю денежные средства, уплаченные в связи с корректировкой, в размере 809 121,05 руб.
Решением суда от 24.10.2017 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда отменить и принять новы судебный акт.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Общества доводы жалобы отклонил по основаниям, приведенным в отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 08.04.2016 на таможенную территорию Таможенного союза был ввезен товар "волокно полиэфирное синтетическое, не подвергнутое кардо- и гребнечесанию или другой подготовке для прядения, предназначено для дальнейшего производства в текстильной промышленности: полиэфирное штапельное волокно, изготовитель Ningbo Dafa Chemical Fiber Co., LTD, товарный знак отсутствует, марка отсутствует, модель отсутствует", приобретенный Обществом на основании внешнеторгового контракта N 2602-2015 от 26.02.2015 (далее - контракт), заключенного между ЗАО "Востокхимволокно" (Россия, покупатель) и компанией "Ningbo Dafa Chemical Fiber Co., LTD" (Китай, продавец).
С целью оформления товара Общество на Усть-Лужский таможенный пост Кингисеппской таможни подало ДТ N 10218040/080416/0008409.
Таможенная стоимость товара определена и заявлена Обществом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров при таможенном декларировании Обществом представлены документы в соответствии с Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, утверждённым Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Перечень N376) и статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).
Помимо документов, указанных в Перечне N 376, Общество дополнительно предоставило экспортную декларацию от 29.02.2016 с переводом и прайс-лист DAFAE 16-0126A с переводом.
В ходе проверки правильности определения таможенной стоимости товаров по ДТ N 10218040/080416/0008409 таможенным органом были выявлены признаки, указывающие на то, что сведения о заявленной таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
08.04.2016 Усть-Лужским таможенным постом Кингисеппской таможни в соответствии со статьей 69 ТК ТС было принято решение о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости товаров по ДТ 10218040/080416/0008409.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости у декларанта в срок до 06.06.2016 были запрошены дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ 10218040/080416/0008409, а именно: прайс - лист производителя ввозимых товаров, заверенный ТПП Китая с переводом, заверенным в установленном порядке; экспортная декларация страны отправления, заверенная ТПП Китая с переводом; документы по предоплате за ввезенную партию товара (проформа инвойс, платежное поручение, выписка с лицевого счета, ведомость банковского контроля); сведения о стоимости однородных товаров (предложения на внутреннем рынке РФ, и внешнем рынке РФ и внешнем рынке с указанием сайта сети "интернет"; контракт N 2602-2016 от 26.02.2015 со всеми дополнениями и спецификациями; инвойс N DAFA 16-0303/03-2 от 28.02.2016 с переводом, заверенный в установленном порядке; заказ на поставку товара; коносаменты (фидерный и океанский) с переводом; документы ТЭО (договор транспортной экспедиции, тарифы на ТЭО, заявка на ТЭО, счет-фактура, документы об оплате, документы о погрузке/перегрузке товаров и их стоимости, об оплате; документы и сведения о физических характеристиках товара, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразования.
Общество во исполнение запроса Усть-Лужского таможенного поста Кингисеппской таможни от 24.03.2016 представило запрошенные документы и пояснения.
С письмом N 048/16 от 27.05.2016 Общество предоставило оригиналы: прайс-листа DAFAE16-0126A с переводом, коммерческого инвойса DAFAE16-0303/03-2 от 28.02.2016, экспортной декларации от 29.02.2016 с переводом и пояснением, что представить оригинал экспортной декларации, заверенный в Торгово-промышленной палате Китая, в установленный таможенным органом срок не имеет возможности в связи с трудностями получения данного документа; а также копии проформы-инвойса DAFAE 16-0126A от 26.01.2016, заявления на перевод N 46 от 29.03.2016, заявления на перевод N 19 от 12.02.2016 с выписками из лицевых счетов, спецификации N 8 от 26.02.2016, договора N 3012-4-А от 30.12.2014, букинга от 08.04.2016, счета на оплату N ЕН319-I01-В5-R от 06.04.2016, п/п N 4554874 от 12.04.2016 с выпиской из лицевого счета.
Суд, исследовав дополнительно представленные документы, установил, что Общество в подтверждение транспортных расходов представило в таможенный орган договор транспортной экспедиции N 3012-4-А от 30.12.2014, букинг от 08.04.2016, п/п N 4554874 от 12.04.2016 с выпиской из лицевого счета и счет на оплату N ЕН319-I01- В5-R от 06.04.2016 на сумму 227 337,33 руб., в котором указаны контейнеры с номерами идентичными номерам контейнеров, указанных в ДТ и других документах.
В соответствии со счетом на оплату N ЕН319-I01-В5-R от 06.04.2016 стоимость фрахта составила - 1100 долларов США за контейнер. Товар перевозился в трех контейнерах.
Усть-Лужский таможенный пост Кингисеппской таможни, посчитав, что Общество не подтвердило заявленный метод определения таможенной стоимости товаров, 30.06.2016 принял решение о корректировке таможенной стоимости товара, сведения о котором заявлены в ДТ N 10218040/080416/0008409. Таможенная стоимость товаров определена по шестому (резервному) методу (статья 10 Соглашения).
Не согласившись с указанным решением Усть-Лужского таможенного поста Кингисеппской таможни, Общество обратилось в Кингисеппскую таможню в порядке главы 3 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Решением Кингисеппской таможни N 04-14/57 от 21.09.2016 по жалобе Общества от 08.07.2016 на решение Усть-Лужского таможенного поста Кингисеппской таможни о корректировке таможенной стоимости товара от 30.06.2016 по ДТ N 10218040/080416/0008409 Обществу было отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решениями Кингисеппской таможни, Общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, указав на отсутствие у таможенного органа оснований для отказа декларанту в применении первого метода определения таможенной стоимости товара.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, доводы жалобы находит жалобу не подлежащей удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Пунктом 12 статьи 183 ТК ТС предусмотрено, что в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
В силу пункта 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном статьей 4 Соглашения.
Пунктом 1 статьи 4 названного Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения при любом из следующих условий: 1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: - установлены совместным решением органов таможенного союза; - ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; - существенно не влияют на стоимость товаров; 2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; 3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления; 4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Соглашения ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца.
Согласно пункту 3 статьи 2 Соглашения и пункту 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В силу статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости, если таможенным органом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Соглашения в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Таким образом, поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами и закон содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований.
В силу пункта 3 статьи 69 ТК ТС декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ т 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. При этом за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость.
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Как разъяснено в пункте 5 Пленума N 18 выявление таможенным органом при проведении таможенного контроля товаров до их выпуска признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, отсутствия должного подтверждения сведений о стоимости сделки, используемых декларантом при определении таможенной стоимости, является основанием для проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС и само по себе не может выступать основанием для корректировки таможенной стоимости.
Признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Из материалов дела следует, что Общество для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров представило в таможню необходимый комплект документов, предусмотренных статьей 183 ТК ТС и пунктом 1 Приложения N 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Дополнительно Обществом были представлены экспортная декларация от 29.02.2016 с переводом на русский язык, прайс-лист N DFFAE16-0126A (коммерческое предложение продавца) с переводом.
По мнению апелляционной коллегии, что все представленные как в арбитражный суд, так и в таможенный орган документы подтверждают таможенную стоимость товара по стоимости сделки с ним (по первому методу), поскольку все использованные декларантом данные подтверждены документально и являются количественно определенными и достоверными, содержат необходимую информацию о цене товара, его наименовании и характеристиках, об условиях поставки и оплаты. Невозможность использования документов, представленных заявителем при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом не подтверждена.
Кроме того, непредставление либо неполное представление в таможню дополнительных документов не может служить единственным основанием для корректировки таможенной стоимости вывозимого товара, а отсутствие у декларанта каких-либо документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются иными документами.
Общество, представив копию экспортной декларации, незаверенную в Торгово- промышленной палате Китая, пояснило, что в установленный таможенным органом срок не имеет возможности представить такой документ в связи с трудностями его получения.
Вместе с тем, отсутствие на указанном документе отметки ТПП Китая не свидетельствует о не легитимности данного документа, учитывая также, что сведения, содержащиеся в экспортной декларации о наименовании, количестве, стоимости и весе товара, полностью совпадают с данными, отраженными в рассматриваемой ДТ, инвойсах, упаковочном листе и иных товаросопроводительных документах.
Представленные в материалы документы подтверждают, что в данном конкретном случае иностранный продавец установил стоимость товара - 1,03 долларов США за кг полиэфирного штапельного волокна 15де*16 мм и 1,04 долларов США за кг полиэфирного штапельного волокна 3де*16 мм.
Оснований сомневаться в определенности намерений иностранного продавца и установленной им стоимости за единицу товара не имеется.
Суд правомерно счел необоснованным утверждение таможенного органа о том, что представленный декларантом прайс-лист, в котором стоимость единицы товара определена в размере 1,03 долларов США за кг полиэфирного штапельного волокна 15де*16 мм и 1,04 долларов США за кг полиэфирного штапельного волокна 3де*16 мм, и пояснения Общества относительно того, что прайс-лист является коммерческим предложением и составлен на условиях, которые предоставлены Обществу индивидуально, путем согласования ценовых особенностей, свидетельствуют о наличии указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 4 Соглашения условий и обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено.
Общество дополнительно представило в материалы дела отчеты компаний ООО "Глобус ВЭД" (выборка за 2016 год) и отчеты аналитического ресурса Министерства торговли Национальной комиссии развития и реформы КНР, специализирующегося на информации о полиэфирных волокнах http://ccfgroup.com, которые показывают отсутствие отклонений от отпускной/экспортной цены на рынке Китая на товар - полиэфирное синтетическое волокно, код ТН ВЭД 5503 20 000.
Сведения с указанных ресурсов находятся в свободном доступе.
Удовлетворяя ходатайство Общества о приобщении к материалам дела заявлений на перевод N 19 от 12.02.2016 и N 46 от 29.03.2016, ведомости банковского контроля от 23.05.2017 по паспорту сделки N 15030020/2957/000/2/1 от 11.03.2015, суд исходил из того, что Общество при декларировании товара представило в таможню документы, подтверждающие оплату приобретенного у иностранного продавца товара по стоимости, определенной в контракте, спецификации к нему и коммерческом инвойсе.
Также суд учел положения пункта 8, 11 Постановление ВС РФ от 12.05.2016 N 18, в соответствии с которым Кингисеппская таможня могла известить о своих сомнениях относительно оплаты товара ДТ N 10218040/080416/0008409.
Суд правомерно посчитал необоснованными возражение таможни о приобщении к материалам дела указанных документов по основаниям, что эти документы не были исследованы таможенным органом на стадии дополнительной проверки, и, следовательно, не могут быть признаны относимым доказательствами по делу, поскольку в целях надлежащей реализации прав Общества таможенный орган обязан известить его об основаниях, по которым представленные при проведении дополнительной проверки в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 69 ТК ТС документы и сведения о товаре не устраняют имеющиеся сомнения в достоверности заявленной таможенной стоимости, в том числе с учетом иных собранных таможенным органом документов и полученных сведений.
Довод таможни, что представленные в таможенный орган заявления на перевод N 19 от 12.02.2016 и N 46 от 29.03.2016 не соответствуют требованиям пункта 4.7 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Центральным банком Российской Федерации 19.06.2012 N 383-П (Зарегистрировано Минюстом России 22.06.2012 N 24667), не заверено штампом банка и подписью уполномоченного лица банка и, следовательно, не может являться документом, подтверждающим оплату товара по ДТ N 10218040/080416/0008409 суд апелляционной инстанции находит необоснованным.
Как следует из пояснений Общества, что отметка банка о дате исполнения заявления о переводе в электронном виде, проставляемая посредством системы банк-клиент, представляет собой авторизованную отметку, сгенерированную системой банка в информационной программной оболочке системы банк-клиент; в системе Банка при распечатке из информационной программной оболочки заявлений на перевод не всегда формируется отметка банка в электронном виде.
Судом правомерно отмечено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 98 ТК ТС для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам.
Таможенный орган при наличии сомнений в ходе проверки имел возможность проверить достоверность сведений о переводе денежных средств через систему взаимодействия с ЦБ РФ, организованную в рамках Соглашений между ФТС РФ и ЦБ РФ об информационном взаимодействии от 28.11.2006.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, стоимость товара составила 71 516,87 долларов США. Указанная стоимость отражена в экспортной декларации от 29.02.2016, спецификации N 8 от 26.02.2016, коммерческом инвойсе NDFFAE16-0303 от 28.02.2016, заявлении на перевод N 19 от 12.02.2016, заявлении на перевод N 46 от 29.03.2016. В прайс-листе NDFFAE16-0303 (коммерческом предложении продавца) установлена цена 1,03 и 1,04 долларов США за 1 кг. Оплата подтверждается также ведомостью банковского контроля от 23.05.2017 по паспорту сделки N 15030020/2957/000/2/1 от 11.03.2015, представленной Обществом в материалы дела.
Как усматривается из оспариваемого решения, что у таможенного органа возникли сомнения в определении Обществом стоимости перевозки товара, поскольку товар поставлялся на условиях FOB Busan.
Как следует из материалов дела, Общество к стоимости товара прибавило стоимость его транспортировки в соответствии с условиями соглашения, которая составила 227 337,33 руб. (гр. 20 ДТС-1), представленной в материалы дела.
Для подтверждения расходов по перевозке товара Общество представило в таможню договор на транспортной экспедиции N 3012-4-А от 30.12.2014, заявку в формализованном виде (букинг от 08.04.2016), счет на оплату N EH319-I01-B5-R от 06.04.2016 на сумму 227 337,33 руб. и п/п N 4554874 от 12.04.2016 (т.1 л.д.104-116).
Указанные документы полностью подтверждают понесенные расходы Обществом в соответствии с условиями поставки.
Суд приобщил к материалам дела поручение экспедитору от 26.01.2016, акт оказанных услуг от 14.04.2016 N EH319-I01-B5-R, счета на оплату NN EI275-I01-B5- R, EH316-I01-B5-R от 06.04.2016, EH319-I01-B5-R от 14.04.2016, принимая во внимание положения пункта 8 и 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18, установив, что данные документы не запрашивались таможенным органом в рамках дополнительной проверки.
Суд, исследовав представленные в материалы дела документы, установил, что по п/п N 4554874 от 12.04.2016 оплачивались 4 (четыре) счета на общую сумму 606232,88 руб., а именно: счет на оплату N EH319-I01-B5-R от 06.04.2016 (на сумму 227337,33 руб.), представленный в таможенный орган, и счета на оплату от 06.04.2016 NЕК645-I01-B5-R (на сумму 151 558,22 руб.), NEI275-I01-B5-R (на сумму 151 558,22 руб.), NEH316-I01-B5-R (на сумму 75 779,11 руб.). Итого 151 558,22 + 151 558,22 + 75 779,11 + 227337,33 = 606232,88 руб.
Предоставленные Обществом в материалы дела, позволяют идентифицировать суммы, уплаченные Обществом за транспортно- экспедиционные услуги. В поручении экспедитору от 26.01.2016 определена стоимость услуг - 1100 долларов США за один контейнер (товар перевозился в трех контейнерах). В акте оказанных услуг от 14.04.2016 N EH319-I01-B5-R, подтверждающем оказание экспедитором ООО "СТА Логистик" транспортно-экспедиционных услуг при организации перевозки груза по маршруту Китай (FOB Ningo) - Россия, также указана стоимость в размере 227 337,33 руб. Согласно условиям договора N 3012-4-А от 30.12.2014 в указанную стоимость входит вознаграждение экспедитора.
При этом, даже в отсутствие указанных акта и поручения, представленные в таможенный орган документы в полной мере содержали сведения о стоимости услуг по перевозке.
Предоставленное в таможенный орган и материалы дела коммерческое предложение продавца Обществу (прайс-лист N DFFAE16-0126A) полностью отвечает общему порядку заключения договоров, закрепленному главой 28 ГК РФ, где коммерческое предложение продавца и его акцепт покупателем являются неотъемлемой частью согласования существенных условий договора.
Такой механизм согласования цены сторонами по контракту не является условием, влияние которого на цену сделки не может быть количественно определено и ограничением для применения таможенной стоимости по цене сделки по смыслу, заложенному законодателем в статье 4 Соглашения, учитывая, что коммерческое предложение предусмотрена как альтернатива прайс-листа согласно перечню дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, утвержденным приложением N 3 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров.
В соответствии с пунктом 22 раздела III Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного Союза N 376 от 20.09.2010 (далее - Порядок контроля ТС), при принятии решения о корректировке таможенной стоимости товаров должностным лицом в установленном порядке проставляются соответствующие отметки в ДТС и оформляется решение о корректировке таможенной стоимости по форме согласно приложению N 1 к Порядку контроля ТС.
В решении о корректировке таможенной стоимости товаров должностное лицо указывает таможенную стоимость товаров и метод ее определения в соответствии со статьями 4-10 Соглашения, а также реквизиты соответствующих источников информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 68 ТК ТС принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения, в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6-9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Соглашения стоимостью сделки с однородными товарами является таможенная стоимость этих товаров, принятая таможенным органом в соответствии со статьей 4 Соглашения.
Для расчета таможенной стоимости в рамках резервного метода таможня использовала ценовую информацию о стоимости товара, сведения о котором содержатся в ДТ N 10702020/240316/0005929, при этом, не сопоставив условия сделки и поставки.
Из оспариваемых решений следует, что товар по указанной ДТ поставлялся от иного поставщика на условиях FOB SHANGHAI. Заявленная таможенная стоимость - 1,81 долларов США (5440 долларов США/3000 кг).
Предмет поставки - волокно синтетическое полиэфирное (полиэстерное) коротко-резанное, не подвергнутое подготовке для прядения; используется для изготовления сепараторных пластин аккумуляторов.
Общество ввозило товар стоимостью 1,03 и 1,04 долларов США за 1 кг, волокно полиэфирное, не подвергнутое кардо- и гребнечесанию или другой подготовке для прядения, предназначено для дальнейшего производства в текстильной промышленности.
Таможенным органом не доказано, вышеупомянутые товары являются коммерчески взаимозаменяемыми, а также не учтены условия поставки и объем: Общество ввезло по спорной декларации 68 984,6 кг товара и осуществляло регулярные поставки по контракту, в то время как по ДТ N 10702020/240316/0005929 ввозилось всего 3000 кг товара.
Все вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о незаконности и необоснованности оспариваемого Обществом решения Усть-Лужского поста Кингисеппской таможни от 30.06.2016 о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10218040/080416/0008409.
В решении N 04-14/57 от 21.09.2016 по жалобе Общества, Кингисеппская таможня, признавая правомерность корректировки таможенной стоимости товара по рассматриваемой ДТ, также не дана должная оценка доводам Общества и представленным доказательствам.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что таможенный орган незаконно осуществил действия по корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10218040/080416/0008409, а оспариваемые решение таможни о корректировке таможенной стоимости от 30.06.2016 и решение N 04-14/57 от 21.09.2016 по жалобе суд правомерно признал незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что таможенным органом вопреки положениям части 5 статьи 200 АПК РФ не доказана невозможность использования документов, представленных Обществом в обоснование правомерности определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) в их совокупности и системной оценке.
По мнению апелляционной коллегии, заявитель обоснованно применил метод определения таможенной стоимости спорного товара по цене сделки с ввозимыми товарами, в то время как таможня не доказала наличие ограничений, препятствующих применению Обществом указанного метода.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 30 Пленума N 18, в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, в этом случае не требуется.
Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Поскольку оспариваемое решение таможни о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10218040/080416/0008409 является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, то требования Общества об обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав путем принятия таможенной стоимости товара по ДТ N 10218040/080416/0008409 "по стоимости сделки с ввозимыми товарами" и возврата заявителю денежных средств, уплаченных в связи с корректировкой, в размере 809 121,05 руб. правомерно удовлетворены судом. Спор по сумме платежей между сторонами отсутствует.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2017 по делу N А56-74256/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-74256/2016
Истец: ЗАО "Востокхимволокно"
Ответчик: Кингисеппская таможня Северо-Западного Таможенного Управления Федеральной Таможенной Службы