г. Санкт-Петербург |
|
07 февраля 2018 г. |
Дело N А21-4569/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Николаевым И.И.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32603/2017) ГАУЗ КО "Гурьевская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.11.2017 по делу N А21-4569/2017 (судья Сергеева И.С.), принятое
по иску АО "Областная медицинская страховая компания"
к ГАУЗ КО "Гурьевская центральная районная больница"
3-е лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области
о взыскании
установил:
Акционерное общество "Областная медицинская страховая компания", место нахождения: г. Калининград, ул. Космонавта Леонова, д. 18, ОГРН 1023900584542, (далее - АО "ОМСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Государственному автономному учреждению здравоохранения Калининградской области "Гурьевская центральная районная больница", место нахождения: Калининградская область, г. Гурьевск, Калининградское шоссе, д. 31, ОГРН 1023902297836 (далее - ГАУЗ "Гурьевская ЦРБ", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 117 359,58 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 2 050, 57 руб.
Определением суда от 24.07.2017 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области (далее - ТФОМС Калининградской области).
Решением суда от 07.11.2017 заявление АО "ОМСК" удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, спорные денежные средства не могут рассматриваться, как принадлежащие истцу, следовательно, ссылка на неосновательное обогащение, является ошибочной. Также ответчик считает, что средства, использованные не по целевому назначению, страховая медицинская организация возмещает за счет собственных средств.
Лица, участвующие в деле, и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы по существу в их отсутствии.
В направленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу истец, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Истцом также представлено ходатайство о процессуальном правопреемстве АО "ОМСК" на ООО "ОМСК" в порядке статьи 48 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его удовлетворения, поскольку истцом не представлены доказательства в обоснование данного ходатайства.
Из ходатайства истца следует, что к нему приложены копия листа записи ЕГРЮЛ о внесении изменений МИФНС N 1 по Калининградской области от 27.12.2017 записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и копия выписки из ЕГРЮЛ от 28.12.2017. Однако данные документы с указанным ходатайством фактически не представлены, о чем Тринадцатым арбитражным апелляционным судом составлен соответствующий акт от 23.01.2018.
Поскольку документы в обоснование заявленного ходатайства не представлены, апелляционный суд отказывает в удовлетворении заявленного истцом ходатайств о процессуальном правопреемстве.
Кроме того, согласно статье 48 АПК РФ правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса, что не исключает возможности обращения в арбитражный суд с соответствующим ходатайством с приложением документов в его обоснование.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, АО "ОМСК" является страховой медицинской организацией, работающей в системе ОМС Калининградской области.
Ответчик является медицинской организацией, работающей в системе ОМС Калининградской области.
01.01.2013 года между указанными сторонами был заключен Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 54, по условиям которого ГАУЗ "Гурьевская ЦРБ" обязуется оказывать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калининградской области 31.01.2014 года утверждено Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи в системе ОМС Калининградской области.
В соответствии с приложением N 12 к Тарифному соглашению на 2014 год ГАУЗ "Гурьевская ЦРБ" были установлены объемы по скорой медицинской помощи в количестве 16 656 вызовов.
Приказом Министерства здравоохранения Калининградской области от 10.02.2014 N 59 "Об организации скорой медицинской помощи на территории Калининградской области в 2014 году" утверждены зоны обслуживания и количество выделяемых дежурных бригад скорой медицинской помощи по зонам обслуживания на указанный период (приложение N 2 к Приказу).
Согласно данному Приказу, на территории Гурьевского муниципального района оказание скорой медицинской помощи осуществлялось силами следующих медицинских организаций: ООО "Неотложка", ООО "Быстрая помощь", ООО "Амбуланс", ООО "Мед-Экспресс". За оказание скорой медицинской помощи ответственная медицинская организация - ГАУЗ "Гурьевская ЦРБ". Режим управления бригадами скорой медицинской помощи - централизованное управление через объединенный информационно- диспетчерский пункт ГБУЗ КО "Городская станция скорой медицинской помощи".
В июле и августе 2014 года по результатам медико-экономического контроля в связи с выявленными нарушениями по пункту 5.5.3 Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи истцом было принято решение о неоплате скорой медицинской помощи, оказанной жителям Гурьевского района медицинской организацией - ООО "Калининградская неотложка".
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2015 по делу N А21-8732/2014 частично удовлетворены исковые требования ООО "Калининградская неотложка" и с АО "ОМСК" в его пользу взыскана задолженность по оплате услуг медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в сумме 205 760,76 руб.
АО "ОМСК" направило в адрес ответчика письмо от 07.03.2017 N 168 с просьбой перечислить на его расчетный счет стоимость услуг скорой медицинской помощи, оказанных в 2014 году ООО "Калининградская неотложка" приписному населению ГАУЗ "Гурьевская ЦРБ", в размере 117 359,58 руб.
Поскольку письмом от 27.03.2017 N 311 ответчик отказался в добровольном порядке произвести возврат указанной суммы, то истец платежным поручением от 09.03.2017 N 791 перечислил вышеуказанную сумму ООО "Калининградская неотложка" за счет собственных средств.
Полагая, что ГАУЗ "Гурьевская ЦРБ" без установленных законом, иными правовыми актами или договором оснований приобрело или сберегло принадлежащие АО "ОМСК" денежные средства, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, считает, что удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Законом N 326-ФЗ. Пунктом 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ установлено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Из части 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ следует, что участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать полученные за оказанную медицинскую помощь средства в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Из содержания статьей 38, 39 Закона N 326-ФЗ следует, что территориальный фонд заключает со страховой медицинской организацией договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования. По условиям названного договора страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств, в связи с чем страховая медицинская организация заключает с медицинской организацией договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. По условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь. Оплата медицинской помощи осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Обязательный целевой характер использования денежных средств, полученных на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, также предусмотрен пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
В соответствии с Приложением N 1 к Тарифному соглашению - Порядком организационного и финансового взаимодействия субъектов и участников обязательного медицинского страхования (далее - Порядок), действовавшим в Калининградской области в 2014 году, применялись способы оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации, по подушевому нормативу финансирования скорой медицинской помощи по месту приписки застрахованных лиц (глава 1 раздела П Порядка).
Пунктом 4 главы 1 раздела П Порядка предусмотрены способы оплаты, которые применяются для финансирования медицинской помощи, оказываемой в рамках программы ОМС. Одним из способов оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации, является подушевое финансирование в сочетании за вызов скорой медицинской помощи.
Оплата медицинской помощи по тарифам на основе подушевого норматива финансирования осуществляется в амбулаторных медицинских организациях любой формы собственности, за исключением стоматологических поликлиник и женских консультаций, а также общих врачебных практиках. Эти медицинские организации и структурные подразделения именуются как фондодержатели. Под фондодержанием понимается система финансового взаимодействия исполнителей медицинских услуг, складывающаяся на основе аккумулирования финансовых средств фондодержателями и осуществления всех последующих затрат, необходимых для оказания медицинской помощи прикрепленным застрахованным.
В соответствии с пунктом 16 главы 2 раздела П Порядка расчеты за оказанную скорую медицинскую помощь государственными медицинскими организациями и организациями иных форм собственности жителям муниципальных образований, не закрепленных для обслуживания за указанными медицинскими организациями, производятся страховыми медицинскими организациями путем вычета стоимости услуги скорой медицинской помощи из средств подушевого финансирования скорой медицинской помощи.
Из приведенного выше следует, что в соответствии с порядком оплаты в системе ОМС, действовавшим в Калининградской области в 2014 году, объемы медицинской помощи по скорой медицинской помощи определялись для медицинских организаций, имеющих прикрепленное население. На территории Гурьевского района в указанный период объемы оказания скорой медицинской помощи были определены для ГАУЗ "Гурьевская ЦРБ".
Для медицинских организаций иных форм собственности, оказывавших медицинскую помощь на территории района, в том числе для ООО "Калининградская неотложка" такие объемы не выделялись, поскольку они не имели прикрепленного населения.
Оплата оказанной скорой медицинской помощи производилась страховыми медицинскими организациям путем вычета стоимости услуги скорой медицинской помощи из средств подушевого финансирования медицинской помощи по месту приписки застрахованного лица, то есть в рассматриваемом случае за счет средств, выделенных ответчику.
Согласно Регламенту взаимодействия медицинских организаций, являющимся приложением N 1 к вышеупомянутому Приказу Министерства здравоохранения Калининградской области от 10.02.2014 N 59, все вызовы скорой медицинской помощи подлежат учету и регистрации в ИССМП (информационная система скорой медицинской помощи) (п. 4 Регламента).
Реестры счетов формируются медицинскими организациями на основании карт вызова скорой помощи, внесенных в ИССМП, путем их выгрузки в ИССМП в программу "Реестр скорой помощи" (п. 6 Регламента).
ГБУЗ КО "Городская станция скорой медицинской помощи" не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, направляет данные по вызовам, зарегистрированным в ИССМП, в страховые медицинские организации для проведения сверки с реестрами счетов, представленных медицинскими организациями (п. 7 Регламента). Страховые медицинские организации сверяют данные реестров счетов, представленных государственными и негосударственными медицинскими организациями Калининградской области, с данными по вызовам, зарегистрированными в ИССМП (п. 8 Регламента).
Таким образом, на основании указанного Регламента все негосударственные медицинские организации, оказывающие скорую медицинскую помощь жителям Гурьевского района, представляли в АО "ОМСК" реестры на оплату, которые сверялись с данными, содержащимся в ИССМП, полученными истцом от ГБУЗ КО "Городская станция скорой медицинской помощи".
В силу части 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, пункта 4.1. Договора, оплата АО "ОМСК" медицинской помощи, оказанной медицинской организацией застрахованным лицам, осуществляется в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калининградской области, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 5.6. Договора медицинские организации обязуются представлять страховой медицинской организации АО "ОМСК" реестр счетов и счета на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, в течение пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным.
Согласно пункту 2. 2 Договора АО "ОМСК" вправе при выявлении нарушений обязательств, установленных Договором, не оплачивать или не полностью оплачивать затраты Организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в страховую медицинскую организацию и (или) уплаты Организацией штрафов.
Из представленного в материалы дела Акта N 773 о принятии оказанных медицинских услуг к Договору N 54 от 01.01.2013 за период с 1 августа 2014 г. по 31 августа 2014 г., подписанного сторонами, следует, что финансирование ответчика по подушевому нормативу финансирования по скорой медицинской помощи произведено в размере 624 185,78 руб.
Поскольку в соответствии с вышеуказанным порядком оплаты в системе ОМС, действующим в Калининградской области в 2014 году, расчеты за оказанную скорую медицинскую помощь производились страховой медицинской организацией путем вычета стоимости услуги скорой медицинской помощи из средств подушевого финансирования по месту приписки застрахованного лица, за вызовы скорой помощи, осуществленные жителям Гурьевского района, произведено удержание стоимости вызовов из финансирования ГАУЗ "Гурьевская ЦРБ".
В частности из Акта N 773 следует, что "Удержано за обслуживание другими МО" - 223 235,96 руб.
Из представленных в материалы дела сведений программного комплекса "Скорая помощь", используемого на уровне взаимодействия ТФОМС - МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - СМО, за отчетный период июль 2014 года следует, что подлежало удержанию с ответчика в пользу других медицинских организаций, оказавших скорую медицинскую помощь жителям Гурьевского района, 414 734, 98 руб., в том числе в пользу ООО "Калининградская Неотложка" - 191 499,02 руб., что также подтверждается счетом-фактурой от 09.08.2014 N 7/4, выставленным ООО "Калининградская Неотложка" за услуги скорой помощи, оказанные в июле 2014 года.
Согласно Акту N 797 о принятии оказанных медицинских услуг к Договору на предоставление медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию N 38-2013 от 01.01.2013 г. с ООО "Калининградская неотложка" за период с 1 августа 2014 г. по 31 августа 2014 г., по результатам медико- экономического контроля удержано 362 979,94 руб., вследствие чего финансирование за указанный период составило 0 руб.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что с ГАУЗ "Гурьевская ЦРБ" за июль 2014 года не удерживались денежные средства подушевого норматива финансирования по скорой медицинской помощи в пользу ООО "Калининградская Неотложка", спорные денежные средства остались в пользовании ответчика.
Судебными актами по делу N А21-8732/2014 признан незаконным отказ АО "ОМСК" в оплате реестров счетов за услуги скорой медицинской помощи, оказанные ООО "Калининградская неотложка", и с АО "ОМСК" в пользу указанной медицинской организации была взыскана задолженность по оплате услуг медицинской помощи по ОМС в сумме 205 760,76 руб., которая была уплачена истцом на расчетный счет ООО "Калининградская неотложка" платежным поручением от 09.03.2017 г. N 791 за счет собственных средств.
При этом доказательства того, что оплата осуществлена за счет средств бюджета ОМС в материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлены.
Судом первой инстанции на основании реестров по оплате медицинских услуг, оказанных скорой медицинской помощью ООО "Калининградская неотложка" населению по месту приписки Гурьевской ЦРБ, установлено, что за июль 2014 года было осуществлено 78 вызовов скорой медицинской помощи, что в соответствии с тарифом одного вызова в сумме 1 504,61 руб. составляет 117 359,58 руб. Поскольку на эту сумму за июль 2014 года с ответчика не были удержаны денежные средства подушевого норматива финансирования по скорой медицинской помощи в пользу ООО "Калининградская Неотложка" и они остались в пользовании ответчика, то, суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 1102 ГК РЫ обоснованно признал спорные денежные средства неосновательным обогащением ГАУЗ "Гурьевская ЦРБ", которые подлежат взысканию в пользу истца.
В соответствии с частью 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств. 8
Согласно расчету истца, сумма процентов, начисленных за период с 27.03.2017 по 01.06.2017, составила 2 050,57 руб. Расчет проверен судом и признан правильным.
Доводы ответчика о нецелевом использовании истцом бюджетных средств правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку из акта проверки от 11.06.2015, составленного ТФОМС Калининградской области по итогам плановой комплексной проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использовании средств ОМС в страховой медицинской организации АО "ОМСК" за 2014 год, следует, что нарушений целевого расходования средств ОМС со стороны АО "ОМСК" Фондом не установлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что фактические обстоятельства настоящего дела исследованы судом в полном объеме, с учетом сформулированного предмета требования сделан обоснованный вывод об удовлетворении заявленного иска.
Доводы ответчика не могут повлечь отмены обжалуемого судебного акта, поскольку по существу сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных по делу обстоятельств и имеющихся доказательств. Между тем иная оценка указанных обстоятельств не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, при разрешении спора не допущено. При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ГАУЗ "Гурьевская ЦРБ" по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.11.2017 по делу N А21-4569/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.