г. Челябинск |
|
06 февраля 2018 г. |
Дело N А47-5587/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Махровой Н.В.,
судей Баканова В.В., Карпусенко С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А.,
рассмотрев вопрос о принятии к производству апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 1" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.11.2017 по делу N А47-5587/2017 (судья Тарасова С.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Водоснабжение" - Улитин Сергей Александрович (доверенность б/н от 22.01.2018),
общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 1" - Солдаткина Ирина Александровна (доверенность б/н от 09.01.2018).
Общество с ограниченной ответственностью "ВодоСнабжение" (далее - ООО "ВодоСнабжение", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 1" (далее - ООО "ЖЭУ N 1", ответчик) о взыскании 439 475 руб. 56 коп. задолженности за поставку водоснабжения, сверхнормативного потребления на общедомовые нужды за период с января по март 2017 года (т.1, л.д. 6-7,63, с учетом уточнения исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 22.11.2017 исковые требования ООО "ВодоСнабжение" удовлетворены в полном объеме.
Кроме того, с ответчика взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины - 11 790 руб. (т.3, л.д. 102-108).
В апелляционной жалобе ООО "ЖЭУ N 1" просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт (т.3, л.д. 114-115).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "ЖЭУ N 1" ссылалось на то, что поставщиком коммунальных услуг является ООО "ВодоСнабжение", поскольку ООО "ЖЭУ N 1" в своих договорах управления с многоквартирным домом предусмотрело пункт о том, что предоставление коммунальных услуг в объем работ, предусмотренных договором управления не включается и регламентируется отдельными договорами между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями. Указывает, что ООО "ВодоСнабжение" является в отношении потребителей исполнителем коммунальных услуг.
ООО "ВодоСнабжение" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель истца просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на правильность выводов суда и необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "ВодоСнабжение" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "ЖЭУ N 1" (управляющая организация) заключен договор ресурсоснабжения (водоснабжения и водоотведения) N 281 от 01.08.2016, согласно которому ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять исполнителю ресурсы надлежащего качества до границы эксплуатационной ответственности, для оказания последней услуг холодного водоснабжения и ценив потребителям, проживающим (находящимся) в многоквартирных домах, указанных в Приложении N 3, в количестве, порядке и сроки, предусмотренными договором, а исполнитель принимает на границе эксплуатационной ответственности и оплачивает поставленные ресурсы в соответствии с условиями договора, а также обеспечивает надлежащую эксплуатацию внутридомовых сетей водоснабжения и водоотведения, с использованием которых предоставляются услуги потребителям, исправность используемых ими приборов и оборудования, связанных с потреблением ресурсов.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.05.2017 по делу N А47-12756/2016 пункт 6.4 договора ресурсоснабжения (водоснабжения и водоотведения) N 281 от 01.08.2016 принят в редакции ООО "Водоснабжение": "исполнитель производит оплату за отпущенный объем ресурса при содержании общего имущества МКД до 30 числа месяца, следующею за расчетным, путем перечисления на расчетный счет PCО".
В соответствии с пунктом 7.1 договора (в редакции протокола согласования разногласий) при оказании услуг холодного водоснабжения и водоотведения ресурсоснабжающей организацией в многоквартирном доме за индивидуальное потребление расчеты с потребителями осуществляются непосредственно между абонентами и ресурсоснабжающей организацией, а за объемы ресурсов, образующихся при содержании общего имущества многоквартирным домом расчеты производятся между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем.
Согласно пункту 7.2 договора (в редакции протокола согласования разногласий) ресурсоснабжающая организация выставляет квитанции за индивидуальное потребление, где абоненты отражают текущее потребление по индивидуальным приборам учета в соответствии Постановлением Правительства N 354 от 06.05.2011 в срок до 10 числа, следующим за расчетным, которые используются в расчетах объемов ОДН по холодной воде в следующем месяце.
Истец в период с января по март 2017 года осуществлял поставку холодной воды, в том числе потребляемой на общедомовые нужды в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика.
Для оплаты оказанных услуг истец выставил ответчику счета-фактуры на холодное водоснабжение на общедомовые нужды на сумму 570 601 руб. 66 коп. (т.1, л.д.16-17,20-21,24-25) и с сопроводительным письмом направил в его адрес акт выполненных работ, счета- фактуры и содержащие информацию о потребленных объемах холодной воды, протокол расчета водоснабжения на ОДН по многоквартирному дому за январь 2017 года, протокол расчета водоснабжения на ОДН по данным прибора учета, пояснения по расчету ОДН по многоквартирному дому при отсутствии общедомовых приборов учета (т.1, л.д. 15).
Истец направил в адрес ответчика претензию N 88-ю/2017 от 04.04.2017 (т.1, л.д. 29) с требованием об оплате задолженности, которая была получена последним, что подтверждается отметкой входящей корреспонденции (т.1, л.д. 29).
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных в спорный период услуг послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик частично оплатил задолженность в размере 131 126 руб. 10 коп., что подтверждается платежным поручением N 702 от 05.06.2017.
Удовлетворяя требования истца в полном объеме, суд первой инстанции исходил из доказанности факта поставки воды в многоквартирный дом, находящийся в управлении ответчика, отсутствия доказательств оплаты оказанных услуг.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
На основании пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Согласно пункту 72 Основных положений и пунктам 6, 7, 30 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
29.06.2016 Постановлением Правительства РФ N 603 были внесены изменения в акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг.
Согласно новой редакции от 29.06.2016 пункта 44 Правила N 354, размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Доказательств принятия собственниками помещений в многоквартирных домах решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения не представлено.
Таким образом, в силу пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги.
Кроме того, постановлением N 603 от 29.06.2016 в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) дополнены п. 21 (1), который обязывает лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг возмещать стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды.
Основаниями возмещать стоимость сверхнормативного является наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличие договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, (п. 21 (1) Правил N 124).
При наличии оснований, определенных пунктом п. 21 (1) Правил N 124, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением объемов отводимых сточных вод, устанавливается с учетом следующего:
а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vd = Vodny - Vnomp, где: Vodny - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vnomp - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг". В указанных целях Постановлением N 603 от 29.06.2016 внесены изменения в понятие "исполнитель", приведенное в пункте 2 Правил N 124, а также в пункте 4 Правил N 124.
Соответственно, управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21 (1) Правилах N 124 случаях, именуются для целей Правил N 124 "исполнителями коммунальной услуги".
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 161 и частей 2, 2.1 - 2.3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации, товариществ или кооперативов к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Таким образом, отнесение сверхнормативных объемов коммунальной услуги на управляющие организации, товарищества или кооперативы имеет собой целью, помимо прочего, мотивировать исполнителя коммунальной услуги осуществлять мероприятия по повышению энергоэффективности общедомового имущества, а также защитить собственника помещений в многоквартирном доме от недобросовестных действий управляющих организаций и специализированных жилищных кооперативов.
В решении Верховного суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13-25 отмечено, что абзац 17 пункта 2 Правил N 354, раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод), не относит к деятельности этих лиц функцию управления многоквартирным домом, а деятельность ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний различны по своему содержанию.
Различие в деятельности ресурсоснабжающих организаций и управляющих организаций, определяет невозможность ресурсоснабжающих организаций влиять на объем ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды.
В силу ч. 15 ст. 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация не имеет доступа к общедомовому имуществу, не отвечает за его состояние, не имеет полномочий по управлению им, в силу чего, в отличие от лиц, осуществляющих управление общим имуществом дома, не имеет возможности влиять на объем коммунальной услуги, приходящейся на общедомовые нужды, и осуществлять мероприятия по недопущению возникновения превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом потребления коммунальной услуги.
Кроме того, согласно п. 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Из материалов дела следует, что между ООО "ВодоСнабжение" и ООО "ЖЭУ N 1" заключен договор ресурсоснабжения (водоснабжения и водоотведения) N 281 от 01.08.2016, в соответствии с которым ООО "ВодоСнабжение" являясь ресурсоснабжающей организацией обязано поставлять исполнителю ООО "ЖЭУ N 1" ресурсы надлежащего качества для оказания последней услуг холодного водоснабжения для потребителей, проживающих в многоквартирных домах.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
Факт поставки холодной воды в спорный период подтвержден показаниями по холодному водоснабжению за период с января 2017 года по март 2017 года, справками показаний холодной воды по приборам учета за период с декабря 2016 года по март 2017 года, протоколами расчета водоснабжения за спорные периоды.
Расчет объема коммунальной услуги по холодному водоснабжению в размере превышения над объемом произведен истцом исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Тарифы на водоснабжение применены истцом на основании Приказа Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 01.12.2016 N 160-в.
Счета за период с января по март 2017 года выставлены истцом на основании показаний общедомовых приборов учета и нормативов в домах, в которых ОДПУ отсутствует.
Приведенные доказательства подтверждают обоснованность требований истца.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО "ВодоСнабжение" является исполнителем коммунальных услуг, отклоняется судом апелляционной инстанции по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.11.2017 по делу N А47-5587/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Махрова |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.