г. Воронеж |
|
7 февраля 2018 г. |
Дело N А35-6005/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 февраля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Письменного С.И.,
Алферовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Агафоновым А.Ю.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Курская Зерновая Компания": Суляева И.Н., представитель по доверенности N 9 от 08.08.2017;
от Комитета агропромышленного комплекса Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета агропромышленного комплекса Курской области (ОГРН 1024600961494, ИНН 4632021108) на решение Арбитражного суда Курской области от 01.12.2017 по делу N А35-6005/2017 (судья Шумаков А.И.) по исковому заявлению Комитета агропромышленного комплекса Курской области к обществу с ограниченной ответственностью "Курская Зерновая Компания" о взыскании 1 621 144 руб. субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Комитет агропромышленного комплекса Курской области (далее - Комитет АПК Курской области, истец) обратился в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Курская Зерновая Компания" (далее также ООО "КЗК", ответчик) о взыскании выплаченной субсидии в размере 1 621 144 руб., в том числе: 1 540 087 руб. - средства федерального бюджета, 81 057 руб. - средства областного бюджета.
Решением Арбитражного суда Курской области от 01.12.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, истец обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, договор страхования от 31.08.2016 N КР-05-21-0005411 не соответствует положениям Федерального закона от 25.07.2011 N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 260-ФЗ).
ООО "КЗК" представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В заседании суда представитель ответчика возражал против удовлетворения доводов жалобы.
Комитет АПК Курской области явку представителей в судебное заседание не обеспечил, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей стороны, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 6 декабря 2016 года между Комитетом агропромышленного комплекса Курской области и ООО "Курская Зерновая Компания" (получатель субсидии) заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования.
Предметом данного соглашения является взаимодействие сторон по оказанию мер государственной поддержки в виду субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования в рамках постановления Администрации Курской области от 11 марта 2013 года N 123-па "Об утверждении Правил предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования" (пункт 1.1 соглашения).
В силу пункта 3.4 соглашения в случае установления по итогам проверок, проведенных Комитетом, а также органами государственного финансового контроля, факта нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидий, определенных постановлением Администрации Курской области от 11 марта 2013 года N 123-па "Об утверждении Правил предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования" или условий настоящего соглашения, получатель субсидии обязан вернуть средства государственной поддержки в добровольном порядке в месячный срок с момента выявления указанных нарушений.
Между ЗАО "Страховая компания "РСХБ-Страхование" (страховщик) и ООО "Курская Зерновая Компания" (страхователь) 31 августа 2016 года заключен договор страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемого с государственной поддержкой, N КР-05-21-0005411.
Согласно пункту 2.2 указанного договора общая страховая премия составляет 3 373 812,14 руб. и уплачивается в рассрочку:
- первый страховой взнос в сумме 1 686 906 руб. 14 коп. не позднее 30 сентября 2016 года;
- второй взнос в сумме 1 686 906 руб. не позднее 25 декабря 2016 года (пункт 2.3.1 договора).
Ответчик для получения субсидии обратился в Комитет АПК Курской области с заявлением и предоставил договор страхования урожая сельскохозяйственного культур, осуществляемого с государственной поддержкой от 31.08.2016 N КР-05-21-0005411, заключенного с ЗАО "Страховая компания "РСХБ-Страхование".
В соответствии с пунктом 4 Правил Комитетом АПК Курской области на расчетный счет Страховой организации по вышеуказанному договору страхования была перечислена субсидия платежными поручениями от 12.12.2016 N 397697 в размере 81 057 руб. - из областного бюджета, от 13.12.2016 N 397395 в размере 1 540 087 руб.- средства из федерального бюджета.
В период с 30.01.2017 по 15.03.2017 в отношении Комитета АПК Курской области была проведена плановая выездная проверка Управлением Федерального казначейства по Курской области, в результате которой было установлено необоснованное предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату страховой премии по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемого с государственной поддержкой от 31.08.2017 N КР-05-21-0005411, заключенному между ООО "КЗК" и ЗАО "Страховая компания "РСХБ-Страхование".
Нарушение выразилось в том, что в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1371, пунктом 5 Правил договор сельскохозяйственного страхования не вступил в силу согласно положениям, предусмотренным пунктом 2.7 данного договора страхования.
На основании предписания, вынесенного Управлением Федерального казначейства по Курской области Комитету АПК Курской области и в соответствии с пунктом 2.1.5. соглашения ответчику было направлено требование от 27.04.2017 N 09.1-02/1685 о возврате субсидии в размере 1 621 144 руб., в том числе: 1540 087 руб. - средства федерального бюджета, 81 057 руб. - средства областного бюджета в срок до 16 мая 2017 года.
Однако средства федерального и областного бюджета, полученные ответчиком в качестве субсидии, до настоящего времени в Комитет АПК Курской области не возвращены. Ответчик представил отказ в возврате субсидии, ссылаясь на то, что договор страхования от 31.08.2017 N КР-05-21-0005411, заключенный между ООО "КЗК" и ЗАО "Страховая компания "РСХБ-Страхование" вступил в силу с 01.10.2016 и соответствовал требованиям, установленным для договоров сельскохозяйственного страхования на момент выплаты субсидии.
Поскольку ответчик в добровольном порядке не возвратил полученную субсидию, истец обратился в суд с настоящим иском.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" правовые основы оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования при осуществлении страховой защиты связанных с производством сельскохозяйственной продукции имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливаются федеральным законом о государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" порядок оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования устанавливается нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления и распределения предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по заключенным в соответствии с настоящим Федеральным законом договорам сельскохозяйственного страхования, включая методику расчета данных субсидий, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства").
Статьей 4 Федерального закона от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" установлено, что оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществляется на основании договоров сельскохозяйственного страхования, отвечающих определенным условиям.
Так, подпунктом "а" пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что договор сельскохозяйственного страхования должен быть заключен в отношении урожая одного или нескольких видов сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений на всей площади земельных участков, на которых сельскохозяйственным товаропроизводителем выращиваются сельскохозяйственные культуры, многолетние насаждения.
В силу подпункта "а" пункта 3 данной статьи договор сельскохозяйственного страхования должен быть заключен в отношении сельскохозяйственных культур, за исключением многолетних насаждений, не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней после окончания их сева или посадки.
В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N 1371 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектом Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования" (далее - Правила N 1371) субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ (далее - государственная и (или) муниципальные программы), предусматривающих возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования: в области растениеводства - на случай утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 1371 предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, форма которого утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Администрации Курской области от 11 марта 2013 года N 123-па утверждены Правила предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования (далее - Правила N 123-па).
Согласно тексту договора страхования, заключенного между ООО "Курская Зерновая Компания" и ЗАО "Страховая компания "РСХБ-Страхование" (п. 2.7) договор вступает в силу в 00 часов 00 минут дня, следующего за днем уплаты всей суммы страховой премии и действует до "10" августа 2017 года.
Согласно п. 2.8 договора страхование, обусловленное настоящим договором (период страхования. в отношении каждой сельскохозяйственной культуры), распространяется на страховые случаи, произошедшие с 00 часов дня, следующего за днем уплаты всей суммы первого страхового взноса, но не ранее дня завершения посева/посадки данной сельскохозяйственной культуры, и оканчивается в 24 часа дня, указанного как дата окончания уборки урожая сельскохозяйственной культуры (столбец N 10 таблицы в п. 2.1 договора). Изменение даты окончания периода страхования в связи с продлением срока уборки возможно при условии письменного согласия Страховщика.
Как следует из дополнительного соглашения N 3, подписанного сторонами указанного договора 15.05.2017, ЗАО "Страховая компания "РСХБ-Страхование" и ООО "КЗК" признают, что в соответствии со статьей 431 ГК РФ и действительной общей воли сторон с учетом цели договора, стороны подтверждают, что договор страхования вступил в силу в 00 часов 00 минут дня, следующего за днем уплаты суммы первого взноса страховой премии (п.2.3.1. договора), и действует по 15.08.2017.
Из письма ЗАО "Страховая компания "РСХБ-Страхование" от 20.02.2017 следует, что ответчиком 30.09.2016 произведена уплата первой части страховой премии, страхование, обусловленное настоящим договором... распространяется на все страховые случаи, произошедшие с 00 час. дня, следующего за днем уплаты всей суммы первого страхового взноса, и что договор страхования N КР-05-21-0005411 от 31.08.2016 является вступившим в силу.
В силу п. 1 ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
В соответствии со ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе, либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
В силу п. 1 ст. 954 ГК РФ под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования. Таким образом, страховая премия представляет собой предусмотренную договором денежную сумму, подлежащую уплате страховщику в качестве вознаграждения за принятые им на себя возможный риск убытков и обязательство по их возмещению.
Согласно ст. 957 ГК РФ договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.
Таком образом, с учетом изложенных норм права, а также исходя из принципа возмездности гражданско-правового договора, закрепленного в ст. 423 ГК РФ, момент вступления договора страхования в силу зависит от надлежащего исполнения страхователем обязанности по уплате как минимум первой части страховой премии.
Как следует из ч. 2 ст. 957 ГК РФ страхование, обусловленное договором страхования, распространяется на страховые случаи, происшедшие после вступления договора страхования в силу, если в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования.
Следовательно, начало действия страхового покрытия по договору страхования, совпадает с моментом вступления договора страхования в силу.
С учетом п. 2.8. договора страхования стороны определили, что таким моментом является уплата страхователем "всей суммы первого страхового взноса".
Пунктом 3 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) установлено, что добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и Правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления.
Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с требованиями законодательства, содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о сроке осуществления страховой выплаты, а также исчерпывающий перечень оснований отказа в страховой выплате и иные положения.
Договор страхования заключен в соответствии с Правилами страхования (стандартными) урожая с/х культур, посадок многолетних насаждений, осуществляемого с господдержкой, от 18.02.2016.
Из п. 7.2.8 указанных Правил следует, что "Договор с/х страхования вступает в силу со дня уплаты первого страхового взноса в полном объеме и в сроки, установленные договором с/х страхования".
С учетом п. 1 ст. 957 ГК РФ, именно уплата ответчиком страховой премии/либо ее первой части имеет значение для определения момента вступления договора страхования в силу.
В силу ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Учитывая вышеизложенное, договор страхования вступил для сторон в силу с 01.10.2016 (30.09.2016 первая страховая выплата), то есть, до момента выплаты обществу субсидии, и соответствовал требованиям, установленным для договоров сельскохозяйственного страхования на момент выплаты субсидии.
Доказательства нецелевого использования денежных средств в материалы дела не представлены.
Кроме того, как следует из условий договора, он заключен и действует на условиях Закона N 260-ФЗ, положениями которого установлены правовые основы оказания такой помощи с/х товаропроизводителям. В частности, предусмотрена обязанность страхователя уплатить только пятьдесят процентов начисленной по этому договору страховой премии.
Статьей 4 Закона N 260-ФЗ установлен ряд требований к договорам страхования, при исполнении которых возможно оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям. Одним из требований является требование об оплате сельскохозяйственным товаропроизводителем пятьдесят процентов начисленной по этому договору страховой премии.
Аналогичные условия содержатся в подп. "д" п. 3 Правил N 1371, п. 5 Правил N 123 -па.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что необходимым условием для выплаты субсидии в счет возмещения части затрат с/х товаропроизводителей на уплату страховых премий по спорному договору, является факт уплаты ответчиком 50% начисленной по договору страховой премии.
Факт исполнения ответчиком данного обязательства подтверждается платежным поручением N 874 от 30.09.2016 в соответствии с которым, ООО "КЗК" была произведена уплата страховой премии по договору в размере 1 686 906 руб.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводы суда области, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения принятого судебного акта.
Таким образом, апелляционная инстанция, повторно рассматривающая дело, считает, что при принятии обжалуемого судебного акта выводы суда первой инстанции соответствуют представленным доказательствам и обстоятельствам дела, в связи с чем, оснований для отмены решения Арбитражного суда Курской области от 01.12.2017 не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя жалобы, который в силу статьи 333.37 НК РФ освобождён от её уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 01.12.2017 по делу N А35-6005/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета агропромышленного комплекса Курской области (ОГРН 1024600961494, ИНН 4632021108) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.П. Афонина |
Судьи |
С.И. Письменный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.