г. Ессентуки |
|
08 февраля 2018 г. |
Дело N А15-4512/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровым О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу ООО "Газпром газораспределение Дагестан" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.10.2017 по делу N А15-4512/2017 (судья З.Т. Тагирова)
по заявлению ООО "Газпром газораспределение Дагестан" о признании незаконным и отмене решения Управления ФАС России по РД от 07.06.2017 по делу N 02- 25/2017
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Дагестан" (далее - ООО "Газпром газораспределение Дагестан", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления ФАС России по Республике Дагестан (далее - управление, антимонопольный орган) от 07.06.2017 по делу N 02-25/2017.
Определением суда от 27.09.2017 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица привлечено ООО "ЗАО "Мушарака".
Решением суда от 31.10.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 31.10.2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда от 31.10.2017 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (поставщик) и ООО "Мушарака" (покупатель) 08.11.2013 заключили договор поставки газа N !2-23/00-0383/14-Д.
Согласно пункту 2.1. раздела 2 указанного договора поставщик обязуется поставлять с 01.01.2014 по 31.12.2014, а покупатель получать (выбирать) и оплачивать поставленный газ.
Пунктом 2.4 раздела 2 вышеназванного договора определены место передачи объемов газа-граница раздела газораспределительных сетей газораспределительной организации ООО "Дагестангазсервис" (ныне - ООО "Газпром газораспределение Дагестан") с сетями (газопроводами) покупателя.
Окончательные расчеты за поставленный газ в силу пункта 5.5.2 договора производятся в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа.
Дополнительным соглашением N 1/15 от 18.11.2014 к договору поставки газа N !2-23/00-0383/14-Д от 08.11.2013, заключенным между ООО Газпром межрегионгаз Пятигорск" и ООО "Мушарака", продлен срок действия договора поставки газа от 08.11.2013 N 12-23/00-0383/14-Д до 31.12.2015.
ООО "Газпром межрегионгаз Пяигорск" (поставщик) и ООО "Дагестангазсервис" (ныне - ООО "Газпром газораспределение Дагестан" (ГРО) 29.12.2014 заключили договор возмездного оказания услуг по транспортировке газа N 80-8-0041/15.
Согласно этому договору (пункт 2.1 раздела 2) поставщик обязался подавать газ в сети ГРО на выходе ГРС газотранспортной организации ООО "Газпром трансгаз Махачкала" и на границах раздела газопроводов ОАО "Дагнефтегаз" с газораспределительными сетями и оплачивать услугу по транспортировке газа, а ГРО - принимать и транспортировать газ по сетям газораспределения до границы сетей покупателей газа в согласованных объемах.
ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала в Дагестане направило в адрес ООО "Газпром газораспределение Дагестан" письмо от 17.12.2015 N 12-11/4020-МС о прекращении поставки газа с приложением перечня потребителей, в том числе ООО "ЗАО "Мушарака" (РД, г.Буйнакск. ул.Промышленная, 3 "А"), в отношении которых принимаются мероприятия по прекращению 18.12.2015 поставки газа. В данном письмо филиалом ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" дано указание ООО Газпром газораспределение Дагестан" в связи с неоплатой за потребленный газ со стороны покупателей, перечисленных в перечне, провести мероприятия по прекращению поставки газа с 10 час.00 мин.18.12.2015.
25.12.2015 представитель ГРО - ЭГС г.Буйнакска ДжалаевМ. и присутствии представителя поставщика газа Билалова на 100% произвел отключение газопотребляющего оборудования ООО "ЗАО "Мушарака" (г.Буйнакск, ул.Промышленная) путем отрезания электросваркой газопровода и об этом составил акт от 25.12.2015 об изменении режима газопотребления.
25.12.2015 (вх.N 8143) ООО "ЗАО "Машарака" обратилась в Управление ФАС России по РД с заявлением от 24.12.2015 N 236 по факту незаконного отключения ему Дагестанским филиалом ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" газа.
Управление ФАС России по Республике Дагестан приказом от 20.02.2016 N 20 возбудило дело N 20-06/2016 по признакам нарушения ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице его филиалом в Дагестане, ООО "Газотранспортная компания Кировского района г.Махачкалы" части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Определением управления от 04.03.2016 назначено дело N 20-06/2016 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 11 час.00 мин.05.04.2016. И этим же определением к участию в деле в качестве ответчика привлечено ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице его филиал в Дагестане и к участию в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "Газпром газораспределение Дагестан" (г.Махачкала, ул.Абубакарова, 13 (ОГРН 1030502523787), в качестве заявителя привлечено ООО "ЗАО "Мушарака" (г.Буйнакск).
Определением управления от 09.03.2017 выделено в отношении ООО "Газпром газораспределение Дагестан" дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отдельное производство.
Управление по результатам рассмотрения дела N 20-25/2017 в присутствии представителя ООО "Газпром газораспределение Дагестан" Магомедова А.Ш.. приняло решение от 07.06.2017, которым ООО "Газпром газораспределение Дагестан" признано нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в действиях общества, повлекшие за собой ущемление интересов ООО "ЗАО "Машарака" путем отключения в нарушение Правил поставки газа последнего от газоснабжения в неустановленный ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" день.
Не согласившись с решением управления от 07.06.2017 по делу N 02-25/2017, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Восстановление пропущенного срока осуществляется в соответствии со статьей 117 АПК РФ.
Оспоренное решение управлением принято 07.06.2017, с настоящим заявлением общество обратилось в арбитражный суд 03.08.2017, то есть данное заявление подано в пределах предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской федерации).
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указано на то, что арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из доминирующим положением последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Следовательно, для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.
По смыслу статей 200 и 201 АПК РФ для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными решения от 01.08.2013 и предписания антимонопольного органа от 25.07.2013 по делу N 20, в части, касающихся общества, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого акта нормам действующего законодательства и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя (общества).
При рассмотрении дела о признании недействительным решения антимонопольного органа арбитражный суд в каждом случае должен установить, произошло ли в результате действий доминирующего субъекта негативное воздействие на конкуренцию и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов с учетом фактических обстоятельств спора и квалификации антимонопольным органом незаконности действий субъекта доминирующего на рынке.
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции на антимонопольный орган возложены функции по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, по выявлению нарушения антимонопольного законодательства, по принятию мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечению к ответственности за такие нарушения.
Оспоренным решением управления установлено, что ООО "Газпром газораспределение Дагестан" является организацией, осуществляющей деятельность по транспортировке газа по трубопроводам, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности газовых сетей и иного газового хозяйства (Республика Дагестан).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147 "О естественных монополиях" услуги по транспортировке газа по трубопроводам относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
В силу пункта 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии.
Судом установлено, что общество осуществляет деятельность по оказанию услуг по транспортировке газа и занимает доминирующее положение на указанном рынке и подпадает под сферу регулирования Закона "О защите конкуренции".
Управление установило в действиях общества нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в следующем.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) организациям- собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство.
В силу статьи 8 Закона о газоснабжении правила поставки газа утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно статье 18 Закона о газоснабжении поставки газа проводится на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение данного закона.
На основании статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В силу статьи 25 Закона о газоснабжении при несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Оспоренным решением антимонопольного органа установлено и материалами дела подтверждается факт отключения (100%) газа обществом по заявке ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице его филиала в Дагестане поставку газа 25.12.2015 вместо назначенного дня на 18.12.2015.
В пункте 3.5 договора N 80-8-0041/15 от 29.12.2014, заключенного между ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (поставщик) и ООО "Дагестангазсервис" (ныне - ООО "Газпром газораспределение Дагестан" (ГРО), стороны предусмотрели следующее: по письменному указанию поставщика ГРО в порядке, установленном законодательством РФ, производит ограничение или полностью прекращение транспортировку газа покупателям, неоднократно нарушавшим сроки оплаты за поставку газа и услуги по его транспортировке.
Пунктом 4 Порядка прекращения или ограничения электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно - энергетических ресурсов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1(далее - Порядок N 1), установлено, что энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации - потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что обществом не соблюдены предъявляемые пунктом 4 Порядка N 1 требования, выразившиеся в следующем.
В извещении от 16.12.2015 N 12-Ю/4014-И14 указано о прекращении поставки газа на объект ООО "ЗАО "Мушарака" (г.Буйнакск) с 10 час.00 мин. 18.12.2015, фактически ГРО (общество) было вручено представителю потребителя (ООО "ЗАО "Мушарака") извещение о прекращении поставки газа 24.12.2015 в 14 час.10 мин.
Прекращение поставки газа ООО "ЗАО "Мушарака" произведено 25.12.2015, тогда как в извещении поставщика было запланировано прекращение поставки указанному потребителю 18.12.2015.
Из материалов дела также не следует, что в отношении ООО "ЗАО "Мушарака" принимались меры в связи с наличием задолженности по потребленному газу по взысканию задолженности в судебном порядке до дня прекращения поставки газа.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что совершенное обществом действие по прекращению поставки газа ООО "ЗАО "Мушарака" противоречат условиям договора, пунктам 3 и 4 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1.
Управление правомерно и обоснованно признало общество нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, квалифицировало его действия как злоупотребление доминирующим положением на рынке по оказанию услуг по транспортировке газа, выразившегося в ущемлении интересов ООО "ЗАО "Мушарака".
Управление доказало в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ соответствия оспариваемого решения закону и обстоятельств, послуживших основанием принятия оспариваемых пунктов решения.
В отсутствие доказательств наличия исключительных условий для прекращения поставки газа действия общества по прекращению поставки газа ООО "ЗАО "Мушарака" не могут быть признаны совершенными в допустимых пределах осуществления гражданских прав, ущемление прав потребителя ООО "ЗАО "Мушарака" антимонопольным органом доказано.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение и действия (бездействие) государственных органов, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемых пунктов акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятия оспариваемых пунктов акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых пунктов акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 АПК РФ доказать заявитель.
Общество, занимающее доминирующее положение на рынке по транспортировке газа, не доказало, что его действиями не ущемлены интересы ООО "ЗАО "Мушарака" и каким образом соответствующее закону решение управления от 07.06.2017 по делу N 02-25/2017 нарушили его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности.
Судом не установлено нарушение оспоренным решением антимонопольного органа законных прав и интересов общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.10.2017 по делу N А15-4512/2017.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.10.2017 по делу N А15-4512/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.