г. Владимир |
|
08 февраля 2018 г. |
Дело N А11-4658/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.02.2018.
Полный текст постановления изготовлен 08.02.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Логиновой О.А., судей Вечканова А.И., Долговой Ж.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рогановым С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 13.12.2017 по делу N А11-4658/2017,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Александров Водоканал" (ОГРН 1123339001510, ИНН 3301030117) к обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива" (ОГРН 1153339000539, ИНН 3301033541) о взыскании 434 917 руб. 57 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Золкина Л.А. по доверенности от 30.10.2017 N 3-ву;
от ответчика - Плотникова И.А. по доверенности от 09.01.2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Александров Водоканал" (далее - ООО "Александров Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива") о взыскании расходов на установку общедомовых приборов учета в сумме 421 701 руб. 02 коп. (с учетом уточнения принятого в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 13.12.2017 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил заявленные исковые требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Перспектива" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, а также считает себя ненадлежащим ответчиком. Полагает, что расходы по установке ОДПУ подлежат возмещению за счет собственников помещений многоквартирных домов.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец в судебном заседании и в отзыве указал на законность и обоснованность принятого по делу решения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Александров Водоканал" является организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории города Александров и Александровского района.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Закона, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды.
Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении определено, что организации, указанные в пункте 9 статьи 13 Закон об энергосбережении (к которым относится ООО "Александров Водоканал"), в срок до 01.07.2013 обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Во исполнение требований действующего законодательства, ООО "Александров Водоканал", путем привлечения подрядной организации осуществило установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах по следующим адресам: Владимирская область, город Александров, Вокзальный переулок, д.3; ул. Институтская, д. 9; ул. Красной Молодежи, д. 4; ул. Ленина, д. 32; ул. Лермонтова, д. 26; ул. Маяковского, д. 13; ул. Октябрьская, д. 14/1; ул. Октябрьская, д. 14/2; ул. Первомайская, д. 48; ул. Первомайская, д. 50; ул. Революции, д. 36; ул. Революции, д. 48; ул. Революции, д. 51; ул. Топоркова, д. 2; ул. Фабрика Калинина, д. 14; Энтузиастов, д. 21; ул. Юбилейная, д. 2/2.
Для выполнения работ по установке общедомовых приборов учета между ООО "Александров Водоканал" и ООО "Автоматика и системы связи" были подписаны: договор подряда N 149-13/14 от 26.03.2014 и договор подряда N554-01/15 от 13.05.2015. Согласно условиям вышеуказанных договоров, подрядчиком были установлены 17 общедомовых приборов учета. Факт установки общедомовых приборов учета подтверждается актами о приемке выполненных работ и справками о стоимости выполненных работ и затрат.
Подрядная организация, выполнив работы по установке общедомовых приборов учета, выставила истцу счета на оплату, которые были оплачены им в полном объеме. Общая стоимость приборов учета и работ по его установке составила 964 604 руб. 35 коп. Установленные приборы учета были введены в эксплуатацию, что подтверждается Актами технического освидетельствования водомерных узлов.
Собственники многоквартирных домов и управляющие организации не возместили ресурсоснабжающей организации расходы за установку данных общедомовых приборов учета.
В настоящее время Управляющей компанией в многоквартирных домах по указанным выше адресам является ООО "Перспектива", что подтверждается анкетой управляющей организации ООО "Перспектива".
Истец произвел расчет доли расходов на установку общедомовых приборов учета, приходящейся на указанные помещения. Так как пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию спорных общедомовых приборов учета не истек, документов, указывающих на то, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки от собственников или управляющей компании в ресурсоснабжающую организацию предоставлено не было, расчет доли расходов был произведен пропорционально количеству лет, прошедших с момента установки общедомовых приборов учета. Согласно произведенному расчету сумма задолженности за установку приборов учета составила 421 701 руб. 02 коп.
28.12.2016 истец направил в адрес ответчика претензию N б/н с просьбой оплатить образовавшуюся задолженность в срок до 27.01.2017. Данная претензия оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
Поскольку в добровольном порядке долг за расходы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета не погашен, истец обратился в арбитражный суд с иском к ООО "Перспектива" избранному собственниками помещений в качестве управляющей организации.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса, пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям.
Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Закона об энергоснабжении, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. В случае невыполнения данных требований Закона, оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункты 5, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 38(1) Правил N 491).
Исходя из статей 161, 162 Жилищного кодекса, пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту б), подпункту ж) пункта 10, подпункту к) пункта 11, подпункту а) пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 20 Правил N 491).
Исходя из системного толкования изложенных норм, именно управляющая компания, как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.
Данная правовая позиция сформулирована в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015.
Так, в пункте 2 данного Обзора (раздел "Разрешение споров, возникающих из обязательственных правоотношений") со ссылкой на определение Верховного Суда Российской Федерации N 310-ЭС14-5955 разъяснено, что в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
Факт выполнения истцом работ по установке ОДПУ и введение в эксплуатацию в установленном порядке в жилых домах находящихся в управлении ответчика подтверждается материалами дела.
Согласно пункту 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки, если ими не выражено намерения оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Поскольку управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения.
При рассмотрении дел о возмещении расходов на установку общедомовых приборов учета следует учитывать, истек ли пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, а также устанавливать факт принятия собственниками помещений решения оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия собственниками спорных помещений решения оплатить расходы за установку приборов учета единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При этом пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомовых приборов учета на дату вынесения решения по настоящему делу не истек.
Расчет задолженности, произведенный истцом пропорционально части пятилетнего срока, прошедшего со дня ввода приборов учета, судом проверен и признан правильным. Согласно произведенному расчету сумма задолженности за установку приборов учета составила 421 701 руб. 02 коп.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что ответчик не представил доказательства оплаты расходы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды, наличие долга в предъявленной к взысканию сумме документально не опроверг, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца в полном объеме.
Доводы апеллянта, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, арбитражный суд вынес законное решение, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 13.12.2017 по делу N А11-4658/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.А. Логинова |
Судьи |
А.И. Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.